Критерий 3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.
материал

Мудрова Лидия Борисовна

3.1.     Создание образовательной среды для успешной социализации обучающихся.

3.2.     Наличие достижений обучающихся во внеурочной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

3.3.     Систематичность внеурочной деятельности по предмету.

3.5.     Работа в качестве классного руководителя (для педагогов, осуществляющих классное руководство, обязательный критерий).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»

 693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20

E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru

Создание образовательной среды для успешной социализации обучающихся.

В образовательном учреждении обязательно должна быть создана среда для успешной социализации обучающихся. Для детей с тяжелым нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. У них практически отсутствует интерес к окружающему миру. Задача педагога – научить таких детей познавать окружающий мир.

Многие родители наших воспитанников предпочитают находиться с детьми дома, редко посещают мероприятия, общественные места, гуляют с ними. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден. Совместная работа педагога с родителями – залог адаптации и социализации ребенка.

Для успешной социализации учащихся, я стараюсь создать в классе эмоционально  комфортную атмосферу, которая обеспечит психологический комфорт в коллективе. Чтобы воспитать полноценного гражданина с активной жизненной позицией – организовываю разностороннюю социально значимую деятельность. Веду внеурочные занятия «Разговоры о важном». В продолжении этих занятий мы с ребятами совершаем совместные экскурсии. Совместные просмотры мультфильмов знакомят учащихся с системой ценностей, принятой в обществе.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из важнейших задач, которые я ставлю перед собой. Мне небезразлично, какими вырастут дети, поэтому стараюсь привить им определённые нравственные качества. Для этого мы читаем книги и смотрим фильмы и мультфильмы с дальнейшим совместным обсуждением. Помимо этого я использую моделирование реальных ситуаций.

При посещении магазина у детей с нарушением интеллекта развиваются не только навыки ориентировки в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене.

Экскурсии позволяют включить детей с ТМНР в социальную среду, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.

Полученные знания мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх. Вместе с учащимися мы выстраиваем алгоритм действий в той или иной ситуации, учимся распределять роли. Таким образом, дети, зная алгоритм действий в общественных местах, смогут в будущем более свободно передвигаться.

В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.

Обучение и воспитание детей трудно представить без трудовой подготовки. Установлено, что знания по труду не только подготавливают учащихся в профессиональном отношении, но и при соответствующей организации являются весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире.

Трудовое воспитание детей с ТМНР  я считаю одной из основных задач. Это еще и одна из сложнейших задач, так как, часто, для этих детей характерны плохая моторика, и как результат неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха, поэтому нередко бывает невнятная речь. Однако, практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей ТМНР. Сочетание трудового обучения с различными видами общественно-полезного и производительного труда создаёт условия для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития учащихся.

Для достижения поставленных целей и задач я использую в своей работе с детьми с ТМНР следующие приемы хозяйственно-бытового и общественно-полезного труда:

  • дежурство по содержанию чистоты в классе;
  • уход за растениями  в классе;
  • работа на пришкольном участке;
  • участие в оформлении класса к различным мероприятиям;
  • совместное изготовление с родителями скворечников и кормушек для птиц;
  • участие в школьных субботниках;
  • участие в акциях по утилизации использованных батареек;
  • участие в акциях «скажем, нет пластику»;

Помимо этого проводилась работа, направленная на бытовую составляющую:

  • как правильно пользоваться иголкой и ножницами;
  • как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду;
  • как правильно хранить обувь;
  • уход за обувью и её сушка после прогулок;
  • как качественно проводить влажную уборку;
  • как правильно отжимать тряпку;
  • как наливать нужное количество воды в ведро и т.п.

2022-2023

учебный  год

2023-2024

учебный год

Санитарно-гигиенические

50 % (3 чел.)

100 % (6 чел.)

Уровень самостоятельности

67 % (4 чел.)

100 % (6 чел.)

Трудовые

50 % (3 чел.)

 50 % (3 чел.)

Соблюдение норм и правил поведения учащихся

83 % (5 чел.)

100% (6 чел.)

Взаимодействия, взаимоотношения с товарищами

100 % (6 чел.)

100 % (6 чел.)

Вывод: помимо самостоятельности, дети приобрели трудовые навыки, позитивное отношение к природе, научились более ответственному подходу к окружающему миру, научились дружить. Заметна динамика на уроках и во внеурочное время. Ученики принимают активное участие в школьных мероприятиях. Дети стали относится к различным поручениям более ответственно.

Директор школы                                                         О.В. Михаленкова



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»

 693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20

E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru

Работа в качестве классного руководителя.

План воспитательной работы классного руководителя.

Планирование воспитательной работы в классе – необходимое условие успешной организации процесса воспитания школьников. Составляя план, классный руководитель проектирует развитие классного коллектива и отдельных учащихся. 

Цель:

Основной целью воспитательной работы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к труду, адаптация к социуму.

Задачи:

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • работать над привитием культурных навыков поведения в обществе, коллективе;
  • продолжать работу по созданию сплоченного коллектива;
  • повышать интерес к учебным занятиям;
  • добиваться полной посещаемости на уроках и группе;
  • проводить работу по коррекции внимания, памяти, мышления и речи;
  • воспитывать у детей активность, самостоятельность, уверенность в себе
  • прививать санитарно-гигиенические навыки;
  • знакомить детей с правами и обязанностями школьников, а также с правилами в школе и с основами безопасной жизнедеятельности;
  • воспитывать бережное отношение к общественному и личному имуществу, бережное отношение к своей жизни, чувство взаимопомощи;
  • учить избегать опасности, а при необходимости действовать решительно и четко.

Положительная динамика межличностных отношений.

В современной педагогике и психологии общение является одной из ведущих проблем. Интерес к этой проблеме обусловлен запросами социальной практики. Это связано с тем, что общение играет ключевую роль в формировании человеческой личности, её важнейших свойств, нравственной сферы и мировоззрения. Например, через общение с психологически развитыми людьми человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.

Также в педагогике проблема общения педагога и ученика считается одной из центральных. Из-за недостатка психологических знаний, умений и навыков организации взаимодействия многие учителя испытывают затруднения при общении с учениками, что может приводить к негативным эмоциональным состояниям и тягостным переживаниям.

Таким образом, изучение проблемы общения в учебно-воспитательном процессе является одним из ведущих направлений психологических и педагогических исследований.

Большое внимание отводится межличностным отношениям детей с ограниченными возможностями здоровья ТМНР. В процессе коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности дети с ТМНР выступают как объекты и субъекты общения. Исследование процесса общения в коллективе, взаимоотношений в нем, особенностей влияния коллектива на отдельную личность является важнейшим звеном в изучении проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом включаются в коллективные игры, плохо усваивают смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации.

Для улучшения психологического климата и для снятия напряжения использую некоторые коррекционные упражнения:

  • танцевально-песенные упражнения, которые являются эффективным средством общегруппового сплочения, снятия напряженности, предотвращения утомления;
  • игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимы: «Через стекло», «Изобрази сказку», «Испорченный телефон»;
  • упражнения «Прикосновение», «Рукопожатие», «Разговор руками», способствуют развитию межличностной близости.

Упражнения на межгрупповое взаимодействие:

Методика «Рисование на общем листе», результаты которой являются хорошей иллюстрацией отношений детей в классе. Эта методика основана на организации групповой деятельности детей, в которой заданы пространственные и предметные ограничения.

Диагностика межличностных отношений и групповой сплоченности.

Критерий 1

Положительное отношение к групповым видам работ и совместным играм

Критерий 2

Готовность принимать помощь от педагога и одноклассников

Критерий 3

Положительная реакция на одобрение

Критерий 4

Адекватная реакция на порицание

Критерий 5

Готовность детей на взаимопомощь

Критерий 6

Благоприятное эмоциональное состояние на занятиях

Диаграммы – это показатель совместной работы учителя и учащихся. Дифференцированный подход на протяжении данного периода показал положительную динамику межличностных отношений и психологический комфорт в классе.

Работа с родителями.

Темы родительских собраний:

2022 – 2023 учебный год:

  • «Условия реализации ФГОС АООП вариант 1»  Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета» (сентябрь);
  • «Подведение итогов первой четверти. Безопасность во время осенних каникул» (октябрь);
  • «Подведение предварительных итогов 1 полугодия и организация учебно-воспитательного процесса с учетом требований по обеспечению здоровья и безопасности учащихся» (декабрь);
  • «Поощрение и наказание детей в семье». Обсуждение учебных проблем (февраль);
  • «Эстетическое воспитание ребёнка в семье. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка» (апрель);
  • Подведение итогов года (май).

2023 – 2024 учебный год:

  • «Условия реализации ФГОС АООП вариант 2».  Выбор родительского комитета» (сентябрь);
  • «Подведение итогов первой четверти. Безопасность во время осенних каникул» (октябрь);
  • «Подведение предварительных итогов 1 полугодия и организация учебно-воспитательного процесса с учетом требований по обеспечению здоровья и безопасности учащихся» (декабрь);
  • «Поощрение и наказание детей в семье». Обсуждение учебных проблем (февраль);
  • «Эстетическое воспитание ребёнка в семье. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка» (апрель);
  • Подведение итогов года (май).

2024 – 2025 учебный год:

  • «Ознакомительное собрание (вводное). Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка ОВЗ ТМНР. Возрастные особенности ребёнка» (сентябрь);
  •  «Результаты 1 четверти. Что нужно знать родителям о физиологии школьника-подростка» (октябрь).
  • «Результаты 2 четверти. Новогодние каникулы. Безопасность во время каникул» (декабрь).

Результаты анкетирования родителей.

Было опрошено 6 человек. Анкетирование проводилось 23.04.2024 г.

С каким настроением ваш ребёнок идёт в школу?

Всегда с

 хорошим

Чаще с

хорошим

С

равнодушным

Чаще с

плохим

95%

5%

-

-

Как, по вашему мнению, к ребёнку относится учитель?

Очень хорошо

Хорошо

Безразлично

Плохо

95%

5%

-

-

В какой форме обращается к ребёнку чаще учитель?

Убеждает,

советует,

вежливо просит

Чаще в вежливой форме

Мне это

безразлично

Чаще в грубой форме

100%

-

-

-

Утверждение

Ответ «да»

Ответ «нет»

Достижения нашего ребенка оцениваются объективно, справедливо.

100 %

0%

Педагогом осуществляется правильный и своевременный контроль над достижениями нашего ребенка.

100%

0%

При обучении нашего ребенка педагог учитывают его индивидуальные особенности.

100%

0%

Учитель прислушивается к нашему родительскому мнению и учитывает его.

100%

0%

За время обучения нашего ребенка произошли изменения к лучшему.

100%

0%

Мы довольны тем, что наш ребенок обучается именно в этом классе.

100%

0%

Наши отношения с педагогом складываются доброжелательно.

100%

0%

Результаты исследования показывают, то что, по мнению родителей, обучающиеся идут в школу всегда в хорошем, приподнятом настроении. Подавляющее большинство родителей считают, что учитель относится к их ребенку очень хорошо и всегда общается вежливо и уважительно, что характеризует учителя как педагога, умеющего выстраивать конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с обучающимися и их родителями.

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.

Усилия работников в коррекционной педагогике направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в коррекционно – развивающих   программах. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной коррекционной педагогики.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые я использую в своей работе:

Динамические паузы:

  • Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Подвижные и спортивные игры:

  • Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Гимнастика пальчиковая:

  • Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Гимнастика для глаз:

  • Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Гимнастика бодрящая:

  • Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Гимнастика корригирующая:

  • Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры:

  • Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж, точечный самомассаж:

  • Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. 

Коррекционные технологии.

Арттерапия:

  • Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Технологии музыкального воздействия:

  • Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на уроках.

Сказкотерапия: 

  • Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Технологии воздействия цветом:

  • Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров помещения. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Сюда же можно включить работу в сенсорной комнате с современным оборудованием, используя цветные светодиодные вариации.

Технологии коррекции поведения:

  • Проводятся по специальным методикам в игровой форме.

Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с тяжелыми  интеллектуальными нарушениями приводят к следующим результатам:

  • снижение уровня заболеваемости и перезагрузки учащихся;
  • повышение работоспособности и активности учащихся на уроке, выносливости детей;
  • развитие психических процессов;
  • формирование и развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики;
  • повышение результатов воспитательно-образовательного процесса и в итоге способствует социальной адаптации детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Реализация основных направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Решение задач духовно-нравственного развития и воспитания, социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях длительное время не теряет своей актуальности. Целевые установки в сфере воспитания обучающихся с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, Стратегии развития образования в Российской

Федерации на период до 2025 года и других документах.

Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также определены целевые ориентиры развития образования. Одним из таких ориентиров выступает воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Достижение этого целевого ориентира значимо в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку именно приобщение к ценностям и освоение традиций является основой для их успешной социальной адаптации и социальной интеграции.

Это подтверждает высокую значимость обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания, социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с ТМНР в общеобразовательных организациях.

Среди актуальных и недостаточно отработанных на практике содержательных направлений воспитания, значимых для достижения личностных результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, нормированных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующие:

  • создание условий для освоения обучающимися культурного наследия малой родины, ценностей региональной культуры как основы формирования региональной идентичности с учетом социокультурных особенностей Сахалинской области;
  • формирование представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • формирование представлений и признания обучающимися индивидуальности каждого человека, следования принципам культуры толерантности, формирование на этой основе неприятия любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

Другими словами – духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование её нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

  • тематические классные часы по нравственной тематике;
  • просмотр добрых советских мультфильмов по теме: «Доброта», «Щедрость», «Дружба» и др.;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
  • праздники, сюрпризы, конкурсы;
  • экскурсии.

Перечень мероприятий проведенных педагогом:

2022-2023 учебный год.

  • этическая беседа «Правила общения и правила поведения в школьной столовой»;
  • просмотр мультфильма «Мешок яблок», обсуждение по теме доброта и щедрость;
  • день матери в России.  Беседа на тему «Мамы, милые – самые любимые!»;
  • международный день инвалидов. Этическая беседа «Спешите делать добро» после просмотра мультфильма «Цветик – семицветик»;
  • Беседа на тему: «Вежливые слова»;
  • Беседа на тему: «Правила дорожного движения»;
  • Проведение новогоднего утренника;
  • Внеурчная деятельность, поход с классом и родителями в парк на выставку «Ледяных фигур»;
  • Экскурсии в магазин, в школьную теплицу и др.

2023-2024 учебный год.

  • совместное обсуждение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?";
  • беседа «Что такое ответственность?»;
  • классный час с элементами тренинга «Мы – дружный класс»;
  • этическая беседа «Культура общения»;
  • международный женский день, беседа «Как порадовать маму?»;
  • этическая беседа «Я и мои друзья»;
  • этическая беседа «Мои хорошие и плохие поступки»;
  • совместный фотоконкурс с родителями: «Вместе дружная семья: мама, папа и я».      

2024-2025 учебный год.

  • беседа на тему: «2024 год – год семьи»;
  • просмотр короткометражного фильма «Стеша» с последующим обсуждением;
  •  международный день инвалидов. Этическая беседа «Умей чувствовать рядом с собой человека»;
  • игра-путешествие «Школа вежливых наук»;
  • беседа на тему: «Уважай старших. Будь внимателен к младшим!».

Директор школы                                                         О.В. Михаленкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИЙ 3: Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Организация внеурочной деятельности (по предмету "Физическая культура"). Физкультурно-спортивные мероприятия, в том числе Всероссийского уровня...

Критерий 3 «Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Организация внеурочной деятельности по предмету.Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации.Наличие проектов научной (интеллектуальной), тво...

Критерий 3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

3.1. Создание образовательной среды для успешной социализации обучающихся.       * Справка, отражающая описание и анализ применяемых методик и технологий социально-адаптационной ра...

КРИТЕРИЙ 3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

3.1. Создание образовательной среды для успешгой социализации обучающихся.       * Справка отражающая анализ применяемых методик и технологий социально-адаптационной работы.3.2. На...

Критерий 3: Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Учащиеся класса, где я являюсь классным руководителем, принимают активное участие в различных школьных меропиятиях, событиях городского и областного значения. Так же я считаю, что важным этапом работы...

Критерий 3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

3.1. Участие в реализации воспитательных мероприятий, творческойи социально значимой деятельности обучающихся, а также в кокурсах, олимпиадах, соревнованиях, смотрах, фестивалях.3.2. Организация педаг...

Критерий 3.Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

3.1.Создание образовательной среды для успешной социализации обучающихся 3.2.Наличие достижений обучающихся во внеурочной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности3.3. - 3.4. -...