Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных и согласных звуков"
план-конспект урока (5 класс)

Конспект представлен для обучающихся средней общнобразовательной школы в рамках помощи детям с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 5 классе.

Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков»

Пространственные представления

Коррекционная: Развитие и уточнение пространственных представлений.

Грамматическая: Дифференциация родственных и неродственных слов.

Задачи.

Коррекционные:

· Уточнить и закрепить пространственные представления.

· Уточнить правое и левое направление в пространстве.

· Закрепить осознание схемы тела.

· Формировать межполушарное взаимодействие.

· Развивать словесно-логическое, пространственно-образное мышление.

· Развивать произвольное внимание.

· Расширять активный словарь.

Образовательные:

· Продолжать формировать понятие о родственных словах.

· Продолжать учить дифференцировать родственные и неродственные слова.

· Формировать навыки словоизменения и словообразования.

Воспитательные:

· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

· Работа над осведомлённостью.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Прослушайте группы слов. Какое слово лишнее? Почему? (Потому что одно слово не является родственным ко всем остальным словам).

Печурка, печать, печка, печник (печать).

Носильщик, нос, носатый, носик (носильщик).

Чесночный, честный, чеснок, чесночок (честный).

Циркач, цирк, циркуль, цирковой (циркуль).

Левый, налево, лев, левосторонний (лев).

Мёд, медок, медный, медовый (медный).

- Речь в нашем занятии пойдет об однокоренных, родственных словах.

- Послушайте стихотворение о таких словах. (слова вывешиваются на доску)

Жило - было слово ход

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе в даль шагало.

-Какая общая часть у всех этих слов? Назовите её. (ход)

-Как называется общая часть, от которой образованы все эти слова? (корень)

А что обозначает слово ход? (движение в каком либо направлении) -Слово выход? (место через которое выходят), вход(место через которое входят), ходики (стенные часы упрощённого устройства, с гирями), поход (путешествие или прогулка пешком, своим ходом)

Скажите, эти слова близки по смыслу?

В русском языке есть такое правило: все слова, которые имеют общую часть- корень, и близки по смыслу называются родственными.

Правило (читают хором)

Родственные слова близки по смыслу. В них повторяется общая часть- корень.

Родственные слова называются также однокоренными словами.

Вывод: являются ли слова выход, вход и т.д. родственными? Почему?

Задание 1.

- Посмотрите на слова, которые написаны на доске (дом, домосед, домовой, домочадцы, домашний)

- Как можно назвать эти слова? Какими они являются? Почему? Докажите что они близки по значению.

домосед - человек, любящий дом. домовой - существо, которое охраняет дом. домочадцы - все кто живёт в одном доме, в одной семье.

Задание 2.

- От слов, обозначающих предметы, образуйте слова, обозначающие признаки предмета, действие предмета.

Какой? Что делает?

дым
игра
шум
мороз

- Запишите слова. Выделите корень. Являются ли они родственными?

Задание 3.

Игра « Собери группы слов».

- Распределить карточки так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Учитель, воробей, ворона, воронёнок, учить, берёза, подберёзовик, воробушек, ученик, воробьиха, берёзовый, воробьиное.

Задание 4.

- Посмотрите на доску. Прочитайте пары слов. Выделите корень. Являются ли эти слова родственными родственными?

Рис — рисунок
Вода — водить
Гора — горевать

Задание 5.

Различение слов с одинаковым корнем и родственных слов.

- Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем с какого дерева улетел каждый листочек.

Горе, горка, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный.

Физкультминутка.

Упражнения для шейного отдела позвоночника.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

1. Скольжение подбородком по грудине вниз.
2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад. Наклоны головы вправо-влево.
3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4. «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Индивидуальная работа по карточкам.

- Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в словах корень.

Карточка №1.

На огонь летит маленький … .
Солнце, луна, звёзды- небесные … .
В комнате стало … от огня.
Вдалеке я увидел тусклый … .
Зимой солнце …, но не греет.
Скоро наступит … и станет совсем … .

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

Карточка №2.

- Сегодня у нас был урок… .
На излучине реки стоял … и смотрел вдаль.
Я повесил свой … на стену около дивана.
Мой брат Саша очень любит … .
Это была … на тему «Осень».

Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисовальщик.

Карточка №3.

Мама купила в магазине для плова … .
Куда ни глянешь всюду … поля.
Сегодня на поле приехал главный … .
Дедушка аккуратно перебирал … крупу, складывая … к … .
Мама приготовила на обед вкусный … суп.

Слова для справок: рис, рисовод, рисовый, рисинка.

6. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Конспект урока "Гласные и согласные звуки"

Конспект урока "Гласные и согласные звуки" 5 класс...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Конспект открытого урока по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Конспект открытого урока с презентацией и раздаточным материалом...