УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Конспект открытого урока по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кошечко Любовь Викторовна

Конспект открытого урока с презентацией и раздаточным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_fonetike.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г.ЛЕРМОНТОВА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ФОНЕТИКА. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

РАЗРАБОТЧИК: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КОШЕЧКО ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ФГОС

ТЕМА УРОКА: ФОНЕТИКА. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Цель деятельности учителя

Организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Фонетика», создать условия для актуализации знаний

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Метод развития критического мышления через чтение и письмо,  эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал


СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, психологический настрой

 Приветствие.

Вступительное слово.

(Звучат фанфары)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Дети с помощью картинок-смайликов, грустного и веселого, выражают свое настроение.) Мне приятно, что большинство из вас пребывают в хорошем настрое, думаю, что в конце урока грусть остальных ребят сменится на позитивный настрой!

Проверка готовности к уроку.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости (представление гостей).

Участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний,  постановка целей урока, мотивация к учебной деятельности

Мы завершили изучение раздела «Синтаксис», и сейчас мне хотелось бы поиграть с вами в игру, которая поможет вам вспомнить пройденное. Итак, игра называется «Верно/неверно». Я буду оглашать утверждения, а вы, если оно верное, будете хлопать. Готовы? Начнем!

  • Раздел лингвистики, который занимается изучением словосочетания, предложения, текста называется орфография.
  • Члены предложения бывают главными и второстепенными.
  • Грамматическая основа предложения состоит из дополнения, определения и обстоятельства.
  • Сложные предложения состоят из одной грамматической основы.
  • Два простых предложения в составе сложного разделяются запятой.
  • Определение отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Зачем? Почему

Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Сейчас откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Строчку для записи темы оставьте пока свободной. (Один из учеников проговаривает записанное по слогам, отмечая орфограммы).

Ребята, обратите внимание на слайд (слайд 2). Все изображенные предметы вам, конечно же, знакомы! Запишите, пожалуйста, в строчку их названия. Что же объединяет все записанные вами слова? Правильно, «фон»! Это не просто корень, а целое, отдельное слово, давайте откроем словарь и определим его значение.

Сегодня у нас с вами необычный урок – урок погружения в мир звуков. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же попробуем разобраться в этом мире. Наверняка, вы уже догадались, как звучит тема нашего сегодняшнего урока.

(Дети формулируют и записывают тему урока)

Какие цели мы ставим перед собой сегодня?

(С помощью фраз-клише на слайде 2 дети формулируют цели урока).

Ребята, а что делаем мы, когда хотим вслух выразить какую-то мысль? Как называются эти звуки? Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи. (Слайд 5). Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.  Проведём опыт. Произнесите вместе со мной гласные звуки. Преграду ощущаете?  А теперь произнесем согласные. “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык). “З”, “с”? (Сомкнутые зубы). Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков. (Слайд 6).

(Слайд 7) Ой, ребята! Посмотрите! Гласные и согласные в песенке поссорились, сможете ли вы восстановить текст и догадаться, что это за песенка? («В лесу родилась елочка») Здорово! Как быстро вы догадались! А какие звуки вам помогли: гласные или согласные?

  1. Участвуют в игре «Верно/неверно», вспоминают пройденный материал

  1. Записывают число, «Классная работа», проговаривая по слогам, выделяя орфограммы

  1. Формулируют тему урока, ставят цели

  1. Знакомятся с артикуляционным аппаратом и принципами его действия; на собственных наблюдениях делают выводы об образовании гласных и согласных звуков.

  1. Игра «Угадай песенку»

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3. Обобщение и систематизация знаний

Теперь давайте вспомним, какими бывают гласные и согласные звуки. (Слайд 8, 9) Перед вами 3 картинки: подушка, кирпич и колокольчик. Давайте запишем на подушке звуки, которые всегда бывают мягкими, на кирпиче - всегда твердые, а на колокольчике запишем сонорные звуки. (Три ученика записывают звуки на доске)  

А сейчас запишите в тетрадь слова, в которых бы звук «с» был бы и твердым и мягким, звук «о» ударным и безударным. (Проверка в парах)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Вспоминают, на какие группы делятся звуки, их характеристики, самопроверка по слайду.
  2. Самостоятельная работа (дооформление) с раздаточным материалом.
  3. Работа в тетрадях, проверка в парах.
  4. Физкультминутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

   

  Вы уже знакомы с понятием «транскрипция». На каких уроках чаще всего им пользуетесь? (На уроках английского языка) Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай слово». (Слайд 10) Перепишите в столбик транскрипции слов, которые вы видите на экране, а рядом укажите буквенную запись слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом для проверки этого задания.

Следующая игра называется «Построй слово», играть мы в нее будет группами. (Слайд 11). Перед вами несколько звуков, ваша задача составить из них слова. Здесь важно помнить, что буква и звук это не одно и то же! Победит та группа, которая составит большее количество слов. Составленные слова записываем в тетради. (Дети делятся на подгруппы, составляют слова)

У меня для вас есть еще одна игра, которая называется «Салат», в нее мы поиграем устно. (Слайд 12) Итак, в огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла такие, название которых состоит из: 2 слогов, 7 букв, 6 звуков; 2 слогов, с ударением на первый слог, 2 согласных звука мягких; 1 слога, все согласные звуки твердые; 4 слогов. Молодцы ребята вы отлично справились с заданием!

И напоследок  у меня припасены для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны, отвечая на них! (Слайд 13)

  • Чем кончается день и ночь?
  • Что стоит посредине земли?
  • Чем кончается лето и начинается осень?
  • Что находится в начале книги?
  • Что мы слышим в начале урока?
  • Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?
  • За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?

Применение и закрепление полученных знаний в игровой форме: игры «Угадай слово», «Построй слово» (письменно», «Салат» (устно), шуточные вопросы

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ).

5.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Здорово! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, плодотворно сегодня поработали! Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Инструктаж по выполнению домашнего задания) (Слайд 14)

Обсуждение возможных трудностей при выполнении домашнего задания, запись домашнего задания в дневники

6.   Рефлексия деятельности.

Выставление оценок с комментариями учителя

 (Слайд 15, 16)  Рефлексия, заполнение кластера.

Подведение итогов урока (с помощью фраз-клише), заполнение кластера по теме «Фонетика»

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Позиционные чередования согласных звуков"

Интересный материал, объясняющий в игровой форме основный фонетические законы в русском языке, с элементами подготовки к ГИА.....

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

МБОУ «Коротоякская СОШ» Районное методическое объединение учителей иностранного языка Конспект открытого урока немецкого языка “Was wir schon wissen? “ (к УМК для 2 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой « Первые шаги») Урок - путешествие

Тема урока“Was wir schon wissen? “     Урок - путешествиеТип урока: урок повторения  и обобщения пройденного материала.Цель урока: формирование коммуникативной компетенции уча...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Презентация предназначена для систематизации и закрепления знаний по теме "Фонетика"...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Раздаточный материал к открытому уроку "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Документ включает в себя картинки, необходимые для проведения открытого урока...

Открытый урок по теме: "Фонетика"

Технологическая карта открытого урока по теме: "Фонетика"...