Конспект урока "Гласные и согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Горбунова Ирина Сергеевна

Конспект урока "Гласные и согласные звуки" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

 Гласные и согласные звуки.

Цели: дать понятие о гласных и согласных звуках; сформировать представление об особенностях каждого разряда гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости, речи, воспитывать внимательность, интерес к предмету, сплочённость, взаимоуважение.

Ход урока:

I. Организационный момент. Настрой на урок – тренинг. Самостоят. постановка целей урока.

II. Экспресс – опрос по пройденному «Вопрос другу» по фонетике, об алфавите

Синтаксическая пятиминутка.

Учитель объявил, что наш класс пойдет в поход.- синт. разбор

Сделайте это предложение с прямой речью.

Словарно-орфографическая работа.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
  • Микрофон (прибор для усиления голоса);
  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
  • Фонотека (собрание звукозаписей);
  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
  • Патефон (граммофон с рупором), ……. продолжите сами

Что общего у этих слов?

Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня неразделимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный?

Попробуйте догадаться, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?

Сколько гласных звуков? 6- а о у ы  и э + е е ю я

Сколько согласных звуков? 21- б в д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч щ ш г

Как отличить гласный от согласного?

Составим таблицу и назовем ее «Звуки речи»

III. Работа, объяснение новой темы.

IV. Закрепление. 267(облако, утка, изморозь- посмотреть в словаре, яма, еж, юность, астра, ель, эхо. Ы – нет – работа в парах)

*****Физкультминутка.

Называю гласные 1 раз хлопаем, согласные 2 раза хлопаем.

2. Тренировочные упражнения.

А)Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.(1 в) Буквы, обозначающие согласные(2 в). Возьми в рамку слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. - взаимопроверка

Самое красивое на свете – это глаза матери. (М. Исаковский)

Б) Измените первый звук.

сом – ком

чайка – гайка

моль – роль

том - дом

зайка - гайка

соль - моль

дом - том

байка - шайка

лом - дом

шайка - лайка

ноль - соль

В) «Измерение температуры» - «Немой» диктант - называются слова, уч-ся записывают кол-во звуков и букв (яма 3б 4з,  боль 4б 3з, класс 5б 4з, снег 4б 4з, еж 2б 3з)

Г)«Отгадай песню!» -

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Ио и ео оая
Еёая ыа.

Зимой и летом стройная
Зелёная была.

Итоги урока. Рефлексия. Оценивание. Домашнее задание

1. § 51-52. Упр. 270(у),273(п)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект занятия по теме "Глухие и звонкие парные согласные звуки и буквы"

План-конспект занятия со скриншотами заданий для интерактивной доски....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Конспект открытого урока "Согласный звук и буква "Д"

Познакомить детей с новым согдасным звуком и буквой "Д", учить четко и правильно его произносить и давать краткую характеристику звуку. На уроке педагог использовал большое количество демонстрационног...