Конспект урока "Гласные и согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока "Гласные и согласные звуки" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Гласные и согласные звуки.
Цели: дать понятие о гласных и согласных звуках; сформировать представление об особенностях каждого разряда гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости, речи, воспитывать внимательность, интерес к предмету, сплочённость, взаимоуважение.
Ход урока:
I. Организационный момент. Настрой на урок – тренинг. Самостоят. постановка целей урока.
II. Экспресс – опрос по пройденному «Вопрос другу» по фонетике, об алфавите
Синтаксическая пятиминутка.
Учитель объявил, что наш класс пойдет в поход.- синт. разбор
Сделайте это предложение с прямой речью.
Словарно-орфографическая работа.
- Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
- Микрофон (прибор для усиления голоса);
- Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
- Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
- Фонотека (собрание звукозаписей);
- Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
- Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
- Патефон (граммофон с рупором), ……. продолжите сами
Что общего у этих слов?
Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня неразделимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный?
Попробуйте догадаться, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?
Сколько гласных звуков? 6- а о у ы и э + е е ю я
Сколько согласных звуков? 21- б в д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч щ ш г
Как отличить гласный от согласного?
Составим таблицу и назовем ее «Звуки речи»
III. Работа, объяснение новой темы.
IV. Закрепление. 267(облако, утка, изморозь- посмотреть в словаре, яма, еж, юность, астра, ель, эхо. Ы – нет – работа в парах)
*****Физкультминутка.
Называю гласные 1 раз хлопаем, согласные 2 раза хлопаем.
2. Тренировочные упражнения.
А)Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.(1 в) Буквы, обозначающие согласные(2 в). Возьми в рамку слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. - взаимопроверка
Самое красивое на свете – это глаза матери. (М. Исаковский)
Б) Измените первый звук.
сом – ком
чайка – гайка
моль – роль
том - дом
зайка - гайка
соль - моль
дом - том
байка - шайка
лом - дом
шайка - лайка
ноль - соль
В) «Измерение температуры» - «Немой» диктант - называются слова, уч-ся записывают кол-во звуков и букв (яма 3б 4з, боль 4б 3з, класс 5б 4з, снег 4б 4з, еж 2б 3з)
Г)«Отгадай песню!» -
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
Итоги урока. Рефлексия. Оценивание. Домашнее задание
1. § 51-52. Упр. 270(у),273(п)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Конспект занятия по теме "Глухие и звонкие парные согласные звуки и буквы"
План-конспект занятия со скриншотами заданий для интерактивной доски....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Конспект открытого урока "Согласный звук и буква "Д"
Познакомить детей с новым согдасным звуком и буквой "Д", учить четко и правильно его произносить и давать краткую характеристику звуку. На уроке педагог использовал большое количество демонстрационног...