Роль современных образовательных технологий в формировании УУД школьников
учебно-методический материал
Материал для доклада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy_v_formirovanii_uud_shkolnikov.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Методический день
«Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников»
Заместитель директора по УВР: М.В. Золтуева
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов в период внедрения новых стандартов.
Задачи:
- Показать использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием кейс-технологий в контексте новых ФГОС.
- Определить роль интеграции школьных предметов в формировании целостной системы УУД.
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. К современному учителю предъявляются большие требования.
Исходя из этого учитель осуществляет использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание.
Для решения данной проблемы в современной школе применяются многочисленные инновационные технологии, включающие активные методы обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Остановимся сегодня на следующих образовательных технологиях:
- информационные технологии
- интерактивное обучение с использованием ЭОР
- кейс-технологии
- технологии интеграции
Роль информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.
Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говорят о том, что в школе стало не интересно и скучно учиться. Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроке формирует эмоционально положительное отношение к предмету, активизирует деятельность учащихся на уроке, обеспечивает социализацию личности учащегося через освоение информационных технологий, делает урок более ярким. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных целей.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Информационные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
- С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
- В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
- В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
- Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами.
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
- Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер.
Выделяют три варианта применения НИТ(новых информационных технологий):
1) использование программ – тренажеров;
2) использование программ – тестов;
3) компьютерный эксперимент.
Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Второе направление – применение программ – тестов. На уроках используются тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют задания, и компьютерная программа сама оценивает их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.
Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, можно решать очень большое количество задач с применением технологии компьютерного моделирования.
Обучение с использованием электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно – деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения такова:
- Повышение интереса к учебному материалу (личностные УУД)
- Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения (регулятивные УУД)
- Развитие внимания, орфографической зоркости (познавательные УУД)
- Понимание знаков, символов, моделей, схем (познавательные УУД)
- Развитие творческих способностей (познавательные УУД)
- Принятие другого мнения и позиции; формулирование собственного мнения и позиции (коммуникативные УУД)
- Умение работать на компьютере (метапредметные УУД)
- Смена видов деятельности на уроке
- Экономия времени на уроке
- Экономия времени учителя на подготовку к уроку
В последнее время все более популярным становится использование кейс-технологий, которые представляют собой группу образовательных технологий, приёмов и методов обучения, основанных на решении конкретных задач, проблем. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе в 1924г.
Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР.
Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащегося и преподавателя.
Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика, а так же при проверке результатов обучения на экзаменах.
Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск способов её решения. А также по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Кейс-метод используют не только в виде педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования.
Создание кейса и вопросов для его анализа включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Возможность оптимально сочетать теорию и практику является преимуществом кейсов.
Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни является отличительной особенностью этого метода. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы, а также выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступать в качестве носителя сформулированной проблемы.
Целью кейс-технологий является:
научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
- анализировать информацию,
- сортировать ее для решения заданной задачи,
- выявлять главные проблемы,
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий
Пример технологической карты при использовании кейсового метода
Фаза работы | Действия учителя | Действия учащегося |
До занятия | 1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы. 3. Разрабатывает сценарий урока. | 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2. Самостоятельно готовится к занятию. |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решения. 3. Принимает или участвует в принятии решений. |
После занятий | 1. Оценивает работу учащихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. | 1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме. |
Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля.
Можно говорить о том, что деловая игра является эффективным средством реализации компетентностного подхода в школе. Она в той или иной мере позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции – компетенцию личностного самосовершенствования, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции.
Кейс-метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения.
Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно, и то, что такое сочетание требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на учеников.
Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала является интегративность образовательного процесса.
С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам предлагают учащимся усвоить большое количество понятий. Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Поэтому интеграция дисциплин способствует комплексному обучению.
Интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых проблем, ситуаций, явлений изучаемых в разных предметах. Восполняет целостность восприятия мира, совершенствует эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Интеграция оживляет образовательный процесс, устраняет дублирование в изучении материала, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее и создаёт благоприятные условия для обучения. Кроме того, она способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интеграция необходима современной системе образования.
Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Интегрированные уроки, в большей степени, чем обычные, развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, способствуют развитию речи, самостоятельности в учении.
Возможность использования на интегрированных уроках различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество:
пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Таким образом,так или иначе, почти каждый нынешний ученик или будущий выпускник столкнется с компьютером, и чем раньше будущие специалисты оценят все преимущества, которые предлагают современные технологии, и научатся их использовать, тем лучше.
Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают, внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.
Пришла необходимость создания единого информационного пространства школы – системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками.
Рефлексия.
Предлагаю сформулировать ответы на следующие вопросы:
- Что мне сегодня понравилось (стиль, способы общения, полученная информация?
-Как я могу использовать полученную информацию в своей работе (в организации деятельности с детьми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий – условие формирования познавательных ценностей школьников
Выступление на городской конференции...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования»
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках музыки....
Роль современных образовательных технологий в формирования ключевых компетенций
Представлены возможности проектного метода как ведущей технологии в целях формировании ключевых компетенций...
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".
. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...