Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
учебно-методический материал по физике (11 класс)
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-znachimaya_rabota.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа по теме
«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО.Технология проблемного обучения»
Выполнил: Круглова Зинаида Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории |
Рекомендованные технологии:
- технология организации самостоятельной деятельности школьников;
-технология организации исследовательской деятельности школьников;
-технология организации проектной деятельности школьников; технология проблемного обучения;
-технологии развития критического мышления;
-технологии диалогового взаимодействия;
- технология «Педагогическая мастерская»;
-технология проблемного обучения;
-технология кейсов.
Технология организации самостоятельной деятельности школьников. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
Технология организации исследовательской деятельности школьников предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте под руководством учителя
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Технология развития критического мышления.
Цель – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.
Технологии диалогового взаимодействия.
Технологии, в которых чередование разговора двоих и нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах.
Технология «Педагогическая мастерская».
Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности.
Технология кейсов.
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
Технология проблемного обучения.
«Мышление начинается с проблемной ситуации.» (С.Л.Рубинштейн.) Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Технология проблемного обучения естественным образомизначально заложена в методике преподавания физики, а в соответствии с ФГОС нового поколения она становится более актуальной, так как носит деятельностный характер, способствует развитию личности обучающегося, оптимизация обучения.
Причины возникновения теории проблемного обучения:
- потребности самого учебного процесса (обучение - бинарный, двусторонний процесс);
- социальная потребность в самостоятельной, творческой исаморазвивающейся личности.
Мотивы:
Традиционное обучение-непосредственное побуждение
(учитель интересно рассказывает, показывает и т.д.).
Проблемное обучение- интеллектуальное побуждение
(обучающиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок).
Концептуальные аспекты проблемного обучения:
-провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося;
-оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности;
-организация изложения учебного материала специальным образом;
-вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированныхвопросов и заданий;
-активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности;
-основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Этапы продуктивной познавательной деятельности:
- Создание проблемной ситуации
- Постановка проблемы
- Поиск способов решения
- Решение проблемы
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Способы создания проблемной ситуации:
-постановка проблемного вопроса;
-проблемная задача или задание;
-демонстрация опыта;
-сочетание слова и наглядности.
Прогнозируемый результат:
-умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
-способствование переходу знаний в убеждения;
-пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
-пробуждение интереса к научному знанию.
Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Умения детей разрешать проблемные ситуации включают:
- умение видеть проблемы и ставить их самостоятельно;
- умение создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной;
- умение направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами;
- умение оценить свое решение и решения собеседников.
Умения педагога по управлению процессом разрешения проблемных ситуаций:
-умение предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;
-умение мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;
-умение выбрать проблемные ситуации в соответствии ходом мысли решающих проблему;
-умение непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.
Технологическая карта деятельности по проблемному обучению:
( фрагмент урока физики «Атмосфера. Атмосферное давление» ,
7 класс)
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
I Постановка проблемы Вопрос. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. | Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). | Осознают создавшееся противоречие. Участвуют в формулировке проблемы. «Присваивают» проблему. Осознают цель поиска. Отвечают на вопросы учителя. Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот. Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление». |
II Актуализация знаний Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их. Демонстрации: опыт — определение массы воздуха; опыт ( — всасывание воды в насос, в шприц; опыт — фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки. ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ. | Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизируют необходимые для решения проблемы знания (анализируют, синтезируют, обобщают, систематизируют). Осознают потребность в новых знаниях. Концентрируются на поиске новых знаний. |
III Выдвижение гипотез , предположений | Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. | Участвуют в обсуждении плана поисковых действий. Размышляют, рассуждают и выдвигают идеи, гипотезы, обосновывают их. Участвуют в обсуждении гипотез других детей. Ведут дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводят самостоятельно поисковую деятельность, работая с учебником. |
IV Проверка решения (Работа по карточкам, сборник качественных задач по физике) | Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. | Проверяют полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывают правильность выбранного пути поиска. Оценивают результат. Формулируют выводы на основе умозаключений. |
V Введение в систему знаний Послушайте одну историю: «Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. Скажите, а причем здесь атмосферное давление?» Самостоятельная работа (индивидуальные задания, | Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. | Присваивают новые знания и умения. Обогащают субъектный опыт. Определяют уровень достижений своих результатов. Оценивают свой рейтинг за урок |
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Литература:
1.О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина и др, «Современные педагогические технологии»,СПБ.: КАРО, 2014
2.Т.В.Машарова, «Современный урок в условиях федерального образовательного стандарта», Киров, 2014
3.Мельникова Е. Л., «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками»: Пособие для учителя. - М., 2002.
4.Селевко Г.К., « Современные образовательные технологии.» – М.: Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»
В данной статье содержатся : Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий ...
Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников
Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования»
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках музыки....
"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".
. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...
Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...