ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Психологический клуб для подростков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manohina_psihologicheskiy_klub_dlya_podrostkov.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спектр"
Рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол № от ….. | «УТВЕРЖДАЮ» Исполняющий обязанности директора МАУ ДО «Спектр» _____________Т.В. Колоскова Приказ № от ……. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Психологический клуб для подростков»
Возраст обучающихся: 15-18 лет Срок реализации: 8 месяцев (64 часа) Уровень программы: базовый
Разработчик программы:
социальный педагог МБОУ «НОЗШ»
Манохина Анна Юрьевна
пгт.Излучинск, 2024 г.
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Цель и задачи программы 4
- Планируемые результаты освоения программы 5
- Учебно-тематический план 7
- Содержание учебно-тематического плана 8
- Календарный учебный график 10
- Формы аттестации/контроля 13
- Оценочные материалы 13
- Методическое обеспечение программы 13
- Условия реализации программы 14
- Воспитательный компонент 16
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Психологический клуб для подростков» разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Устав МАУ ДО "Спектр";
Локальные акты образовательной организации.
Направленность (профиль): социально-гуманитарная.
Актуальность программы.
Подростковый возраст — это один из самых сложных периодов нашей жизни, задача которого повзрослеть, стать отдельным, заявить о себе. Это очень важный процесс, который, иногда, определяет всю дальнейшую жизнь. Как это переживает подросток? Как правило, через активное или пассивное сопротивление требованиям взрослых, через агрессию, эпатаж в проявлении себя, своих желаний и взглядов, нарушение чужих границ, экспериментирование с разными формами поведениями и т.д. Прожить все это, пройти через отделение и взросление, значит стать способным в дальнейшем строить свою собственную жизнь. На занятиях в психологическом клубе создается безопасное пространство, в котором подростки смогут: играть и быть разным, пробовать разные модели поведения, лучше узнать себя в разных ситуациях общения, научится лучше понимать свои чувства и то, как они влияют на других, участники клуба помогут друг другу раскрыться, не испытывая привычных страхов, попробовать и освоить новый опыт поведения и общения.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является её практико- ориентированный характер. Программа «Психологический клуб для подростков» состоит из 6 модулей:
- Структура, функции и средства общения;
- Условия и технологии эффективной коммуникации;
- Конструктивное преодоление конфликтов;
- Психология малых групп и коллективов;
- Деловое общение;
- Профориентация.
Новизна программы.
При реализации программы используется системный подход психолого- педагогического сопровождения социализации обучающихся в возрасте от 15 до 18 лет.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 15- 18 лет.
Уровень освоения программы: базовый
Наполняемость группы: 15 человек.
Объем программы: 64 часа.
Срок освоения программы: 8 месяцев.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут.
Форма реализации: с применением дистанционных технологий.
Форма(ы) обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: обучение по программе ведется с использованием активных форм работы. Занятия проходят в разновозрастных группах. В обучении используется практико- ориентированный подход. Форма проведения занятий - групповая. На занятиях используются такие формы работы как: психологические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры. При таких формах работы у подростков есть возможность получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование социальной компетентностей подростков в возрасте 15 - 18 лет.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе,
- Сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения,
- Сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета,
- Вызвать интерес к проблемам самопознания,
- Познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.
Развивающие:
- Формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- Помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения,
- Способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов
- Помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения
Воспитательные:
- Формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми.
- Формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям
- Способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию
Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
- Обучающиеся имеют представление об индивидуальных психологических особенностях личности, в том числе о своих индивидуальных психологических особенностях,
- Обучающиеся умеют оценивать взаимоотношения между людьми в конкретных ситуациях,
- Имеют общие представления о культуре общения.
Метапредметные результаты:
- Наблюдается положительная динамика в развитии зрелости интересов обучающихся.
- У обучающихся развиты навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания.
- Владеют некоторыми навыками учебно-исследовательской деятельности.
Личностные результаты:
- Обучающиеся обладают готовностью к осуществлению когнитивных, регулятивных и коммуникативных учебных действий,
- Обучающиеся владеют основами навыков самопознания, самоанализа, общения, основами навыков построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов, навыками совершенствования своего эмоционального интеллекта,
- Обучающиеся толерантно относиться к окружающим людям,
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в курс. Инструктаж. | 2 | 2 | 0 | Беседа |
2. | Структура, функции и средства общения | 14 | 4 | 10 | Защита проекта |
3 | Условия и технологии эффективной коммуникации | 16 | 4 | 12 | Разбор кейсов |
4 | Конструктивное преодоление конфликтов | 4 | - | 4 | Разбор кейсов |
5 | Психология малых групп и коллективов | 10 | 2 | 8 | Защита проекта |
6 | Деловое общение | 8 | 2 | 6 | Самопрезен тация |
7 | Профориентация | 6 | 2 | 4 | Самопрезен тация |
8 | Итоговая аттестация. | 2 | 0 | 2 | Защита проекта |
9 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Собеседова ние |
10 | ИТОГО | 64 | 16 |
Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в курс. Инструктаж. (2)
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по охране труда. Правила пожарной безопасности. Входная диагностика.
2. Структура, функции и средства общения (14)
Теория. Общение. Структура и средства общения. Стили общения. Вербальное и невербальное общение.
Практика. Упражнение «Проблемы общения у всех». Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов». Упражнение «Продемонстрируй состояние», «Передай чувство». Речевые средства общения. Упражнение «12 Я». Различные состояния Я. Тест «Три я». Стили общения. Манипулирование. Тест «Манипулятор».
3. Условия и технологии эффективной коммуникации (16)
Теория. Механизмы межличностного восприятия. Барьеры в общении.
Практика. Роль первого впечатления. Самопрезентация. Психологические защиты. Конструктивное общение. Роль эмоций. Упражнение «Безоценочное общение». Ролевая игра «Нейтрализация негативных эмоций». Активное и пассивное слушание. Тест «Умеете ли вы слушать». Упражнение «Самопрезентация».
4. Конструктивное преодоление конфликтов (4)
Практика: Конфликт. стили разрешения конфликтов. Тренинг- игра «Судиться –рядиться».
5. Психология малых групп и коллективов (10)
Теория: Коллектив и личность. Лидерство.
Практика: Тест «Капитан или пассажир». Упражнение «Предвыборная программа». Развитие навыков уверенного отказа. Приемы противостояния давлению.
6. Деловое общение (8)
Теория: Деловая беседа.
Практика: Фазы беседы. Ролевая игра «Прием на работу». Фаза аргументации. Принятие решения и завершение деловой беседы. Как воспринимать критику. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга.
7. Профориентация
Теория: Профессиональное самоопределение. Проектирование профессионального жизненного пути.
Практика: Профориентационная игра» Кто есть кто?», «Подарок», «День из жизни».
Итоговая аттестация. (2) Практика. Защита проекта.
Итоговое занятие. (2)
Практика. Профориентационная игра «Проффорсайт».
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Календарный учебный график
Место проведения: пгт.Излучинск, ул. Школьная, 5, каб. № 3
Время проведения занятий: согласно расписанию на 2024-2025 учебный год
Год обучения: 2024-2025 учебный год.
Количество учебных недель: 32 учебные недели.
Количество учебных дней: 32 учебных дня.
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 28.09.2024 - 25.12.2024
2 полугодие – 09.01.2025 - 31.05.2025
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Месяц | Примечание |
1 | Введение в курс. Инструктаж. Входная диагностика. | 2 | Комбинированное занятие | Беседа | Октябрь | |
2 | Общение. Структура и средства общения. | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Октябрь | |
3 | Невербальные средства общения | 4 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Октябрь | |
4 | Речевые средства общения | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Ноябрь | |
5 | Позиции в общении | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Ноябрь | |
6 | Стили общения | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Ноябрь | |
7 | Манипулирование | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Ноябрь | |
8 | Механизмы межличностного восприятия | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Декабрь | |
9 | Психологические защиты | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Декабрь | |
10 | Барьеры в общении | 4 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Декабрь | |
11 | Конструктивное общение. Контроль эмоций | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Январь | |
12 | Активное и пассивное слушание | 4 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Январь | |
13 | Приемы расположения к себе. Самопрезентация | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Январь | |
14 | Конфликт. Стили разрешения конфликтов. | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Февраль | |
15 | Управление конфликтом | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Февраль | |
16 | Коллектив и личность | 4 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Февраль | |
17 | Лидерство | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Март | |
18 | Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм. | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Март | |
19 | Развитие навыков уверенного отказа | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | Март | |
20 | Деловая беседа | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Март | |
21 | Психологические особенности публичного выступления | 4 | Комбинированное занятие | практическая работа | Апрель | |
22 | Экзамен. Психологические аспекты | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Апрель | |
23 | Профессиональное самоопределение | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Апрель | |
24 | Проектирование профессионального жизненного пути | 4 | Комбинированное занятие | практическая работа | Май | |
25 | Итоговая аттестация. Защита проекта «Я» | 2 | Комбинированное занятие | Защита проекта | Май | |
26 | Итоговое занятие. Профориентационная игра «Проффорсайт» | 2 | Комбинированное занятие | практическая работа | Май |
Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
тестирование, практическая работа, исследовательский проект, конкурс, дискуссия.
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
наблюдение, беседа, опросы, анкетирование.
Особенности организации аттестации/контроля:
Педагогический контроль обучающихся осуществляется в несколько этапов: входной и итоговый контроль.
Все виды контроля предусматривают выполнение тестовых работ по тематике курса, а также решение кейсов с проблемными ситуациями.
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательного процесса используется тест «КОС» (Методика для изучения коммуникативных и организаторских умений). В начале и в конце реализации программы.
Методическое обеспечение программы Методические материалы:
Формами образовательного процесса являются: практическое занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: групповая. Реализация программы предполагает формы работы: консультации, диагностика, тренинги, психологические, ролевые игры, упражнения, дискуссии, работа над проектом.
Основным формами занятий являются:
- тренинги;
- беседы и дискуссии;
- игры (психологические, сюжетно-ролевые, профориентационные, тренинг-игры);
- упражнения на взаимодействие;
- диагностика.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам обучения (беседы, просмотр видеоматериалов, работа со специальной литературой, экскурсии).
Для обеспечения учебного процесса необходимы наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- методические разработки,
- методическая литература,
- раздаточный материал,
- пособия,
- профориентационные игры,
- тестовый материал,
- видеоролики, презентации.
Методики и технологии:
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности.
Краткое описание работы с методическими материалами:
- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
- методический анализ учебного материала;
- планирование системы занятий теоретического и практического обучения;
- моделирование и конструирование форм предъявления познавательной информации на занятии;
- конструирование деятельности учащихся по формированию экологических понятий и практических умений;
- разработка видов и форм контроля знаний, умений и навыков;
- управление и оценка деятельности детей на занятии;
- рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 учащихся отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование | Количество | Область применения |
Материалы и инструменты:
| 2 1 1 2 1 | Используется для проведения занятий |
Технические средства:
| 1 1 | Используется для проведения занятий |
Дидактический материал:
| 10 5 5 | Используется для проведения занятий |
Информационное обеспечение программы:
Наименование | Ссылка | Область применения |
Сайт психологов | https://www.b17.ru/blog/414647/ | Используется для поиска необходимой информации по темам занятий |
Травли.нет | https://травлинет.рф/ |
Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно- телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, ЯндексТелемост, E-mail, облачные сервисы и т.д.).
Кадровое обеспечение программы.
Для реализации программы требуется педагог уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту "Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Психолог»
2.6 Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы: Содействие самоопределению подростков, посредством активизации их личностной позиции в различных коммуникативных ситуациях.
Задачи воспитательной работы
Мотивировать обучающихся к участию в разных формах практической и теоретической работы, к активной апробации своих сил и к производительному труду.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству, развитие социальной компетентности.
Формы воспитательной работы
Беседа, лекция, дискуссия, экскурсия, викторина, конференция, акция, деловая игра.
Методы воспитательной работы
Рассказ, беседа, лекция, дискуссия, пример, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности.
Планируемые результаты воспитательной работы
У обучающихся сформированы представления коммуникации, о личных качествах, играющих роль в коммуникативном процессе, о конфликтах и стилях поведения в конфликтной ситуации.
Обучающиеся активно участвуют в разных формах практической и теоретической работы; пробуют свои силы в разных видах деятельности, проявляют интерес к производительному труду.
3 Список литературы для педагога:
- Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронныйресурс]. –Режимдоступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9959.
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.constitution.ru.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4952
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. No 996-р)[Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.dagminobr.ru/storage/files/2015/sov_dou_prim_strategia.pdf.
Рекомендуемая литература:
для педагога:
- Гарбер Е. И. Семнадцать уроков психологии. – М. : Гардарика, 2005. – 80 с.
- Внучков Ю. Искусство жить. – М. : Политиздат, 1999. – 288 с.
- Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М. : Просвещение, 1991.
- Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога/Серия «Психологический практикум». – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. – М. : Новая школа, 2004. – 368 с.
для обучающихся:
- Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Бендюков М; Соломин И; Ткачев изд.: М. Санкт-Петербург «Литера плюс», 1997.
- Для тебя и о тебе. Жариков Е., Крушельницкий Е. М.; изд.:Просвещение, 1991.
- Как выбрать профессию. Климов Е.А. изд: М,; Просвещение.
для родителей (законных представителей):
- Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова. – М.: 1998.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В.Ю Большаков. - СПб., 1996.
- Данилова Е.Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье / Е.Е.Данилова
// Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академии, 1994.
- Калинина Н.В. Психология социальной компетентности школьников: монография / Н.В.Калинина. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...