Рабочая программа внеурочной деятельности «Я, ты, он, она- вместе дружная семья»
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я, ты, он, она- вместе дружная семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ty_onona.docx | 237.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Я, ты, он,
она - вместе целая страна"
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО), структурным элементом которой является федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809[1] и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации[2].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она
— вместе целая страна» (далее — Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной[3].
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника,
которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции[4]. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена общества[5]. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я, ты, он, она –
вместе целая страна»
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно- нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
- создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно- нравственных ценностей, традиций;
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
- развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
- обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Классные события | Темы занятий | Количество часов |
1 | «Моя школа — мои возможности» | Занятие 1. «Какие мы?» | 1 |
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы» | 2 | ||
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка) | 1 | ||
Занятие 5. «Школьные старты» | 1 | ||
Занятия 6–7. «Мы — команда» | 2 | ||
ИТОГО: 7 | |||
2 | «Моя семья — моя опора» | Занятие 8. «История моей семьи» | 1 |
Занятие 9. «Семья — начало всех начал» | 1 | ||
Занятие 10. «Правила счастливой семьи» (подготовка) | 1 | ||
Занятия 11–12. «Правила счастливой семьи» | 2 | ||
ИТОГО: 5 | |||
3 | Занятие 13. | 1 |
«Мой выбор — моя ответственность» | «Моя гражданская позиция: почему важно выбирать» | ||
Занятие 14. «Цифровая грамотность и безопасность в сети» | 1 | ||
Занятие 15. «Безопасное использование цифровых ресурсов» | 1 | ||
Занятие 16. «Финансовая безопасность» | 1 | ||
Занятие 17. «Планируем бюджет» | 1 | ||
Занятие 18. «5 правил финансовой грамотности» | 1 | ||
Занятия 19–20. «Мы выбираем» | 2 | ||
ИТОГО: 8 | |||
4 | «Мои знания — моя сила» | Занятия 21–22. «Чудеса науки» | 2 |
Занятие 23. «Эмоциональный интеллект» | 1 | ||
Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое питание» | 1 | ||
Занятия 25. «Правильные привычки: правила безопасности» | 1 | ||
Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый дух» | 2 |
ИТОГО: 7 | |||
5 | «Моя страна — моя история» | Занятие 28. «Аллея памяти» | 1 |
Занятие 29. «Живет герой на улице родной» | 1 | ||
Занятие 30. «Через года, через века помните…» | 1 | ||
Занятия 31–32. «Зарница» | 2 | ||
ИТОГО: 5 | |||
Итоговое занятие | «Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА» | 2 | |
ИТОГО: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Вместе весело играть"
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.Задачи:- сформировать у младших школьников начальное представление о...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружные ребята".
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дружные ребята!» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего (1-4 классы) образов...
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика семьи"
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-ты-он-она вместе целая страна" для 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе...