рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика семьи"
рабочая программа по экономике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа рассмотрена на заседании методического совета Протокол № 1 от «____» августа 2018 года ______________________ руководитель ПМГ | Программа рассмотрена на педагогическом совете протокол № 1 от «____» августа 2018 года и вынесена на утверждение. | Утверждаю. ______________________ Директор школы Белякова М.Н. Приказ № ___ «___»__________2018 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экономика семьи»
(общекультурное направление)
5 класс
Педагог- Иванова М.В.
Домодедово, 2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экономика семьи» для 5 класса разработана с учетом социально-психологического статуса школьника, на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в части формирования экономической культуры.
Структура данной рабочей программы представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа курса составлена на основе Программы непрерывной социально-экономической подготовки учащихся 1-11-х кл. (научный руково-дитель и редактор программы И.А.Сасова, М., ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2014 год).
Цель рабочей программы: формирование у пятиклассников мотивации в изучении основ экономических знаний.
Задачи программы:
-формировать ответственное отношение к основам семейной экономики;
- укреплять практические навыки составления семейного бюджета;
-приобщать к секретам рачительного хозяина и думающего покупателя;
-формировать навыки наблюдения за изменениями, происходящими в обществе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса
Будут сформированы
- навыки к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
- ориентация на понимание причин успешного обучения;
- проявление интереса к новому учебному материалу.
Обучающийся получит возможность для формирования:
− внутренней позиции на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
− выраженной познавательной мотивации;
− устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
− морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нрав-ственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Планируемые метапредметные результаты
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:
в сфере регулятивных универсальных учебных действий
обучающийся научится:
− принимать и сохранять учебную задачу;
− учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
− планировать свои действия;
− осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
− различать способ и результат действия;
− вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
− проявлять познавательную инициативу;
− преобразовывать практическую задачу в познавательную;
− самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
в сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающийся научится:
− осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
− использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
− высказываться в устной и письменной форме;
− ориентироваться на разные способы решения познавательных иссле-довательских задач;
− владеть основами смыслового чтения текста;
− анализировать объекты, выделять главное;
− осуществлять синтез (целое из частей);
− проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
− устанавливать причинно-следственные связи; − строить рассуждения об объекте;
− обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
− видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п..
Обучающийся получит возможность научиться:
− осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
− фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
− осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
− строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающийся научится:
− допускать существование различных точек зрения;
− учитывать разные мнения;
− формулировать собственное мнение;
− договариваться, приходить к общему решению;
− соблюдать корректность в высказываниях; − задавать вопросы по существу;
− использовать речь для регуляции своего действия;
− контролировать действия партнера; − владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
− учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
− аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
− допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
− осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
− адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- анализировать хозяйственную деятельность своей семьи;
-составлять и контролировать свой личный бюджет, помогать родителям разобраться в доходах и расходах семейного бюджета;
-определять потребительскую корзину своей семьи, выбирать нужный товар в магазине.
Обучающийся получит возможность научиться:
-рациональному ведению личного бюджета;
-позитивному межличностному общению с одноклассниками и ребятами других классов;
-исследовательской и проектной деятельности;
-составлению рекламы и правильному выбору товара;
-экономическим связям в семье.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Основное содержание |
1 | Что изучается в курсе «Экономика семьи». | Что такое экономика. Основные проблемы экономики. Семья глазами экономиста. Хо-зяйственная деятельность семьи. Пот-ребности человека и семьи. Почему и как люди занимаются хозяйством? Что такое собственность? Как люди зара-батывают деньги? Неограниченные потреб-ности в условиях ограниченности ресурсов. Практическая деятельность. Просмотр м/ф «Цветик-семицветик», обсуж-дение. |
2 | Семейное хозяйство. | Элементы семейного хозяйства. Эконо-мические показатели и финансовая доку-ментация семейного хозяйства. Планирова-ние, учет и контроль в семейном хозяйстве. Что нужно для существования семьи? Что такое ресурсы семьи и как их правильно использовать? Для чего нужны деньги? Кто их зарабатывает? Семья с высоким уровнем дохода. Средняя семья. Малоимущая семья. Экономические проблемы семьи. Почему возникает выбор? Что такое эффективность? Исследовательская деятельность. Срок использования электротоваров, мебели. Почему у разных товаров этот срок разный? Практическая деятельность. Проект: «Экономические проблемы моей семьи» (если решены, то как, какие еще не решены, намеченные пути их решения). Его обсуждение. С целью усвоения терминов и понятий темы: разгадывание кроссвордов, игра «Буква потерялась», «Найди пару». |
3 | Бюджет семьи. | Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую кор-зину. Потребительская корзина. Прожиточ-ный минимум. Заработная плата. Номи-нальные доходы. Реальные доходы. Из чего складываются доходы и расходы семей? Виды доходов. Основные термины и понятия: заработная плата, завещание, доходы запрещенные законом, проценты, трансферы, арендная плата, налог. Практическая деятельность: ролевая игра «Бюджет моей семьи». |
4 | Рачительный хозяин. | Кто такой рачительный хозяин. Качества лич-ности рачительного хозяина. Секреты рачи-тельного хозяина Просмотр в/фильмов: отрывок и м/ф «Дюй-мовочка», «Три поросенка» и др. Обсуждение. Групповая практическая деятельность: «Пор-трет рачительного хозяина». |
5 | Думающий покупатель. | Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товаров. Практическая деятельность. Изготовление рекламы. Упаковка товара. Презентация. |
6 | Семья и рынок. | Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессия членов твоей семьи и родст-венников. Практическая деятельность. Игра «Про-фессии разные нужны, профессии разные важны», презентации. Выставка рисунков: «Я хочу стать…», «Моя любимая профессия» и т. п.. |
7 | Итоговое занятие. | Выставка, презентации. |
Формы организации деятельности учащихся
- групповая, парная, индивидуальная;
- проектная;
- игровая;
- самостоятельная.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, решение
задач, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Учебно-тематический план курса
Календарно-тематическое планирование
Номера заня-тий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скоррек-тирован-ные сроки прохожде-ния |
Что изучается в курсе «Экономика семьи» (7 часов) | ||||
1-2 | Что такое экономика. | Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Ана-лиз своих потребностей и возможности их удовлетво-рения; особенностей учас-тия человека (себя) в разных видах хозяйствен-ной деятельности. Практи-ческая работа. | 01-03.09. 2018 г. | |
3 | Основные проблемы экономики. | |||
4 | Семья глазами экономиста. | |||
5 | Хозяйственная деятельность се-мьи. | |||
6-7 | Потребности человека и семьи. | |||
Семейное хозяйство (8 часов) | ||||
8-9 | Элементы семейного хозяйства. | Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Ана-лиз основных видов иму-щества их семьи; ведения домашней бухгалтерии. Составление личного иму-щества каждого члена семьи. Практическая рабо-та. | ||
10-12 | Экономические показатели и финансовая документация семей-ного хозяйства. | |||
13-15 | Планирование, учет и контроль в семенном хозяйстве. | |||
Бюджет семьи (4 часа) | ||||
16 | Доходы и расходы семьи. | Работа с текстом, эконо-мическими понятиями. Составление своего бюд-жета и семьи – потре-бительской корзины семьи. Практическая работа. | ||
17 | Что такое бюджет семьи. | |||
18 | Что кладут в потребительскую корзину? | |||
19 | Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах. | |||
Рачительный хозяин (4 часа) | ||||
20 | Кто такой рачительный хозяин. | Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Исследовать своих родст-венников на то, что как они справляются с обязанно-стями владельца, пользова-теля и распорядителя. Составление основных по-терь тепла в зимнее время в своем доме, квартире и как их можно снизить. Практическая работа. | ||
21 | Качества личности рачительного хозяина. | |||
22-23 | Секреты рачительного хозяина. | |||
Думающий покупатель (5 часов) | ||||
24 | Покупатель и продавец. | Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Анализ числа магазинов и товаров в них в поселке. Составление правил опыт-ного покупателя. Практическая работа. | ||
25-26 | Реклама и упаковка. | |||
27 | Особенности маркировки товаров. | |||
28 | Секреты выбора товаров. | |||
Семья и рынок (5 часов) | ||||
29-30 | Экономические возможности се-мейного хозяйства. | Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Составление экономиче-ских связей своей семьи. Практическая работа. | ||
31-32 | Экономические связи семьи. | |||
33 | Профессии членов твоей семьи и родственников. | |||
34 | Итоговое занятие. | Выставки, презентации. | ||
Итого-34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-Программа непрерывной социально-экономической подготовки учащихся 1-11-х кл. (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014).
-Методическое пособие по курсу «Экономика:моё ближайшее окружение». 7 класс./ И.А.Сасова, Л.Э.Новикова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
-Экономика: история и организация хозяйственной деятельности./И.В.Липсиц.-М., ВИТА-ПРЕСС, 2016
-Удивительные приключения в стране Экономика./ И.В.Липсиц.- М., ВИТА-ПРЕСС,2016
http://www.econline/h1/ru – сайт Economics online предназначен для тех, кто изучает экономику или просто ею интересуется.
http://www.economicus.ru – галерея экономистов, учебно-методические материалы, электронные учебники и книги по экономике, новости экономической науки.
http://www.Virtalog.ru -словари по экономике
http://www.glossary.bank24.ru – экономический словарь.
http://www.azbookaeco.narod.ru – web-словарь экономических понятий и терминов.
http://www.ecsoman.edu.ru – федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент
http://www.ress.ru – официальный сайт русского экономического общества
http://www.catalog.alledu.ru — решение задач, статьи по экономике
http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека
http://www.lib.msu.su – Библиотека МГУ
http://www.nalogi.com.ru – все о налогах. Документы и комментарии, консультации, услуги по минимизации налогов. Сводные таблицы для контролирования налогов, перечень типичных ошибок, справочник переменных налоговых величин.
http://edu.ru – российское образование. Федеральный портал: большой каталог образовательных Интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"
quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Программа внеурочной деятельности "В семье единой" - проектная деятельность
Программа внеурочной деятельности "В семье единой" - проектная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...