рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика семьи"
рабочая программа по экономике (5 класс)

Шкуратова Мария Николаевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.ekonomika_semi.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное   общеобразовательное   учреждение

Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

Программа рассмотрена  на

заседании   методического  

совета

Протокол № 1  

от «____» августа  2018 года

______________________

руководитель  ПМГ

Программа  рассмотрена  на

педагогическом  совете

протокол № 1  

от «____» августа  2018 года  и  вынесена  на  утверждение.

Утверждаю.

______________________

Директор   школы

Белякова М.Н.

Приказ № ___

«___»__________2018 года

Рабочая   программа

курса  внеурочной  деятельности

«Экономика  семьи»

(общекультурное  направление)

5  класс

Педагог- Иванова М.В.

Домодедово, 2018

          Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Экономика  семьи» для  5  класса  разработана с учетом социально-психологического статуса школьника, на основе требований   федерального государственного  образовательного стандарта  основного общего образования (далее - ФГОС  ООО)   в части формирования экономической культуры.

Структура данной рабочей  программы представляет собой целостный документ, включающий  четыре  раздела:

  1. планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета;
  2. содержание  учебного  предмета;
  3. календарно-тематическое  планирование с  указанием  количества  часов, отводимых  на  освоение  каждой  темы
  4.  учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение.

          Рабочая программа курса  составлена на основе  Программы  непрерывной социально-экономической подготовки  учащихся 1-11-х кл. (научный руково-дитель и   редактор программы  И.А.Сасова, М., ООО Издательство  «ВИТА-ПРЕСС», 2014 год).

               Цель  рабочей  программы: формирование у пятиклассников  мотивации в изучении основ экономических знаний.

              Задачи  программы:

-формировать ответственное отношение к основам семейной экономики;

- укреплять практические навыки составления семейного бюджета;

-приобщать к секретам рачительного хозяина и думающего покупателя;

-формировать навыки наблюдения за изменениями, происходящими в  обществе.

Планируемые  результаты  освоения  курса внеурочной  деятельности

Личностные результаты изучения курса

         Будут  сформированы

  • навыки к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
  • ориентация на понимание причин успешного обучения;
  • проявление интереса к новому учебному материалу.

           Обучающийся получит возможность для формирования:

− внутренней позиции  на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;

− выраженной познавательной мотивации;

− устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;

− морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нрав-ственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Планируемые  метапредметные  результаты

              В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:

          в  сфере  регулятивных  универсальных  учебных действий

          обучающийся научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 планировать свои действия;

 осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

 различать способ и результат действия;

 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.            

          Обучающийся получит возможность научиться:

 проявлять познавательную инициативу;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

          в  сфере  познавательных  универсальных  учебных действий

         обучающийся научится:

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

 высказываться в устной и письменной форме;

 ориентироваться на разные способы решения познавательных иссле-довательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

 анализировать объекты, выделять главное;

 осуществлять синтез (целое из частей);

 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения об объекте;

 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п..            

          Обучающийся получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

         В  сфере  коммуникативных  универсальных  учебных действий

         обучающийся научится:

 допускать существование различных точек зрения;

 учитывать разные мнения;

 формулировать собственное мнение;

 договариваться, приходить к общему решению;

 соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи.

       Обучающийся получит возможность научиться:

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

 допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

          Обучающийся научится:

- анализировать хозяйственную деятельность своей семьи;

-составлять и контролировать свой личный бюджет, помогать родителям разобраться в доходах и расходах семейного бюджета;

-определять потребительскую корзину своей семьи, выбирать нужный товар в магазине.

           Обучающийся получит возможность научиться: 

-рациональному  ведению  личного бюджета;

-позитивному межличностному общению  с одноклассниками и ребятами других классов;

-исследовательской и проектной деятельности;

-составлению  рекламы  и правильному выбору товара;

-экономическим  связям  в  семье.

             Программа  рассчитана  на  1  час  в  неделю и 34  часа  в  год.

Содержание  курса  внеурочной  деятельности

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Основное  содержание

1

Что изучается в курсе «Экономика семьи».

Что такое экономика. Основные проблемы экономики. Семья глазами экономиста. Хо-зяйственная деятельность семьи. Пот-ребности человека и семьи.

Почему и как люди занимаются хозяйством?

Что такое собственность? Как люди зара-батывают деньги? Неограниченные потреб-ности в условиях ограниченности ресурсов.

Практическая деятельность.

Просмотр м/ф «Цветик-семицветик», обсуж-дение.

2

Семейное хозяйство.

Элементы семейного хозяйства. Эконо-мические показатели и финансовая доку-ментация семейного хозяйства. Планирова-ние, учет и контроль в семейном хозяйстве.

Что нужно для существования семьи? Что такое ресурсы семьи и как их правильно использовать? Для чего нужны деньги? Кто их зарабатывает?

Семья с высоким уровнем дохода. Средняя семья. Малоимущая семья.

Экономические проблемы семьи. Почему возникает выбор? Что такое эффективность? Исследовательская деятельность. Срок использования электротоваров, мебели. Почему у разных товаров этот срок разный?

Практическая деятельность.

Проект: «Экономические проблемы моей семьи» (если решены, то как, какие еще не решены, намеченные пути их решения). Его обсуждение.

С целью усвоения терминов и понятий темы: разгадывание кроссвордов, игра «Буква потерялась», «Найди пару».

3

Бюджет семьи.

Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую кор-зину. Потребительская корзина. Прожиточ-ный минимум. Заработная плата. Номи-нальные доходы. Реальные доходы.

Из чего складываются доходы и расходы семей? Виды доходов. Основные термины и понятия: заработная плата, завещание, доходы запрещенные законом, проценты, трансферы, арендная плата, налог.

Практическая деятельность: ролевая игра «Бюджет моей семьи».

4

Рачительный хозяин.

Кто такой рачительный хозяин. Качества лич-ности рачительного хозяина. Секреты рачи-тельного хозяина

Просмотр в/фильмов: отрывок и м/ф «Дюй-мовочка», «Три поросенка» и др. Обсуждение.

Групповая практическая деятельность: «Пор-трет рачительного хозяина».

5

Думающий покупатель.

Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товаров.

Практическая деятельность. Изготовление рекламы. Упаковка товара. Презентация.

6

Семья и рынок.

Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессия членов твоей семьи и родст-венников.

Практическая деятельность. Игра «Про-фессии разные нужны, профессии разные важны», презентации. Выставка рисунков: «Я хочу стать…», «Моя любимая профессия» и т. п..

7

Итоговое занятие.

Выставка, презентации.

Формы организации деятельности учащихся

  • групповая, парная, индивидуальная;
  • проектная;
  • игровая;
  • самостоятельная.

    Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, решение

задач, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.

           Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через выполнение практических заданий, участие в  играх, создание проектов. 

Учебно-тематический  план  курса

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Экономика семьи.

7

5

2

2

Семейное хозяйство.

8

5

3

3

Бюджет семьи.

4

3

1

4

Рачительный хозяин.

4

2

2

5

Думающий покупатель.

5

2

3

6

Семья и рынок.

5

2

3

7

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

34

19

15

Календарно-тематическое  планирование

Номера

заня-тий

Наименования  разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скоррек-тирован-ные сроки прохожде-ния

Что изучается в курсе «Экономика семьи» (7 часов)

1-2

Что такое экономика.

Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Ана-лиз своих потребностей и возможности их удовлетво-рения; особенностей учас-тия человека (себя) в разных видах хозяйствен-ной деятельности. Практи-ческая работа.

01-03.09.

2018 г.

3

Основные проблемы экономики.

4

Семья глазами экономиста.

5

Хозяйственная деятельность се-мьи.

6-7

Потребности человека и семьи.

Семейное хозяйство (8 часов)

8-9

Элементы семейного хозяйства.

Работа с текстом, экономи-ческими понятиями. Ана-лиз основных видов иму-щества их семьи; ведения домашней бухгалтерии. Составление личного иму-щества каждого члена семьи. Практическая рабо-та.

10-12

Экономические показатели и финансовая документация семей-ного хозяйства.

13-15

Планирование, учет и контроль в семенном хозяйстве.

Бюджет семьи (4 часа)

16

Доходы и расходы семьи.

Работа с текстом, эконо-мическими понятиями.

Составление своего бюд-жета и семьи – потре-бительской корзины семьи.

Практическая работа.

17

Что такое бюджет семьи.

18

Что кладут в потребительскую корзину?

19

Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.

Рачительный хозяин (4 часа)

20

Кто такой рачительный хозяин.

Работа с текстом, экономи-ческими понятиями.

Исследовать своих родст-венников на то, что как они справляются с обязанно-стями владельца, пользова-теля и распорядителя.

Составление основных по-терь тепла в зимнее время в своем доме, квартире и как их можно снизить.

Практическая работа.

21

Качества личности рачительного хозяина.

22-23

Секреты рачительного хозяина.

Думающий покупатель (5 часов)

24

Покупатель и продавец.

Работа с текстом, экономи-ческими понятиями.

Анализ числа магазинов и товаров в них в поселке.

Составление правил опыт-ного покупателя.

Практическая работа.

25-26

Реклама и упаковка.

27

Особенности маркировки товаров.

28

Секреты выбора товаров.

Семья и рынок (5 часов)

29-30

Экономические возможности се-мейного хозяйства.

Работа с текстом, экономи-ческими понятиями.

Составление экономиче-ских связей своей семьи.

Практическая работа.

31-32

Экономические связи семьи.

33

Профессии членов твоей семьи и родственников.

34

Итоговое занятие.

Выставки, презентации.

Итого-34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

-Программа  непрерывной социально-экономической подготовки  учащихся 1-11-х кл. (научный руководитель и   редактор программы  И.А.Сасова.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014).

-Методическое  пособие  по  курсу  «Экономика:моё ближайшее окружение». 7 класс./ И.А.Сасова, Л.Э.Новикова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

-Экономика: история и организация хозяйственной деятельности./И.В.Липсиц.-М., ВИТА-ПРЕСС, 2016

-Удивительные приключения  в  стране Экономика./ И.В.Липсиц.- М., ВИТА-ПРЕСС,2016

http://www.econline/h1/ru – сайт Economics online предназначен для тех, кто изучает экономику или просто ею интересуется.

http://www.economicus.ru – галерея экономистов, учебно-методические материалы, электронные учебники и книги по экономике, новости экономической науки.

http://www.Virtalog.ru -словари по экономике

http://www.glossary.bank24.ru – экономический словарь.

 http://www.azbookaeco.narod.ru – web-словарь экономических понятий и терминов.

http://www.ecsoman.edu.ru – федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент

http://www.ress.ru – официальный сайт русского экономического общества

http://www.catalog.alledu.ru —  решение задач, статьи по экономике

http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека

http://www.lib.msu.su – Библиотека МГУ

http://www.nalogi.com.ru – все о налогах. Документы и комментарии, консультации, услуги по минимизации налогов. Сводные таблицы для контролирования налогов, перечень типичных ошибок, справочник переменных налоговых величин.

http://edu.ru – российское образование. Федеральный портал: большой каталог образовательных Интернет-ресурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"

quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Программа внеурочной деятельности "В семье единой" - проектная деятельность

Программа внеурочной деятельности  "В семье единой" - проектная деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...