Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс
рабочая программа по теме

Давыдова Светлана Максимовна

 

Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.

То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.

Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов по адаптации первоклассников И.В. Рахновской «Вместе играем, учимся, переживаем» Москва «школьная пресса» 2005г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Программа внеурочной деятельности

(научно – познавательное направление)

Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем»

1а класс

                                                                           Составитель:

Давыдова Светлана Максимовна                                                                      

                                                                           

 2012г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка  ………………………………………………3
  2. Учебно-тематический план …………………………………………..5
  3. Содержание основных тем занятий ………………………………….6
  4. Ожидаемый результат ……………………………………………….14
  5. Список используемой литературы ………………………………….15

ПОЯСНИТЕЛТНАЯ ЗАПИСКА

Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.

То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.

Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов по адаптации первоклассников И.В. Рахновской «Вместе играем, учимся, переживаем» Москва «школьная пресса» 2005г.


Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в прогимназическом классе.

Задачи

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  3. Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
  4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.
  5. Активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.

   Методы и приемы

  1. Игры - коммуникации.
  2. Игры – релаксации. Музыка.
  3. Сказки.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Количество часов

лекционные

практические

всего

1

Я – школьник

2

3

5

2

Мои чувства

5

5

10

3

Развиваем наблюдательность, внимание, память, воображение

3

5

8

4

Оптимизация межполушарных взаимодействий

4

4

5

Развитие коммуникативных навыков в условиях игры

7

7

Итого:

10

24

34


СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ

  1. Я школьник

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии

- Знакомство. Вступительное слово психолога.

- Игра «имя оживает»

- «Ласковое имя»

- «Рисунок имени»

Рефлексия занятия.

Занятие 2. Зачем мне нужно ходить в школу

- Разминка. «Ролевая гимнастика»

- Игра «Закончи предложения»

- Игра «Какой урок важнее?»

- Работа со сказкой

- Рисунок «Я в школе»

- Рефлексия занятия.

Занятие 3. Какие ребята в моем классе

- Разминка. «Ролевая гимнастика»

- Игра «Сколько в моем классе,..?»

- Игра «Закончи предложения»

- Игра «Мы»

- Игра «Вспомним хорошие поступки»

- Игра «Мы любим»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 4. Мои друзья в моем классе

- Разминка. «Ролевая гимнастика»

- Игра «Кто умеет хорошо…»

- Игра «Закончи предложения»

- Упражнение «тропинка к сердцу»

- Игра «Портрет моего друга»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 5. Мои успехи в школе

- Разминка. «Ролевая гимнастика»

- Игра «Закончи предложения»

- Игра «Буратино забыл все слова»

- Игра «Мне помогли»

- Считалочка

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

  1. Мои чувства

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств других людей;

- способствовать снижению уровня страхов

Занятие 1. Радость. Что такое мимика

- Разминка. «зайчик рассмеялся – зайчик испугался»

- Игра «Раз, два, три, позу за мной повтори»

- Игра «Закончи предложения»

- Игра «Зоопарк»

- «Рисунок радости»

- Рефлексия занятия

Занятие 2. Как доставить радость другому человеку

- Разминка «Угадай, где я иду?»

- Игра «Превратись в животное»

- Как доставить радость другому человеку

- Игра «Собираем добрые слова»

- Игра «Скажи мишке добрые слова»

- Рефлексия занятия

Занятие 3. Жесты

- Разминка «Угадай, где я иду?»

- Игра «Радость модно выразит жестом»

- Игра «Передай сообщение»

- Игра «объясни задание»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

          Занятие 4. Радость можно передать прикосновением

- Разминка «Муха»

- Игра «Фотоохота»

- Радость можно передать прикосновением

- Игра «Котенок»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 5. Грусть

- Разминка «Покажи профессию»

- Игра «Скажи да и нет»

- «Закончи предложение»

- «Грустные ситуации»

- Игра «Котенок загрустил»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 6. Страх

- Разминка «Дотроньтесь до …»

- «Мысленная картинка»

- Игра «Покажи страшилку»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 7. Страх и как его преодолеть

- Разминка «почему подрались дети»

- Игра «испугаем по-разному»

- «Страшная маска»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 8. Гнев. С какими чувствами он дружит?

- Разминка. «Художники»

- «Попугай»

- Игра «Покажи дневник маме»

- Работа со сказкой

- Рефлексия занятия

Занятие 9. Обида

- Разминка «Массаж чувствами»

- «Пусть всегда будет»

- Игра «Весеннее настроение»

- «Какая у меня обида»

- «Напрасная обида»

- Работа со сказкой

Занятие 10. Разные чувства

- Разминка «Попугай»

-  Игра «Покажи дневник маме»

- Игра «Шурум – бурум»

- Игра «Море волнуется»

- Игра «Волны»

- «Закончи предложение»

- «Ожившее чувство»

- Рисунок чувств

- Рефлексия занятия

  1. Развиваем наблюдательность, внимание, память, воображение

Цели:

- стимулирование внутригруппового общения;

- развитие памяти, внимания, логического мышления;

- работа по обогащению словарного запаса детей

Занятие 1.

- Разминка

- Игра «В мяч»

- Игра «Тропинка»

- Игра «Что изменилось»

- Рефлексия занятия

Занятие 2.

- Разминка

- Игра «В мяч»

- Игра «Закончи слово»

- Игра «Что изменилось»

- Игра «Гомеостат»

- Рефлексия занятия

Занятие 3.

- Разминка

- Игра «Конспиратор»

- Игра «Закончи предложение»

- Игра «Гомеостат»

- Рефлексия

Занятие 4.

- Разминка

- Игра «Конспиратор»

- Игра «Кто есть кто, что есть что?»

- Игра «Имя и движение»

- Игра «Гомеостат»

- Рефлексия занятия

Занятие 5.

- Разминка

- Игра «Имя и движение»

- Игра «Кто есть кто, что есть что?»

- Игра «Слушай внимательно»

- Игра «Укрась геометрические фигуры»

- Рефлексия занятия

Занятие 6.

- Разминка

- Игра «Слушай внимательно»

- Игра «Запомни порядок»

- Игра «Угадай группу!

- Рисование красками на тему: «Какое у меня настроение»

- Рефлексия занятия

Занятие 7.

- Разминка

- Игра «Коровы, собаки, кошки»

- Игра «Тактильный образ»

- Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

- Игра «Изобрази животное»

- Рефлексия занятия

Занятие 8.

- Разминка

- Игра «На берегу моря»

- Рисование красками под музыку

- Рефлексия занятия


  1. Оптимизация межполушарных взаимодействий

Цели:

- формирование пространственных представлений;

- формирование манипуляций с внешним пространством;

- восстановление контакт с собственным телом, снятие телесного напряжения;

- развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействиями с другими людьми

Занятие 1.

- Разминка

- Игра «Волшебные ладошки»

- Упражнения с массажными мячами

- Упражнения с массажными кольцами

- Рефлексия занятия

Занятие 2.

- Разминка

- Игра «Волшебные ладошки»

- Упражнения с массажными мячами

- Телесные игры и упражнения

- Рефлексия занятия

Занятие 3.

- Разминка

- Упражнения с массажными кольцами

- Пальчиковая гимнастика

- Телесные игры и упражнения

- Рефлексия занятия

Занятие 4.

- Разминка

- Игра «Волшебные ладошки»

- Упражнения с массажными мячами

- Упражнения с массажными кольцами

- Телесные игры и упражнения

- Рефлексия занятия


  1. Развитие коммуникативных навыков в условиях игры

Цели:

- отработка навыков совместных действий;

- формирование взаимодействия в коллективе через организацию совместных действий;

- развитие тактильных ощущений, чувства сплоченности, сопереживания, повышения самооценки, создание ситуации успешности, утверждения себя как личности

Занятие 1.

- Разминка

- Упражнения «Солдаты»

- Игра «Твистер»

- Рефлексия занятия

Занятие 2.

- Разминка

- Упражнение «Совместное рисование»

- Упражнение «Совместное творчество»

- Упражнение «Хвасталки»

- Рефлексия занятия

Занятие 3.

- Разминка

- Игровое упражнение «Головомяч»

- Игры – путешествия»

- Рефлексия

Занятие 4.

-Разминка

- Игра - путешествие «Усмири своего дракона»

- Рефлексия занятия

Занятие 5.

- Разминка

- Игровое упражнение «Первая звезда»

- Рефлексия


Занятие 6.

- Разминка

- Создание коллективного панно

- Рефлексия занятия

Занятие 7.

- Разминка

- Игровое упражнение «Каракули»

- Рефлексия занятия


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.

Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.

  1. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под  ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

  1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.

  1. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.

  1. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.

  1. Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2, 2004. – 456с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Программа внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное направление). Кружок "Гимнастика" для учащихся с 1 по 4 классы.

Программа внеурочной деятельности «Гимнастика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы В....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивно-оздоровительной направленность) Кружок « Волейбол»

Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе  методической литературы по  физической культуре. Программа рассчитана  на один  год  по  2часа в недел...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Кружок «Математическая мозаика»

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Работа математического кружка - это не только интересное но и полезное занятие. Она развивае...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление). Кружок "Патриот".

Пояснительная запискаПроблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе “Патриотическое воспитание гражд...