Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс
рабочая программа по теме
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.
Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов по адаптации первоклассников И.В. Рахновской «Вместе играем, учимся, переживаем» Москва «школьная пресса» 2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Программа внеурочной деятельности
(научно – познавательное направление)
Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем»
1а класс
Составитель:
Давыдова Светлана Максимовна
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ………………………………………………3
- Учебно-тематический план …………………………………………..5
- Содержание основных тем занятий ………………………………….6
- Ожидаемый результат ……………………………………………….14
- Список используемой литературы ………………………………….15
ПОЯСНИТЕЛТНАЯ ЗАПИСКА
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.
Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов по адаптации первоклассников И.В. Рахновской «Вместе играем, учимся, переживаем» Москва «школьная пресса» 2005г.
Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в прогимназическом классе.
Задачи
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
- Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.
- Активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.
Методы и приемы
- Игры - коммуникации.
- Игры – релаксации. Музыка.
- Сказки.
- Рисование.
- Рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Количество часов | ||
лекционные | практические | всего | ||
1 | Я – школьник | 2 | 3 | 5 |
2 | Мои чувства | 5 | 5 | 10 |
3 | Развиваем наблюдательность, внимание, память, воображение | 3 | 5 | 8 |
4 | Оптимизация межполушарных взаимодействий | 4 | 4 | |
5 | Развитие коммуникативных навыков в условиях игры | 7 | 7 | |
Итого: | 10 | 24 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ
- Я школьник
Цели:
- содействовать осознанию позиции школьника;
- способствовать формированию дружеских отношений в классе;
- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии
- Знакомство. Вступительное слово психолога.
- Игра «имя оживает»
- «Ласковое имя»
- «Рисунок имени»
Рефлексия занятия.
Занятие 2. Зачем мне нужно ходить в школу
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Какой урок важнее?»
- Работа со сказкой
- Рисунок «Я в школе»
- Рефлексия занятия.
Занятие 3. Какие ребята в моем классе
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Сколько в моем классе,..?»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Мы»
- Игра «Вспомним хорошие поступки»
- Игра «Мы любим»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 4. Мои друзья в моем классе
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Кто умеет хорошо…»
- Игра «Закончи предложения»
- Упражнение «тропинка к сердцу»
- Игра «Портрет моего друга»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 5. Мои успехи в школе
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Буратино забыл все слова»
- Игра «Мне помогли»
- Считалочка
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
- Мои чувства
Цели:
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
- помочь детям осознать относительность оценки чувств других людей;
- способствовать снижению уровня страхов
Занятие 1. Радость. Что такое мимика
- Разминка. «зайчик рассмеялся – зайчик испугался»
- Игра «Раз, два, три, позу за мной повтори»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Зоопарк»
- «Рисунок радости»
- Рефлексия занятия
Занятие 2. Как доставить радость другому человеку
- Разминка «Угадай, где я иду?»
- Игра «Превратись в животное»
- Как доставить радость другому человеку
- Игра «Собираем добрые слова»
- Игра «Скажи мишке добрые слова»
- Рефлексия занятия
Занятие 3. Жесты
- Разминка «Угадай, где я иду?»
- Игра «Радость модно выразит жестом»
- Игра «Передай сообщение»
- Игра «объясни задание»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 4. Радость можно передать прикосновением
- Разминка «Муха»
- Игра «Фотоохота»
- Радость можно передать прикосновением
- Игра «Котенок»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 5. Грусть
- Разминка «Покажи профессию»
- Игра «Скажи да и нет»
- «Закончи предложение»
- «Грустные ситуации»
- Игра «Котенок загрустил»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 6. Страх
- Разминка «Дотроньтесь до …»
- «Мысленная картинка»
- Игра «Покажи страшилку»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 7. Страх и как его преодолеть
- Разминка «почему подрались дети»
- Игра «испугаем по-разному»
- «Страшная маска»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 8. Гнев. С какими чувствами он дружит?
- Разминка. «Художники»
- «Попугай»
- Игра «Покажи дневник маме»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 9. Обида
- Разминка «Массаж чувствами»
- «Пусть всегда будет»
- Игра «Весеннее настроение»
- «Какая у меня обида»
- «Напрасная обида»
- Работа со сказкой
Занятие 10. Разные чувства
- Разминка «Попугай»
- Игра «Покажи дневник маме»
- Игра «Шурум – бурум»
- Игра «Море волнуется»
- Игра «Волны»
- «Закончи предложение»
- «Ожившее чувство»
- Рисунок чувств
- Рефлексия занятия
- Развиваем наблюдательность, внимание, память, воображение
Цели:
- стимулирование внутригруппового общения;
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- работа по обогащению словарного запаса детей
Занятие 1.
- Разминка
- Игра «В мяч»
- Игра «Тропинка»
- Игра «Что изменилось»
- Рефлексия занятия
Занятие 2.
- Разминка
- Игра «В мяч»
- Игра «Закончи слово»
- Игра «Что изменилось»
- Игра «Гомеостат»
- Рефлексия занятия
Занятие 3.
- Разминка
- Игра «Конспиратор»
- Игра «Закончи предложение»
- Игра «Гомеостат»
- Рефлексия
Занятие 4.
- Разминка
- Игра «Конспиратор»
- Игра «Кто есть кто, что есть что?»
- Игра «Имя и движение»
- Игра «Гомеостат»
- Рефлексия занятия
Занятие 5.
- Разминка
- Игра «Имя и движение»
- Игра «Кто есть кто, что есть что?»
- Игра «Слушай внимательно»
- Игра «Укрась геометрические фигуры»
- Рефлексия занятия
Занятие 6.
- Разминка
- Игра «Слушай внимательно»
- Игра «Запомни порядок»
- Игра «Угадай группу!
- Рисование красками на тему: «Какое у меня настроение»
- Рефлексия занятия
Занятие 7.
- Разминка
- Игра «Коровы, собаки, кошки»
- Игра «Тактильный образ»
- Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»
- Игра «Изобрази животное»
- Рефлексия занятия
Занятие 8.
- Разминка
- Игра «На берегу моря»
- Рисование красками под музыку
- Рефлексия занятия
- Оптимизация межполушарных взаимодействий
Цели:
- формирование пространственных представлений;
- формирование манипуляций с внешним пространством;
- восстановление контакт с собственным телом, снятие телесного напряжения;
- развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействиями с другими людьми
Занятие 1.
- Разминка
- Игра «Волшебные ладошки»
- Упражнения с массажными мячами
- Упражнения с массажными кольцами
- Рефлексия занятия
Занятие 2.
- Разминка
- Игра «Волшебные ладошки»
- Упражнения с массажными мячами
- Телесные игры и упражнения
- Рефлексия занятия
Занятие 3.
- Разминка
- Упражнения с массажными кольцами
- Пальчиковая гимнастика
- Телесные игры и упражнения
- Рефлексия занятия
Занятие 4.
- Разминка
- Игра «Волшебные ладошки»
- Упражнения с массажными мячами
- Упражнения с массажными кольцами
- Телесные игры и упражнения
- Рефлексия занятия
- Развитие коммуникативных навыков в условиях игры
Цели:
- отработка навыков совместных действий;
- формирование взаимодействия в коллективе через организацию совместных действий;
- развитие тактильных ощущений, чувства сплоченности, сопереживания, повышения самооценки, создание ситуации успешности, утверждения себя как личности
Занятие 1.
- Разминка
- Упражнения «Солдаты»
- Игра «Твистер»
- Рефлексия занятия
Занятие 2.
- Разминка
- Упражнение «Совместное рисование»
- Упражнение «Совместное творчество»
- Упражнение «Хвасталки»
- Рефлексия занятия
Занятие 3.
- Разминка
- Игровое упражнение «Головомяч»
- Игры – путешествия»
- Рефлексия
Занятие 4.
-Разминка
- Игра - путешествие «Усмири своего дракона»
- Рефлексия занятия
Занятие 5.
- Разминка
- Игровое упражнение «Первая звезда»
- Рефлексия
Занятие 6.
- Разминка
- Создание коллективного панно
- Рефлексия занятия
Занятие 7.
- Разминка
- Игровое упражнение «Каракули»
- Рефлексия занятия
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.
Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
- Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
- Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2, 2004. – 456с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности (научно-познавательное направление) «Компьютерный гений»
рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
Программа внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное направление). Кружок "Гимнастика" для учащихся с 1 по 4 классы.
Программа внеурочной деятельности «Гимнастика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы В....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивно-оздоровительной направленность) Кружок « Волейбол»
Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе методической литературы по физической культуре. Программа рассчитана на один год по 2часа в недел...
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Кружок «Математическая мозаика»
Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Работа математического кружка - это не только интересное но и полезное занятие. Она развивае...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление). Кружок "Патриот".
Пояснительная запискаПроблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе “Патриотическое воспитание гражд...