Речевая карта при дисграфии
методическая разработка (8 класс)
Предварительный просмотр:
Карта обследования уч-ся с дисграфией, дислексией
Дата обследования_________________
ФИО._________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________Школа___________________________Класс______________
Домашний адрес_______________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Прикус_________________________________ Язык__________________________________
Губы___________________________________ Твердое небо___________________________
Зубной ряд______________________________ Подъязычная уздечка____________________
Мягкое небо____________________________ Другие особенности_____________________
Строение и особенности артикуляционной моторики:
- движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация);
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
Особенности ручной моторики ( кольцо, коза,игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»)
Зукопроизношение:
с | с´ | з | з´ | ц | ш | ж | ч | р | р´ | л | л´ | к | г | х | й |
Состояние фонематического восприятия:
Повторение слогов с оппозиционными звуками
Па-Ба-Па_________________________ Са-Ша-Са____________________________
Та-Та-Да_________________________ Жа-За-Жа____________________________
Га-Ка-Га_________________________ Ча-Ша-Ча____________________________
Ба-Бя-Ба_________________________ За-Са-За_____________________________
Слоговая структура слова
сквозняк температура Регулировщик стоит на перекрестке
аквариум аквалангист Водопроводчик чинит водопровод
лекарство экскаватор Волосы подстригают в парикмахерской
Исследование языкового анализа и синтеза:
а) анализ состава предложения
Определить кол-во, последовательность и место слов в предлож-и | опред. | неопред. |
Стоят теплые деньки | ||
Осенью часто льют дожди | ||
Желтые листья падают на землю | ||
Из леса вышел старик с большой корзиной |
б) слоговой анализ и синтез:
Определить кол-во слогов в слове,произнес.учителем(подч.) | Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (отобр.подч.) | Произнести слитно слово,прои- знесенное по слог.(подчеркн.) |
Мыть, поднос, ласточка, чере- паха, кровать. | Дом,собака,муха,капуста,парта, карандаш,портфель,велосипед. | Ско-во-ро-да,по-то-лок,те-ле-фон.На-сту-пи-ла вес-на. |
в) фонематический анализ ( подчеркнуть )
Выделение звука из слова | Есть ли звук «м» в словах: мак,дерево,рама,рак,дом,лампа. |
Выделение первого звука | Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова. |
Выделение последнего звука | Кот, карандаш, дом, палец, радуга. |
Определить место звука в слове | Где слышиться звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет. |
Определение звуков в словах | Сколько зв. в словах: дым,каша.шапка,крышка,черемуха. |
Позиционный анализ | Какой по счету звук «р»:рыба,дорога,трава,завтрак. |
г) фонематический синтез д) фонематические представления
Произнеси.слово произн-е. с паузами | Отобрать картинки,где есть5 звуков(подч.-ть) | Назв.-ть слова в кото- рых есть звук «м» | Назвать слова в котор. есть 4,5 звуков. |
ч а с, п а р к, з в у к, ф у т б о л. | Лампа,роза,крыша шар чайник,сахар,скамейка. |
Исследование грамматического строя речи:
Состояние словообразования | Состояния словоизменения | ||||
Притяж. прилаг.-х | Чей хвост? Чей дом? Чей шарф? | Мн.чис.ло сущ.-х | Мост Перо Пчела Рот | ||
Образ.пил. от сущ.-х | Стол из дерева Сумка из кожи Сок из моркови Чашка из фарфора | Согл. числ с сущ.1-5 | Стул Кукла Помидор Рыбка | ||
Суфикс. словооб.-е | Дом Гриб Сумка Ведро | Употр. ф. Р.п. (мно- го чего?) | Дом Дерево Ключ Ухо | ||
Префик. совообр.-е | Лить,шел | Измен. им. сущ. по пад. | У меня есть ручка У меня нет….. Я пишу…….. Я говорю о….. |
Исследование зрительно-пространственных Понимание сложных конструкций:
функций:
Конструирование фигур из палочек | Нарисуй крестик над (под,слева) от круга |
По образцу | Витю слушал учитель.Кто говорил? |
По представлению | Автобус обогнала машина .Кто поехал впереди? |
Состояние речезрительных функций:
Знание букв: печатных рукописных |
Узнавание: на зашумл. фоне пунктиром недописанных стилизованных |
Пр. и непр. напис.(зеркально) наложенных сходных |
Анализ писменных работ | Списывание кол.ош. Примеры | Под диктовку кол. ош. Примеры | ||
Замены букв ( акустич. ) | ||||
Пропуски букв | ||||
Пропуски слогов и частей слов | ||||
Добавление букв , слогов | ||||
Раздельное написание час- тей слов | ||||
Слитное написание слов | ||||
Аграмматизмы на письме | ||||
Графические замены букв | ||||
Зеркальное письмо | ||||
Ошибки на правописание |
Исследование процессов чтения:
Техника чтения ( подчеркнуть ) | Характер ошибок | Количество ошибок | Примеры |
Побуквенное, послого-вое, целыми словами | Замены букв слогов | ||
спереходом на слог , при чтении труд. слов | Пропуски букв слогов | ||
Целыми словами с паузами ( двойное ) | Перестановки букв слогов | ||
Чтение путем перебора и нанизывания отдель- ных букв | Добавления букв слогов ( повторы ) | ||
Плавное, монотонное, угадывающее, вырази- тельное чтение | Аграмматизмы при чтении | ||
Медленное, быстрое, среднего темпа | Графические замены | ||
Механическое чтение |
Заключение___________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта школьника.
Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....
Обследование. Речевая карта.
Экспресс-обследование состояния речи ребенка....
Речевая карта
Речевая карта...
Образец речевой карты
РЕЧЕВАЯ КАРТАЛогопедический пункт при _____________________________________________________________Фамилия, имя обследуемого ______________________________________ возраст ___________Дата обслед...
Речевая карта
Предлагаю удобный и простой электронный вариант стандартной речевой карты для школьных логопедов. Никого не хочу удивлять-многие заполняли эти формы в разной полиграфии....
Буклеты в помощь родителям и учителям:"Виды речевых нарушений.Виды дисграфий.
Буклеты помогают наладить связь с родителями или лицами их замещающими.В них кратко и доступно изложен материал по значимым проблемам ....
Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...