Дифференциация б-п
план-конспект занятия (5 класс)

Журавлева Юлия Владимировна

Конспект логопедического занятия : "Дифференциация б-п"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differentsiatsiya_b_-p.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия в 1 классе

Тема:

«Звуки и буквы Б - П»


Цели:

  • Дифференциация звуков [б – п] на слух и в произношении;
  • Закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.


Задачи:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие внимания, памяти, наблюдательности, активности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной ориентации;
  • воспитание активности и инициативности при выполнении заданий.

Оборудование:  предметные картинки, карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Здравствуй. Давай поздороваются наши пальчики” (кинезиологическое упражнение “Пальчики здороваются: поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Выполнять в прямом и обратном порядке).

Дыхательная гимнастика:

Давай посмотрим в окошко. Что ты там видишь? Правильно, снег, на улице зима. Давай мы тоже сделаем снежную бурю у нас на занятии. Тебе нужно сдуть снег (маленькие кусочки ваты) как это делает холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

Артикуляционная гимнастика:

1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

1. Сообщение темы занятия.

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает
(барабан)


Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор –

Красный спелый 

(помидор)

- Как ты думаешь, что это? Да, это барабан и помидор!
- Какими звуками отличаются эти слова?

- Давай найдем на картинке буквы Б и П. Правильно!

2. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Скажи, какой первый звук ты слышишь в слове бочка?

- Правильно [Б].

- А какой первый звук ты слышишь в слове папа?

- Правильно [П].

- как ты думаешь о чем мы с тобой будем разговаривать на занятии?

- Правильно. Мы поговорим сегодня о буквах Б, П и звуках [Б]и [П].

- Давай подумаем, что общего у этих звуков? (согласные, твёрдые)

- А чем они отличаются друг от друга? ([Б] – звонкий, [П]- глухой).

- Помнишь, как отличить звонкий звук от глухого?

- Давай приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [Б].

- Вибрирует горлышко? Значит звук звонкий.

- А теперь давайте произнесём звук [П].

- Вибрирует горлышко?

- Нет. Значит звук глухой.

 

Уточнение артикуляции:

- Произносим звук [Б].

Губы: смыкаются и размыкаются;

Язык: не работает;

Струя воздуха: короткая;

Голосовые связки работают;

- Произносим звук [П].

Губы: смыкаются, ворота закрыты, с тихим «пыхом» размыкаются;

Язык: не работает;

Струя воздуха: короткая;

Голосовые связки отдыхают.

3. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Повторить слоги парами:
ба – па                                                        

па – ба

бо – по                                                        

по – бо

бу – пу

Повторить слова парами:

бас – пас                                

бар – пар                                

бух – пух                                        

бот – пот                                        

бел – пел                                        

бока – пока

блеск – плеск                                

3.1. Игра «Поймай звук»:

- Сейчас ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [п] или топнуть ногой, если услышишь звук [б]. Слушай внимательно:

Белка, пистолет, пять, суп, барабан, бомба, палка, балка, путь, бить, пить, бык, пилка.

3.2. Игра «Буква заблудилась».
- Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].
Палка, почка, пой, балка,банк,забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

3.3. Задание «Выбрать картинки, в названии которых есть звуки [б – п]:
- У тебя на парте лежат картинки. Разложи их на 2 группы. Справа положите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева – со звуком [б]."

4. Добавить слог «БА» или «ПА».

жа…                ре…                        тум…                лам…        шай…

ли…                вер…                        шля…                бом…        лу…

- Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялся слог. Помоги им найти каждому свой слог. Запиши в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б - в другой столбик.
- Обведи буквы Б и П карандашом.

5. Физкультминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустились руки вниз.

6. Работа по карточкам.

Все буквы П – подчеркни одной чертой, а буквы Б – двумя чертами.

П н р б Б п м в т с П б Б а ы ш е В

Н м б в ф у Б р п п ю д н П Б в а

С ч П б ы ф ц й ж п ю Б ч с м а т

Б в а к е н г п б ы п б д ф й ц ч с

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

– С какими звуками и буквами мы сегодня работали? Чем они различаются?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

- Молодец! Оцени свою работу по лесенке успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...