Проект «Обучение через вызов как образовательный формат»
учебно-методический материал (8, 9 класс)

Плотников Андрей Николаевич

Проект «Обучение через вызов как образовательный формат» учителя математики СОШ №4 г. Белоярский Плотникова Андрея Николаевича. Данный материал представлен в рамках участия в конкурсе на присвоения статуса "Педагог Югры - 2024".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnikov_a.n._proekt.docx24.55 КБ
PDF icon plotnikov_a.n._proekt.pdf317.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белоярский»

Конкурс на присвоение статуса «Педагог Югры в 2024 году»

Образовательный проект

Обучение через вызов как образовательный формат

Плотников Андрей Николаевич,

учитель математики

СОШ №4 г. Белоярский

г. Белоярский, 2024

Пояснительная записка

В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность и обсуждается на самом высоком государственном уровне. Президент нашей страны Путин В.В. говорит о важности популяризации математического образования: «Привлечение школьников к естественно –математическому и физическому образованию является ключевой задачей».

В январе 2024 года была принята концепция развития математического образования в Российской Федерации. Её цель – вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире.

В концепции предложено выделить три уровня образования: первый – для успешной жизни в современном обществе, второй – для профессионального использования математики в дальнейшей учёбе и профессиональной деятельности, третий – для дальнейшей подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях. В Концепции говорится, что "необходимо предоставить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможность достижения любого из уровней математического образования в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями".

Таким образом одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации выступает внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Ключевыми задачами развития математического образования в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре являются:

  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;
  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
  • популяризация математических знаний и математического образования.

Содержание проекта

Сегодня повсеместно распространяется одна из самых актуальных концепций современного инновационного образования – модель обучения через вызов. Поколение информационного общества уже не способно воспринимать традиционную систему обучения, у них другие запросы, они сами способны найти ту или иную информацию.

Обучение через вызов – это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного обучения, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить. Кроме того, данный формат подразумевает не просто командную работу, а именно междисциплинарное сотрудничество, требующее не только уважительного отношения к другим членам команды, но и понимания особенностей и социальных-демографических, профессиональных и культурных различий среди людей.

В обучении через вызов учащиеся решают практико-ориентированные задачи, рассматривают реальные ситуации. При этом они должны быть готовы отказаться от ранее полученного опыта решения похожей задачи. Основные принципы метода: актуальность задач, вовлечение, исследование, действие.

В основе данного формата лежат признанные в мировом педагогическом сообществе теории конструктивизма, социального конструктивизма и проблемного обучения.

Таким образом, в соответствии с социальным заказом, заявленный проект является актуальным и востребованным для учащихся и учителей.

Формулировка проблемы

Проблема потокового обучения заключается в невозможности полноценного использования адаптивного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ученика. Рамки урока 40 – 45 минут ставят непреодолимые границы в реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся, раскрытии их потенциала, что приводит к снижению успеваемости части учащихся, мотивации к изучению предмета, трудностям в полноценном развитии способностей к математике одаренных детей вследствие потокового обучения в обычной классно-урочной системе. Как итог – падение интереса к инженерным специальностям среди абитуриентов.

Проблема: трудности в обнаружении проблемы, ее формулировке и способах оптимизации пути ее решения негативно влияют на свободную адаптацию личности в условиях динамичной социальной среды.

Облегчить задачу построения индивидуальных образовательных траекторий можно с помощью решения практико-ориентированных задач с неявно выраженным проблемным вопросом, то есть использование обучения через вызов как образовательного формата. Выбор задач должен быть обусловлен потребностями обучающихся.

Таким образом, сама собой обнаружилась гипотеза: систематическое вовлечение обучающихся в процесс обучения через вызов способствует формированию личности, способной быстро адаптироваться в реальных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

Характеристика ведущей идеи, подходов, принципов

Основная идея заключается в том, что на основе практико – ориентированных задач, используемых при подготовке к государственной итоговой аттестации, можно развивать и повышать уровень математического образования и подготовки.

При обнаружении проблемы и первичном поиске решения задействован дивергентный тип мышления каждого из них. Дивергентность – тип мышления, при котором человек придумывает множество разноплановых идей для решения одной проблемы.

После того, как проблема сформулирована и найдена инвариантная область путей ее решения, обучающиеся вынуждены задействовать конвергентную сторону своего мышления для того, чтобы оптимизировать полученный результат и выбрать наиболее быстрый, экономически выгодный и так далее какой-то там путь, в зависимости от сформулированной ими проблемы.

Конечно, в зависимости от возрастных особенностей, требуется время для того, чтобы ребята сознательно «включали» тот или иной тип мышления. В формировании этих навыков помогает командная работа и систематическая вовлеченность в процесс.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий, способствующих эффективному формированию и развитию личностных качеств обучающихся, актуальных для быстрой адаптации в реальных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, посредством систематического вовлечения в процесс обучения через вызов.

Создание организационно-педагогических условий, при которых реализуется вовлечение в процесс обучения через вызов, возможно посредством решения следующих задач:

Задачи:

  1. Диагностировать индивидуальные потребности обучающихся (уровни мотивации к изучению предмета, наличие трудностей в изучении предмета; западающие темы)
  2. Апробировать разнообразные задания, направленные на вызов в образовательном процессе.
  3. Разработать программу интенсива по подготовке к ОГЭ по математике (Приложение 1).

Таким образом, участники проекта этого учебного года: обучающиеся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап – разработка программы интенсива, постановка цели и задач; входная диагностика;

Основной этап – проведение занятий в рамках интенсива;

Заключительный этап – итоговая диагностика, подведение итогов.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта.

В        результате внедрения        данного проекта, я предполагаю        получить следующие результаты:

  1. Оптимизация уровня        учебной        нагрузки обучающихся согласно индивидуальным запросам.
  2. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению математики, алгебры, геометрии.
  3. Создание благоприятной среды для социализации обучающихся, в том числе в информационном пространстве.
  4. Удовлетворение        индивидуальных        потребностей        обучающихся,        в        том числе с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Разработка        индивидуальных        образовательных        траекторий        и        их реализация.
  6. Повышение уровня результативности ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Степень новизны

Новизна представленного проекта в теоретическом плане заключается:

в создании на занятиях и во внеурочной деятельности условий для общения и сотрудничества учащихся;

в дополнении содержания образовательной программы по предмету задачами, направленными на вызов;

в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании информационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения математике, повышения уровня мотивации, формирование осознанной потребности к изучению предмета.

Условия реализации опыта

Для реализации опыта необходимы классические средства обучения, в сочетании с такими современными средствами обучения как:

✔        персональный компьютер;

✔        мультимедиа-проектор;

✔        интерактивная доска.

Результативность

Переходя к закономерному вопросу о результативности моей работы, хочу акцентировать внимание на том, что у меня есть лишь первичные результаты по теме проекта, поскольку я нахожусь в начале его реализации. Поэтому о качестве моей работы можно судить по результатам ОГЭ.

Список используемых источников:

Вызов        как        образовательная        стратегия:        методические        рекомендации. [Электронный ресурс] // https://school.infojournal.ru/jour/article/view/337

Обучение        через        вызов.        Стратегии.        [Электронный        ресурс]        // https://eduspace.pro/challenge-based-learning?ysclid=m1u9ja7xz1280815689

Обучение        через        вызов        как        образовательный        формат        [Электронный ресурс] // https://clck.ru/3DhPVd

Обучение через вызов, педагогика отношений и мультимодальность – в топе глобальных трендов, актуальность для российского контекста //

https://clck.ru/3DhPmA

Психологические аспекты обучения [Электронный ресурс] // https://clck.ru/3DhQRo

Технология критического мышления [Электронный ресурс] // https://znanio.ru/pub/2557?ysclid=m1ul9un8ty562521790

Интеллектуальный вызов при обучении решению математических задач. [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-vyzov-pri- obuchenii-resheniyu-matematicheskih-zadach/viewer

Провокационные задачи по математике. [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/provokacionnye_zadachi_po_matematike-478222.htm

Приложение 1.

Интенсивный курс подготовки

к основному государственному

экзамену по математике

«5 на 5» («ОГЭ 5х5»)

Цель курса: интенсивная подготовка к сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике.

Тематика занятий:

Занятие №1. «Вводное занятие»

  • Особенности ОГЭ по математике;
  • Оформление и заполнение бланка ответов;
  • Вводная диагностическая работа.

Занятие №2. «Первые 5 заданий»

  • Разбор заданий №1-№5 (изменения, введенные в связи с реализацией ФГОС ООО);
  • Особенности решения «новых» заданий;
  • Практическое решение заданий.

Занятие №3. «Модуль Алгебра»

  • Разбор заданий модуля «Алгебра»;
  • Основные формулы и определения;
  • Практическое решение заданий.

Занятие №4. «Модуль Геометрия»

  • Разбор заданий модуля «Геометрия»;
  • Основные формулы и определения;
  • Практическое решение заданий.

Занятие №5. «Итоговое занятие»

  • Разбор заданий Часть №2;
  • Итоговая диагностическая работа;
  • Подведение итогов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Повышение результативности обучения через использование цифровых образовательных ресурсов.

В работе рассматриваются вопросы внедрения ЦОР в образовательный процесс....

Проект «Обучение через предпринимательство». Тема проекта «В успехе уверены»

В наше время время актуально развитие предпринимательства в разных направлениях. Одним из наиболее выгодных направлений предпри- нимательства является развитие сферы торговли и услуг. Развитию бизнеса...

Конкурсное испытание Проект "Обучение через вызов как образовательный формат"

Конкурсное испытание Проект "Обучение через вызов как образовательный формат"...

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»...

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов»

Чек-лист «Пять шагов от классического формата к обучению через вызов» учителя математики СОШ №4 г. Белоярский Плотникова Андрея Николаевича.Данный материал представлен в рамках участия в к...