Теоретическая основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках
статья
Эта теоретическая основа позволит увидеть практическую реализацию СДП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskaya_osnova_realizatsii_sdp.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическая основа реализации системно-деятельностного подхода
на уроках
Теоретическая основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках основывается на концепциях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина.
Они раскрывают основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Если вскрыть развитие как систему, то к нему прибавятся следующие взаимосвязанные звенья: способности – деятельность – личность. Эта теоретическая основа позволит нам выйти на реализацию этой системы на уроках. В системе деятельности выделяются произвольная и непроизвольная. Та деятельность, в которую учащиеся вовлекаются на традиционном уроке, является непроизвольной. Она выполняется учениками по указанию учителя и если бы не учитель, то учащиеся никогда бы этой деятельностью не стали заниматься. В такой деятельности ученик выступает объектом педагогического воздействия учителя, в результате на уроке возникает нарушение субъект - объектной ситуации.
Полноценная УД школьников реализуется как произвольная, т.е. желанная. Она отрабатывается на уроке в субъект – субъектной ситуации, в которой учитель и ученик выступают как равноправные партнеры совместной УД. Именно такая деятельность реализуется учащимися в РО, она становиться развивающей и самостоятельной. В ней выделяются пять основных компонентов:
- Учебно-познавательные мотивы, как осознание «для чего я должен изучать?» (например, географию);
- Определение учебных задач (действие целеполагания) – «что я должен сделать?»;
- Выбор средств и методов, планирование решения – «как и в какой последовательности, я должен решить задачу?»;
- Решение учебных задач (УЗ);
- Рефлексивно-оценочные действия: «Все и правильно ли я сделал? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?».
На традиционном уроке практически все перечисленные компоненты УД, в том числе в значительной степени и решение задач, выполняет учитель, а учащийся выступает как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу, когда «меня учат», а не «я учусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретическая работа "Дидактика и методика уроков иностранного языка на немецком языке"
Исследовательская работа методов и приёмов по обучению немецкому языку, развитию навыков аудирования, чтения говорения. Формы презентации речевых упражнений по всем видам речевой деятельности....
Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"
В Приложениях 2-4 представлены упражнения по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...
Теоретическая и методологическая основа современного урока
В чем особенность методологической основы современного урока? Какие принципы нужно использовать учителям....
Теоретические основы анализа и самоанализа урока и практика его осуществления в Российской школе.
Формы анализа и самоанализа урока....
"Теоретические основы техники безопасности на уроках физической культуры»
Общие требования техники безопасности на уроках физической культуры....
Теоретические и практические задания для уроков по теме: "Углы. Измерение углов" (5 класс)
Предложенный материал может быть использован на уроках математики в 5 классе по теме "Углы. Измерение углов." Материал разработан в соответствии с содержанием учебника "Математика...
Методическое и теоретическое обеспечение хореографических дисциплин " Планирование уроков хореографии"
Планируете ли вы уроки хореографии? И как это лучше сделать?Планирование уроков хореографических дисциплин зависит от разных факторов: от структуры урока, от его вида, от целей, кото...