РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СГ.05 Основы бережливого производства по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
рабочая программа
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_sg.05_obp_em.docx | 64.08 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Утверждаю:
___________________Е. А. Малыхина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СГ.05 Основы бережливого производства
по профессии СПО
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
2023 г.
Одобрена и рекомендована Предметной цикловой комиссией социально-гуманитарного профиля Протокол № от Председатель предметной цикловой комиссии ___________ Г. В. Карташова | Согласовано: Зам. директора по УР _____________Е. С. Засова |
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Разработчик:
Г. В. Карташова, преподаватель английского языка ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Рецензент внутренний:
Рецензент внешний:
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
1.1 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП: | 4 | |
1.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 | |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «ОП. об Основы бережливого производства» является обязательной дисциплиной дополнительного профессионального блока цикла в соответствии с ФГОС СПО по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК 07 (возможен частичное участие дисциплины в формировании ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель – формирование знаний концептуальных основ бережливого производства и умений применения инструментов для решения задач профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Общая образовательная нагрузка | 34 |
Нагрузка студента во взаимодействии с преподавателем | 34 |
теоретическое обучение | 17 |
практические занятия | 17 |
Практическая подготовка | 10 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета с оценкой |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бережливого производства»
№ учебного занятия | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1 Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и методология бережливого производства | 4 | |||
1 | Введение. Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Предпосылки формирования концепции бережливого производства (БП). Принципы и концепция системы БП. Цели БП. | 1 | 2 | ОК7 |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа с материалом лекции и текстом учебника, поиск ответов на предложенные вопросы по теме урока. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности ответов на вопросы. | ||||
2 | Стандарты бережливого производства. Серия ГОСТ Р «Бережливое производство». Идеи бережливого производства в условиях современного рынка. | 1 | 2 | ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК 1.4, ПК2.1 |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа с материалом лекции и текстом учебника, поиск ответов на предложенные вопросы по теме урока. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности ответов на вопросы. | ||||
3 | Практическое занятие №1. Изучение серии ГОСТов «Бережливое производство». Работа с терминами. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7 |
Контроль в форме: проверки правильности выполненного задания. | ||||
4 | Практическое занятие №2. «Фабрика процессов». Профессионально ориентированное обучение: Основные принципы БП в профессиональной деятельности (области применения и конкурентные преимущества использования) | 1 | 2 | ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК 2.1 |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа с материалом лекции и текстом учебника, подготовка ответов на предложенные вопросы по теме урока. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности ответов на вопросы. | ||||
5 | Бережливый проект. Поток создания ценности. Принципы картирования процесса. Цели применения карт потоков. Виды картирования. Этапы проведения картирования. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК7 |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: анализ карты потока создания ценностей. | ||||
Контроль в форме: проверки выполненного задания. | ||||
6 | Картирование потока создания ценностей. Инструменты картирования потока создания ценностей. Карта целевого состояния потока создания ценностей. Карта идеального состояния потока создания ценностей. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Самостоятельная работа: создание карты идеального состояния потока создания ценностей. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности составленной карты. | ||||
7 | Практическое занятие №3. Потери и действия, добавляющие ценность. Карта текущего состояния потока создания ценности. Типичные ошибки при картировании. Профессионально ориентированное обучение: Картирование потока создания ценностей по проекту в соответствии с профилем (направленностью) профессиональной деятельности в соответствии с предложенным алгоритмом. | 1 | 2 | ОК5, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК 2.1 |
Самостоятельная работа: выполнение картирования | ||||
Контроль в форме: проверки правильности картирования потока создания ценностей. | ||||
8 | Методы решения проблем. Проблемно-ориентированное мышление. Понятие «проблема», определение и формулирование проблемы. Определение ключевых причин возникновения проблемы. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7 |
Самостоятельная работа: подготовка устного ответа – краткой характеристики понятия «проблема». | ||||
Контроль в форме: проверки правильности устных характеристик. | ||||
9 | Технология анализа проблем. Технологии анализа проблем: фиксация проблемы; детализация проблемы; определение отклонения; изучение причины возникновения проблемы; разработка корректирующих мероприятий; реализация корректирующих мероприятий; проверка результата; стандартизация. Профессионально ориентированное обучение: анализ возможных проблем при монтаже и установке основных узлов электрических аппаратов, электрических машин, электрооборудования трансформаторных подстанций и цехового электрооборудования. | 1 | 2 | ОК 7, ПК1.1, |
Самостоятельная работа: проведение анализа проблем при монтаже и демонтаже рабочего оборудования. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности проведенного анализа. | ||||
10 | Практическое занятие №4. Выбор инструментов решения проблемы по результатам картирования (Техника 4W+2H + декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка корректирующих действий). | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7 |
Контроль в форме: проверки правильности выполненного задания. | ||||
11 | Практическое занятие №5. Что такое диаграмма Ишикавы? Общая характеристика, цели применения диаграммы в производстве. Профессионально ориентированное обучение: построение диаграммы Ишикавы при монтаже электрических сетей. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.2, |
Контроль в форме: фронтальной проверки правильности составленной диаграммы. | ||||
12 | Инструменты бережливого производства. Области применения, адаптация под вид профессиональной деятельности. Кайдзен (непрерывное улучшение). | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК7, |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа с материалом лекции и текстом учебника, поиск ответов на предложенные вопросы по теме урока. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности ответов на вопросы. | ||||
13 | Практическое занятие №6. Принципы Кайдзен в строительстве дорог. Профессионально ориентированное содержание: проведение анализа принципов «Кайдзен» в работе электромонтера. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК 2.1 |
Контроль в форме: проверки правильности проведенного анализа. | ||||
14 | Практическое занятие № 7. «Пять «S» (система рационализации рабочего места). Общая характеристика системы. Стандартизированная работа. Составление краткой характеристики основных принципов системы на основе материалов лекции и учебника. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
15 | Практическое занятие № 8. Методика всеобщего обслуживания оборудования ТРМ. Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства. Отличия ТРМ от традиционного подхода к техобслуживанию. Профессионально ориентированное содержание: ТРМ в работе электромонтера. Составление списка задач, которые решает ТРМ в работе электромонтёра. | 1 | 2 | ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Контроль в форме: проверки правильности составленного списка. | ||||
16 | Практическое занятие №9. Методика быстрой переналадки SMED. Основные принципы системы быстрой переналадки оборудования. составление общей характеристики метода SMED. | 1 | 2 | ОК7 ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Контроль в форме: проверки правильности задания. | ||||
17 | Практическое занятие № 10. Канбан, поток единичных изделий. Общая характеристика инструмента БП. составление конспекта текста учебника. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, |
Контроль в форме: проверки правильности конспекта. | ||||
18 | Практическое занятие №11. Система «Пять S». Профессионально ориентированное содержание: Описание системы «Пять «S» в соответствии со спецификой работы электромонтера. | 1 | 2 | ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Контроль в форме: проверки правильности задания. | ||||
19 | Встроенное качество. Основные принципы системы встроенного качества. | 1 | 2 | ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: составление характеристики принципов данного метода БП. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
20 | Хейджунка – выравнивание производства. Методика внедрения выравнивания производства. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: подготовить устную характеристику данного метода БП. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
21 | Практическое занятие №12. Хейджунка – выравнивание производства. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Выравнивание нагрузки операторов. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, |
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
Раздел 2. Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности. | ||||
22 | Внедрение методов бережливого производства. Модель внедрения БП. Ключевые показатели эффективности работы. Профессионально ориентированное содержание: модель внедрения БП в работе элетромонтера. | 1 | 2 | ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Самостоятельная работа: работа с материалом лекции и текстом учебника, поиск ответов на предложенные вопросы по теме урока. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
23 | Внедрение методов бережливого производства. Целеполагание в бережливой организации. Типичные ошибки применения методов БП. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, |
Самостоятельная работа: составить список типичных ошибок применения методов БП. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
24 | Практическое занятие №13. Типичные ошибки применения методов БП. Профессионально ориентированное содержание: анализ типичных ошибок применения методов БП в работе электромонтера. | 1 | 2 | ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
25 | Ключевой показатель эффективности (KPI). Типы и виды KPI. Правила и принципы внедрения KPI. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, |
Самостоятельная работа обучающихся по поиску и применению учебной информации: работа с материалом лекции и текстом учебника, поиск ответов на предложенные вопросы по теме урока. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
26 | Технологии вовлечения и мотивации персонала. Лидерство как новый тип производственных отношений. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Самостоятельная работа: подбор источников информации поданной теме. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
27 | Практическое занятие №14. Технологии вовлечения и мотивации персонала. Разработка алгоритма вовлечения персонала в БП, организация работы с производственными инициативами и предложениями по улучшениям. | 1 | 2 | ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
28 | Практическое занятие №15. Методы преодоления сопротивления изменениям. Общая характеристика методов. Составление классификации методов. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
29 | Практическое занятие №16. Принципы мотивации персонала. Характеристика принципов. Выявление ошибок в мотивации персонала. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. | ||||
30 | Производственная культура на рабочем месте. Определение понятия «культура производства». | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Самостоятельная работа: Подготовка презентации по теме «Культура производства». | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данного задания. | ||||
31 | Квалификация персонала. Определение и характеристика понятия «квалификация». | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Самостоятельная работа: работа с текстом лекции, поиск ответов на вопросы. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности ответов на вопросы. | ||||
32 | Практическое занятие №17. Обучение персонала. Стадии и методы обучения персонала. Профессионально ориентированное содержание: практики эффективного использования человеческого потенциала в работе эдектромонтера. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.4, ПК2.1 |
Самостоятельная работа: работа с текстом лекции и учебника, определение продукта своего проекта. | ||||
Контроль в форме: проверки правильности данных заданий. | ||||
33 | Инструменты развития сотрудников. Регламент. Корпоративный портал. | 1 | 2 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4 |
Самостоятельная работа: разработка алгоритма работы повышением квалификации сотрудников. | ||||
Контроль в форме оценивания выполнения практического задания. | ||||
34 | Зачет с оценкой | 1 | 3 | |
Всего: | 34 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением (рабочее место преподавателя);
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Обязательные печатные издания
- Вейдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с. Текст: непосредственный.
- Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.
- Зинчик Н.С., Бережливое производство: учебник/Н.С. Зинчик, О.В. Кадырова, Ю.И. Растова; под общ. ред. А.Г. Бездудной. – Москва: КноРус, 2022. – 203 с. – Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
- Вумек Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?pid=1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим доступа: по подписке.
- Киселев А.А., Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. — Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL: https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст: электронный.
- Шмелёва А.Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие / А.Н. Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авторизованных пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
- Лайкер Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 586 с. - Текст: непосредственный.
- Клюев А. В. Бережливое производство [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев; под ред. И. В. Ершовой. - Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - 87 c. - ЭБС «IPRbooks» - Режим доступа: URL: https://www.iprbookshop.ru/87789.html (дата обращения: 03.02.2022).
- Бородулин А.Л., Казарин В.В., Косарева Н.С., Серебренников С.С., Харитонов С.С. Бережливое производство. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2022. – 224с.: - Режим доступа: URL: Книга Бережливое производство скачать бесплатно pdf без регистрации, автор С. С. Харитонов – Fictionbook
- Фролов В.П. Внедрение технологий бережливого производства в управление производством и организацию рабочих мест: монография. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. - 77с. - Текст: непосредственный
- ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента — Москва: Стандартинформ, 2021. — 16 с.— URL: http://goupu-19.ru/wp-content/uploads/2021/11/gost-r-56404-2021-vzamen-56404-2015-berezhlivoe-proizvodstvo.-trabovaniya-k-sistemam-menedzhmenta.pdf (дата обращения: 03.02.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 35. 01. 15. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сх производстве» 35. 01. 13. Тракторист – машинист сх производства
программа на 400 часов, 297- аудиторных, 103- внеаудиторных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СГ.05 Основы бережливого производства по профессии СПО 23.01.10 Машинист дорожных и строительных машин
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.10 Машинист дорожных и строительных машин...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ООД. 04 Иностранный язык Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» (далее УД) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ООД.14. Основы проектной деятельности по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СГ.05 Основы бережливого производства по профессии СПО 23.01.07 «Машинист крана (крановщик)»
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.10 Машинист дорожных и строительных машин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 06 Основы бережливого производства по профессии СПО 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей&raqu...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ООД.14. Основы проектной деятельности по профессиям СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности».КОС разработаны в соответствии с: программой учебной ди...