ФАОП ИЗО для обучающихся с ТМНР 1-12 классов
рабочая программа

Программа по "Изобразительной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faop_izo_2.docx103.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная  школа № 78»

   «Согласовано»

   Заместитель директора по УВР

  ______________ Яковлева В.Ю.

   «____»____________20 __ г.

Утверждаю:

Директор

______________Е.Д. Лапина

Приказ №___от    «____»_______20    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительная деятельность»

для обучающихся с ТМНР 1-12 классов

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

Вариант 2

                                                                                          Составитель:

                                                                                          Учитель:

Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол № 1  от« 30 » августа  20   г.

Утверждена  на педагогическом совете

Протокол № 1  от« 30 » августа  20   г.

г. Новокузнецк 2024г.

Пояснительная записка

   Программа  по учебному предмету «Изобразительная деятельность»  разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП образования обучающихся с ТМНР 1-12 классов с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 2) в МКОУ «Школа № 78», программы формирования базовых учебных действий.

Цели:

  1. Формирование и развитие умений и навыков изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
  2. Развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает включение следующих разделов:

1.Аппликация.

2.Лепка.

3.Рисование.

Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у них воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. В процессе работы у обучающихся формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощь, сопричастность к успехам или неуспеху товарища.

Задачи:

-продолжать освоение доступных средств изобразительной деятельности: рисование, лепка,  аппликация; накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.

- формирование познавательной деятельности и личностные качества средствами изобразительной деятельности с учетом индивидуальных возможностей.

- формирование   простейшие эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника; положительные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

На занятиях по лепке, рисованию, аппликации обучающиеся имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами, осуществлять выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.      

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо:  вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать их творческие устремления, развивать самостоятельность. Занятия по изобразительной деятельности способствуют коррекции имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями. Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование, как средства коррекции в процессе обучения детей с ТМНР, может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Уроки по данному учебному предмету оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию у них положительных навыков и привычек. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения  учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

 Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие самостоятельно с ошибками», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания 20 дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ  «Специальная школа №78»  учебный предмет «Изобразительная деятельность», входящий в предметную область «Искусство»,  представлен в обязательной части. Для дополнительного изучения данного курса в программу добавлены часы из части,  формируемой участниками образовательных отношений:

в 8 классе  - 2часа в неделю;

в 9 классе  - 2часа в неделю;

в 10 классе  - 2часа в неделю;

в 11 классе  - 2часа в неделю;

в 12 классе  - 2часа в неделю;

В соответствии с учебным планом общий объем учебного времени по предмету составляет 1086 часов:

в 1 классе – 99  часов в год, 3 часа в неделю;

во  2 классе - 102 часа в год, 3 часа в неделю;

в 3 классе -102  часа в год, 3 часа в неделю;

в 4 классе - 102часа в год, 3 часа в неделю;

в 5 классе – 102  часа в год, 3 часа в неделю;

в 6 классе - 102 часа в год, 3 часа в неделю;

в 7 классе - 102 часа в год, 3 часа в неделю;

в 8 классе - 66 часов в год, 2 часа в неделю;

в 9 классе - 66 часов в год, 2 часа в неделю;

в 10 классе - 66 часов в год, 2 часа в неделю;

в 11 классе - 66 часов в год, 2 часа в неделю;

в 12 классе - 66 часа в год, 2 часа в неделю.

Возможные личностные  и предметные результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

(рисование, лепка, аппликация)

Личностные  результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные возможные результаты:

Предметные результаты  1 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты  2 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты  3 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты  4 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты  5 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 6 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 7 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 8 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 9 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 10 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 11 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Предметные результаты 12 класс.

1.Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) ; умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2.Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности ; стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы ; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности; умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Содержание учебного предмета « Изобразительная деятельность» (1-4 класс)

Лепка. 

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека,  нож, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста). Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Ощипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Рисование. 

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски,  мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование орнамента из геометрических фигур в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография».

Аппликация. 

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминание  бумаги. Отрывание части  бумаги от куска. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

33

Узнают (различают) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Вырезают  заданную форму по шаблону стекой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Входит и выходит из учебного помещения. ориентируется в пространстве класса. передвигается по  школе. Фиксирует взгляд на звучащей, яркой, движущей игрушке, переключает взгляд с одного предмета на другой, фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. Понимает жестовую инструкцию, инструкцию по картам, по пиктограммам, выполняет стереотипную инструкцию. Выполняет действия способом рука в руке, подражает действиям выполняемым педагогом, последовательно выполняет отдельные действия по образцу с опорой на картинный план. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты. Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

2

Рисование

33

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Осваивают прием рисования кистью: прием касания. Выбирают  цвет для рисования. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю  поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Дополняют сюжетный рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Подбирают цвет в соответствии с сюжетом рисунка. Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография».

3

Аппликация

33

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации: заготавливают  детали, собирают орнамент, способом чередования объектов, намазывают детали  клеем, приклеивают  детали к фону. Выполняют аппликацию из геометрических фигур,  из осенних листьев, из ватных дисков. 

итого

99

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Вырезают  заданную форму по шаблону стекой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

.

Входит и выходит из учебного помещения. ориентируется в пространстве класса. передвигается по  школе. Фиксирует взгляд на звучащей, яркой, движущей игрушке, переключает взгляд с одного предмета на другой, фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. Понимает жестовую инструкцию, инструкцию по картам, по пиктограммам, выполняет стереотипную инструкцию. Выполняет действия способом рука в руке, подражает действиям выполняемым педагогом, последовательно выполняет отдельные действия по образцу с опорой на картинный план. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты. Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

2

Рисование

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. баночки, рисует на листе бумаги. Осваивают прием рисования кистью: прием касания. Выбирают  цвет для рисования. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю  поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Дополняют сюжетный рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Подбирают цвет в соответствии с сюжетом рисунка. Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография».

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к Соблюдают последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации: заготавливают  детали, собирают орнамент, способом чередования объектов, намазывают детали  клеем, приклеивают  детали к фону. Выполняют аппликацию из геометрических фигур,  из осенних листьев, из ватных дисков. 

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 3 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Вырезают  заданную форму по шаблону стекой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Входит и выходит из учебного помещения. ориентируется в пространстве класса. передвигается по  школе. Фиксирует взгляд на звучащей, яркой, движущей игрушке, переключает взгляд с одного предмета на другой, фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. Понимает жестовую инструкцию, инструкцию по картам, по пиктограммам, выполняет стереотипную инструкцию. Выполняет действия способом рука в руке, подражает действиям выполняемым педагогом, последовательно выполняет отдельные действия по образцу с опорой на картинный план. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты. Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

2

Рисование

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускает кисти в баночку с водой, снимает лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимает лишнюю краску о край баночки, рисует на листе бумаги. Осваивают прием рисования кистью: прием касания. Выбирают  цвет для рисования. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю  поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Дополняют сюжетный рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Подбирают цвет в соответствии с сюжетом рисунка. Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография».

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к Соблюдают последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации: заготавливают  детали, собирают орнамент, способом чередования объектов, намазывают детали  клеем, приклеивают  детали к фону. Выполняют аппликацию из геометрических фигур,  из осенних листьев, из ватных дисков. 

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Вырезают  заданную форму по шаблону стекой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Входит и выходит из учебного помещения. ориентируется в пространстве класса. передвигается по  школе. Фиксирует взгляд на звучащей, яркой, движущей игрушке, переключает взгляд с одного предмета на другой, фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. Понимает жестовую инструкцию, инструкцию по картам, по пиктограммам, выполняет стереотипную инструкцию. Выполняет действия способом рука в руке, подражает действиям выполняемым педагогом, последовательно выполняет отдельные действия по образцу с опорой на картинный план. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты. Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

2

Рисование

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускает кисти в баночку с водой, снимает лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимает лишнюю краску о край баночки, рисует на листе бумаги. Осваивают прием рисования кистью: прием касания. Выбирают  цвет для рисования. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю  поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Дополняют сюжетный рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Подбирают цвет в соответствии с сюжетом рисунка. Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография».

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации: заготавливают  детали, собирают орнамент, способом чередования объектов, намазывают детали  клеем, приклеивают  детали к фону. Выполняют аппликацию из геометрических фигур,  из осенних листьев, из ватных дисков. 

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.    При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

34

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 6 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.    При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

34

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 7 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.    При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

34

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

34

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.    При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

34

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

34

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 9 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

21

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.   При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

21

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

21

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

66

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 10 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

21

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.   При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

21

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

21

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

66

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 11 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

21

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.   При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

21

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

21

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

66

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 12 класса.

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Базовые учебные

 действия

1

Лепка

21

Узнают (различают) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Закрепляют прием рисования кистью: прием касания, прием примакивания. Выбирают  цвет для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют вертикальные  (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», рисования с солью.

Входит и выходит из учебного помещения со звонком, адекватно использует ритуалы школьного поведения, организовывает рабочее место, ориентируется в пространстве класса, передвигается по школе находит свой класс, другие помещения. Умеет играть в команде, делится игрушками, учебными предметами, принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе. Фиксирует взгляд на лице педагога, на изображении, на экране монитора. Выполняет одноступенчатую, двухступенчатую инструкцию. Самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.   При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца, ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предметам. Выстраивает алгоритм деятельности с помощью педагога, ориентируется в режиме дня, расписании уроков, самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план), самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом.

2

Рисование

21

Узнают (различают ) пластичные материалы: пластилин, тесто. Узнают (различают) инструменты  и  приспособления  для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин  (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура).

Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики  на доске  (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают  колбаски в кольцо. Закручивают  колбаски в жгутик. Расплющивают  материал на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивают колбаски (лепешки, полоски).Защипывают края детали. Соединяют детали  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).  Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Дополняют  изделия мелкими деталями.

3

Аппликация

21

Узнают  (различают) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др. Узнают  (различают)  инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают  лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают  всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют  надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают  изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

итого

66

Учебно-методическое материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

                   Программы

Рабочая программа по учебному предмету  «Изобразительная деятельность» для обучающихся с ТМНР 1-12 классов с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(АООП, вариант 2)

Учебники

-

Рабочие тетради

-

Демонстрационный  материал

-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой;

-набор геометрических фигур;

-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Ноутбук; мультимедийный проектор, магнитофон.

Интернет ресурсы

 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Числовой ряд 1-6" проведенного во 2 классе для обучающихся с ТМНР

Методическая разработка содержит цели, задачи и план-конспект открытого урока по предмету математика, проведенного во 2 классе для обучающихся с ТМНР (умеренная и тяжелая степень интеллектуальной недо...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Рабочая программа по воспитательной работе с обучающимися с ТМНР 6 класс

Рабочая программа по воспитательной работе с обучающимися с ТМНР6 класс...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» адресована педагогам, работающим с обучающимися с ТМНР (5-9 классы)

Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» явл...