Доклад на МО трудового обучения «Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы»
материал

Доклад на МО трудового обучения

«Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8  г. Лабинска

Доклад на МО трудового обучения

«Формирование базовых учебных действий на уроках профильного труда в 10 классе коррекционной школы»

https://sun9-24.userapi.com/impg/n0ETVfkw8MenayEhsClUQtlNhLU5XNhpYOnXng/w6WOoL2bfBk.jpg?size=960x720&quality=96&sign=67160a081274328b4966a0c565b3acf3&type=album

      Подготовила учитель профильного труда

«Цветоводство и декоративное садоводство» 10 класса  Савченко М.А.

2023 -2024 учебный год.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются: 

- потребность;

- учебная задача;

- мотивы учебной деятельности;

- учебные действия и операции.

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).
          
Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.
          
Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
          
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.
          Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.

Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
Ведущие психологи выделяют в структуре учебной деятельности следующие учебные действия:

- восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

- наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

- сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

- предметно-практические действия;

- устное или письменное изложение усвоенного материала;

- языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

- подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

- выполнение различных задач и упражнений;

- оценка качества действия, события, поведения.

Формирование базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Они конкретизируют требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения ФАООП и служат основой разработки программ учебных дисциплин.

Формирование БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

Основа формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп

БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
  6. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

У всех детей с умственной отсталостью наблюдаются недостатки памяти: в первую очередь, у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия. Это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

Детям с умственной отсталостью свойственно снижение работоспособности, они быстро утомляются Внимание их неустойчиво.

Разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов.

Отклонения в умственном развитии не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде.

Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация этого сочетания методов.

При любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Я.А.Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. В условиях специального образования детей с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий.

В связи с вышеизложенными особенностями умственно отсталого школьника (ограниченность восприятия, кратковременная память, неспособность длительно воспринимать и усваивать изучаемый материал, быстрая утомляемость), необходимо динамичное построение урока профильного труда. Детям нужна быстрая смена деятельности, переход от словесного объяснения к практическому выполнению, от наглядного показа и анализа изделия – к практическому выполнению операций по изготовлению.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки трудового обучения в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно- пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений.

Вообще, урок должен быть построен таким образом, чтобы на каждом его этапе обеспечить решение тех или иных программных задач. В зависимости от них учитель отводит разное количество времени на сообщение новых сведений, на повторение и упражнения, однако большую часть занимает практическая работа.

Каждый урок трудового обучения начинается с организации коллектива. Организация учащихся должна занимать минимум времени. Следует приучать детей к подготовке к уроку, к надеванию рабочей одежды во время перемены.

Сообщение познавательных сведений обычно занимает 3-4 мин.. Оно проводится в виде беседы, а при необходимости используется рассказ, которые должны обязательно сочетаться с использованием наглядности (демонстрацией материалов, инструментов, различных изделий). При изучении свойств материалов возможно проведение простейшей лабораторной работы. В этих случаях время на сообщение познавательного материала может быть увеличении до 5-6 мин..

В процессе ориентировки в задании дети учатся анализировать образец поделки, натуральный объект, рисунок, определять материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы.

Вводный инструктаж также не должен затягиваться по времени. Необходимо использовать как можно краткие словесные пояснения, чередующиеся с показом производимых операций. Перед изготовлением изделия могут проводиться ознакомительные упражнения. Их цель – первично ознакомить учащихся с наиболее сложными для них приемами работы и предупредить ошибки детей при их выполнении (например: наклеивание высушенного листа на поверхность бумаги в процессе изготовления панно в технике прессованной флористики).

Выполнение изделия – наиболее продолжительный этап урока трудового обучения. На него необходимо отводить не менее 20-25 мин. Этот этап имеет большое значение не только для обучения учащихся приемам работы, но и для развития у них самостоятельности. Важно, чтобы во время практической работы учащиеся не переутомились. Поэтому и здесь необходима динамичная смена действий: раскрой изделия, прокладывание копировальных стежков, перенос линий кроя. Если же изготовление изделия требует однообразной физической нагрузки (например, скручивание лепестков для изготовления цветов из бумаги), при которой задействованы одни и те же группы мышц, необходимо провести дополнительные физминутки или переключить на другой вид деятельности.

После завершения выполнения практической работы обязательна оценка качества готовых изделий. Методически правильное проведение этого этапа предполагает организацию активного участия детей в оценке изделий. Этот этап не должен занимать более 5-6 мин.

Завершается урок трудового обучения подведением его итогов. При подведении итогов урока нужно оценить успехи детей, тактично указать на имеющиеся недостатки. Затем наводится порядок на рабочих местах. На данный этап отводится 3-5 мин.

Вариативность урока зависит от его задач, от периода обучения. Например, не на каждом уроке нужно планировать повторение технических сведений, не всегда проводятся ознакомительные упражнения. В то же время обязательно на каждом занятии, где идет изготовление объекта, проводить ориентировку в задании, вводный инструктаж, выполнение изделия, и оценку качества готовой работы.

        В связи с проблемой разного уровня подготовленности и способностей учащихся, проводя урок, нельзя ориентироваться (в отношении темпа работы) на небольшую группу более сильных учащихся, иначе остальные или допустят много ошибок в работе или в спешке не доведут свою работу до конца. В таких случаях сильным учащимся необходимо давать дополнительное задание: подобрать и описать более сложную модель, вырезать деталь другой формы, работа по карточке и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Табличное умножение и деление на 9. Действия с числами в пределах 100".

В данном материале представлена презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида.Презентация содержит иллюстрированную задачу, числовые выражения с проверкой, графический узор.П...

Формирование базовых учебных действий на уроках изобразительной деятельности

Данная презентация об особенностях формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках ИЗО. Выполнена в рамкам проекта по самообразованию учителя начальных кл...

Методическая разработка по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках в коррекционной школе"

В выступлении большое внимание уделяется формированию и развитию базовых учебных действий в коррекционной школе, которые включают общеучебные, исследовательские и логические действия, а так же действи...

Формирование универсальных учебных действий на уроках сельскохозяйственного труда, как одно из требований ФГОС трудового образования

Действующие ранее образовательные стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпу...

Учебные задачи по формированию базовых учебных действий на уроках русского языка и литературы

Учебные задачи по формированию базовых учебных действий на уроках русского языка и литературы...