Учебные задачи по формированию базовых учебных действий на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал

Карбаинова Наталья Николаевна

Учебные задачи по формированию базовых учебных действий на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карбаинова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Удинская СОШ»

Учебные задачи к уроку по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

1. Учебные задачи для формирования базовых логических действий:

  • выявите существенные признаки одушевлённых и неодушевлённых имен существительных;
  • характеризуйте существенные признаки одушевлённых и неодушевлённых имен существительных;
  • установите существенный признак классификации;

2. Учебная задача для формирования базовых исследовательских действий:

 Гипотеза, истинность которой можно проверить в ходе исследования: одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое

3. Учебная задача для формирования умений работы с информацией:

  • найдите аргументы (подтверждающие/опровергающие данную гипотезу) в различных информационных источниках;
  • выберите оптимальную форму представления информации;

4. Учебная задача для формирования умений общаться

  • сформулируйте и задайте друг другу вопросы по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

5. Учебная задача для формирования умений самоорганизации, самоконтроля

  • оцените свою работу на уроке (метод «Незаконченное предложение»)

Учебные задачи к уроку по теме

«Рассказ В. Распутина «Уроки французского»

1. Учебные задачи для формирования базовых логических действий:

  • поясните смысл эпиграфа к уроку: «Чтобы помочь другому человеку, не нужно быть богатым, достаточно быть добрым»;

2. Учебная задача для формирования базовых исследовательских действий:

Сформулируйте цель сегодняшнего занятия, исходя из проблемных вопросов: 

– «Учитель» – кто это? Какими качествами обладал и должен обладать учитель в различные исторические периоды?

– Какова роль учителя в жизни ученика в других литературных произведениях?

– Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?

(Какова роль учителя в жизни каждого человека, какова роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика из произведения «Уроки французского»)

3. Учебная задача для формирования умений работы с информацией:

написать сочинение-миниатюру на тему: «Человек, изменивший мою жизнь» или проиллюстрировать рассказ

4. Учебная задача для формирования умений общаться

подготовить устное выступление на тему: «Человек, изменивший мою жизнь»

5. Учебная задача для формирования умений самоорганизации, самоконтроля

  • оцените свою работу на уроке (метод «Незаконченное предложение»)


Предварительный просмотр:

«Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

I. Проверка умения находить и извлекать информацию.

Задание 1.

Расскажите, что вы узнали о Кирилле Троекурове? Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?  Каким человеком был Кирилла Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

Примечание: можно эти вопросы заменить тестом с выбором ответа.

Задание 2.

Что вы узнали о Дубровском-старшем? Как Троекуров относится к нему?

Задание 3.

Какова причина ссоры Дубровского и Троекурова (перескажите эпизод на псарне).

II. Проверка умения интегрировать и интерпретировать информацию.

Задание 1.

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова (вспомните о его отношениях с соседями, с губернскими чиновниками, с крепостными)?

Задание 2.

Подготовьте сравнительную характеристику Троекурова и Дубровского в форме таблицы (критерии для сравнения: характер, наклонности, увлечения); сделайте вывод о том, почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского.

Задание 3.

Почему Дубровский не смог простить обидное замечание троекуровского псаря?

III. Проверка умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Задание 1. Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров? Напишите отрывок из главы, которую можно было бы включить в роман.

Задание 2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как власть калечит души».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"

Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...