Подгрупповое логопедическое занятие. Тема Крепкая семья – счастливый ребенок. 2 класс
план-конспект
Подгрупповое логопедическое занятие. Тема Крепкая семья – счастливый ребенок. 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
Тема: Крепкая семья – счастливый ребенок
2 класс (6, 7 группы)
в рамках месячника психологического здоровья
Цель: формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.
Задачи:
Образовательная задача: формировать у учащихся начальных классов адекватные представления о взаимоотношениях в семье; раскрыть понятия «семья», «дружная семья» и «счастливая семья» выявить ее особенности.
Развивающая задача: развивать коммуникативные возможности учащихся, развивать умения и навыки, помогающие в преодолении трудностей, возникающих в семье;
Воспитывающая задача: воспитывать уважение к родителям, стремление помогать родным при выполнении домашних обязанностей.
Используемая наглядность: видеоролик о появлении ребенка в семье, фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», части дома (фундамент, основная часть, крыша).
Ход
На доске дом, вокруг него расположены семь букв Я.
- Что за жители живут в этом доме? Давайте вместе скажем (Я). Сколько Я? (7Я, семья).
- Что означает слово семья? (Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.)
- Правильно. Раньше люди жили своей большой семьей: дедушка, бабушка, отец, мать и дети
Как вы понимаете слово семья? Семья- это люди, которые живут вместе, никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Итак, тема нашего занятия «Крепкая семья- счастливый ребенок»
1 уч. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
2 уч. Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
3 уч.– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
- Скажите, какая семья называется дружной, счастливой?
4 уч. Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Познавать окружающий мир, общаться, любить Родину, все, что нас окружает, учат прежде всего родные люди. Родина - это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье.
1.Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
2.Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
3.Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4.Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (Мнения детей).
- Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
- И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
- Каковы ваши обязанности в семье? (Ответы учеников.)
- Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а трудом – достаток и благополучие
-Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
- Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила и будем по ним жить. Мы будем называть друг друга по именам. Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
- Да мир в семье дороже всего.
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Второй класс наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Раздаются всем детям памятки «Помоги сберечь семью!»
ПАМЯТКА «Помоги сберечь семью!»
• Настоящий сын бережет покой родителей.
• Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
• Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
• Не вступай в пререкания с взрослыми.
• Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
• Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
• Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
• Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
• Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
-А когда образуется семья? (Когда люди заключают брак)
При рождении ребенка в семье, у родителей появляется новая обязанность: проявление заботы о маленьком человечке. Что же обозначает слово «обязанность»? (Ответы детей)
(Это определенные действия, которые должны выполняться без каких-либо условий.)
-Давайте, ребята, подумаем, как обязаны родители проявлять заботу о своих детях? (Родители должны заботиться о здоровье, об образовании детей и т.д.)
-А какие обязанности должны быть у детей в семье? (Мнения детей.)
Заботливые папа и мама, дедушки и бабушки, уютный дом – это мечта любого ребенка.
-А какой дом можно назвать уютным? (Мнения детей).
-Послушайте стихотворение, которое называется «Что такое дом».
«Что такое дом»
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом.
(Е. Куменко)
Уютный дом – это место, где живет дружная счастливая семья.
Раздается стук в дверь, в класс входит Домовой.
Домовой:
Век живу и век учусь
Я житейской мудрости,
Чтоб потом помочь друзьям,
Не пропасть от глупости.
Ведущий: Извините, дедушка, вы кого-то ищите?
Здесь собрались ребята класса, на классный час «Крепкая семья- счастливая семья».
Домовой:
Все семейные загадки
Я сумею разгадать,
Все семейные проблемы
Я решу с оценкой “пять”,
В каждом доме есть такой,
А зовусь я Домовой,
Дом от бед я стерегу,
Семьи ваши берегу.
Ведущий: Ну и чудеса! Сам Домовой к нам на классный час пожаловал.
Домовой: Никаких чудес! Всем известно, что в доме, где живут счастливые семьи, рядом обязательно живет домовой.
Ведущий: Ну, тогда, уважаемый Домовой, Вы попали точно по адресу. Домовой: Да, нечасто можно увидеть столько счастливчиков одновременно. К сожалению, не все знают арифметику счастливой семейной жизни.
Ведущий: А какова она?
Домовой: Арифметика проста, но в тоже время мудрая: все семейные радости нужно умножить на два, а неприятности наоборот делить на два.
Ведущий:
В народе существует пословица: «Каждый сам творец своего счастья». А кто такой творец? Творец – это значит строитель. Сегодня на классном часе мы будем строить дом счастливой семьи и попробуем выяснить, что необходимо для этого. Выбираем для строительства дома счастливой семьи красивую поляну.
Начинаем закладку фундамента.
1 задание «Закладка фундамента»
-Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор пишет письмо родителям, отправляясь с котом Матроскиным в деревню.
-Почему мальчик поссорился с родителями и сбежал из дома? (Мама не разрешала ему держать дома животных).
-Как вы думаете, почему в семье Дяди Федора произошла такая ссора с мамой? (Учитель выслушивает мнения детей.)
Между сыном и мамой не было взаимопонимания. Кто из вас знает, что обозначает это слово? В словаре это слово обозначает взаимное понимание, согласие, т.е. умение людей договориться друг с другом.
Итак, первый секрет счастливой семьи – это взаимопонимание. На поляну устанавливаем фундамент для дома.
В мультфильме дядя Федор, убегая от родителей, находит в деревне пустой дом и благополучно живет в нем вместе с котом и собакой. В
жизни происходит все гораздо печальнее. Когда дети сознательно убегают из дома, они становятся беспризорниками, начинают заниматься попрошайничеством, воровать, скитаться по вокзалам и грязным подвалам. Такие дети часто начинают принимать алкоголь, курить, а в итоге теряют здоровье, навсегда отстают от своих сверстников в умственном развитии.
Продолжаем строительство дома для счастливой семьи.
2 задание «Стройка основной части дома»
-Рассмотрите внимательно лист с заданием. Девочки и мальчики записывают, какую работу они могут выполнить, помогая родителям.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Чтобы обеспечить детей самым необходимым, создать дома уют, родители ходят на работу. После трудового дня мамы и папы приходят домой уставшими, поэтому в семье домашние дела должны распределяться между всеми по силам.
В жизни каждого человека случаются трудные периоды, когда ему требуется участие, совет. В таких случаях близкие люди не должны оставаться равнодушными к беде близких, они стараются помочь в меру своих сил и возможностей.
Итак, второй секрет счастливой семьи – это взаимопомощь, забота близких родственников друг о друге.
Устанавливаем основную часть дома.
Физминутка
- Ребята, вы любите отдыхать? Тогда слушайте задание и выполняйте то, о чем я вас попрошу.
- Кто помогает близким, встаньте и хлопните в ладоши над головой.
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Мы продолжаем наш классный час.
-Давайте зададим себе вопрос: к мнению, какого человека мы прислушиваемся?
Ответ простой: мы прислушиваемся к мнению человека, которого уважаем; который заслужил это уважение в наших глазах своим мастерством, талантом, образом жизни, своими человеческими качествами.
-Послушайте внимательно стихотворение, которое называется «Нельзя в семье без уважения».
«Нельзя в семье без уважения»
Нельзя в семье без уважения
Куда пропало уваженье?
На целый день – не на мгновенье.
В семье все ссорятся, кричат,
Все что-то доказать хотят.
Оно скандала испугалось
И жить на улице осталось.
Боится в дом оно вернуться,
В слезах боится захлебнуться.
Оно не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья –
Нельзя в семье без уваженья.
Тогда оно домой вернется,
И мама снова улыбнется.
На кухню бабушка пойдет
И вкусный торт нам испечет.
Дед с нами в шашки поиграет,
А папа с нами погуляет,
Вернется уваженье в дом,
И снова мир наступит в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
-Ребята, как выдумаете, как должны вести себя родители, чтобы дети их уважали? Родители хотят что-то добавить?
-Ребята, а как должны вести себя дети, чтобы родители их больше уважали?
Уважение человек может заслужить только своими делами и поведением. Уважение легче воспитывать в культурной обстановке, когда в семье друг на друга не кричат, не ругаются, часто говорят «спасибо», «пожалуйста». А если и делают какие-то замечания, то в тактичной форме, чтобы не обидеть.
-Итак, третий секрет счастливой семьи – это взаимоуважение. Мы устанавливаем последнюю часть нашего дома - крышу.
Наш дом построен, и мы открыли секреты счастливой семьи.
Чем же крепка семья? (Любовью, добротой, пониманием, уважением, заботой и теплом друг о друге).
Кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта? Мама
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
-Что может быть семьи дороже?
1. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
2. Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
3. Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
4. Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
III. Заключительная часть
Ребята, вам даны пословицы, только они рассыпались. Попробуйте соединить части и прочитать пословицы о семье.
Пословицы о семье.
Братская любовь и в холод тепло.
В дружной семье крепче каменной стены.
В семье согласно, хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так идет дело прекрасно.
В хорошей семье а человек семьей.
Дерево держится корнями, так и душа на месте.
За общим столом горя не знать.
Отца с матерью почитать – еда вкусней.
Семьей дорожить – все к ней собираются.
Семья в куче – счастливым быть.
Семья – печка: как холодно, не страшна и туча.
-Давайте, ребята, вспомним, что необходимо для счастливой семьи?
Каждый человек понятие «счастье» связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.
Пусть в вашем доме будет мир,
Пусть невзгоды туда не заглянут,
Пусть семья ваша дружбою будет сильна,
Много СЧАСТЬЯ желаем и много ДОБРА!
III. Подведение итогов.
Поэтому всем, присутствующим, сегодня на занятии, хочется пожелать семейного счастья!
Используемая литература: 1. Астахов П.А. «Я и семья», М., Эксмо. 2010 Г.
2.Лопатина А. «Семейные заповеди» — М.: Амрита-Русь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития. Лексическая тема: «Домашние животные»...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с СНР (1 класс) Тема «Домашние животные»
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с СНР (1 класс)Тема «Домашние животные»Цель:Актуализация словаря по теме “Домашние животные”, автоматизация звука &laq...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Моя семья».
Конспект логопедического занятия. Лексическая тема "Моя семья"...