Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
план-конспект урока (5,6 класс) на тему

Авдеева Елена Анатольевна

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические задания, заполняют кроссворд. Основные задачи данного ресурса:

 1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.

2. Совершенствование навыка чтения.

3. Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного  мышления.

4. Развитие умения подбирать антонимы к словам.

5. Развитие и обогащение словаря по теме: «Вода».

6. Совершенствование буквенного  гнозиса.

7.  Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

9. Развитие умения работать с кроссвордом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятие по коррекции смешанной формы дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме: «Вода»

Автор - составитель:

Авдеева Елена Анатольевна,

                                  учитель-логопед высшей квалификационной категории

Темы:

Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.

Лексическая: Вода.

Грамматическая: Правописание сложных слов, собственных имён существительных.

Цель: коррекция смешанной формы дисграфии

Задачи:

1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.

2.Совершенствование навыка чтения.

3.Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного  мышления.

4.Развитие умения подбирать антонимы к словам.

5.Развитие и обогащение словаря по теме: «Вода».

6.Совершенствование буквенного  гнозиса.

7. Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

9. Развитие умения работать с кроссвордом.

Оборудование:  карточки с заданиями, ручки, тетради, индивидуальные кроссворды для заполнения

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение темы занятия

- Соотнеся буквы с закрашенными клетками и соединив их последовательно слева направо и снизу вверх, прочитайте загадку и попробуйте её разгадать.

С

Ф

А

Р

У

Т

Р

У

Л

Б

О

Г

Н

Е

В

Е

Ж

Г

К

М

В

Л

Ч

В

Ь

Я

Щ

К

А

О

Ф

Ш

И

Т

А

Ч

Т

Д

Н

Ш

Ъ

Ё

В

О

Д

А

Ь

И

Й

(В результате работы уч-ся читают загадку: Что в гору не вкатишь? (воду))

Если учащиеся затрудняются в ответе на загадку, то можно предложить подсказку:

- Ответ на загадку можете прочитать в нижнем левом углу, двигаясь слева направо.

- Итак, лексическая тема сегодняшнего занятия: «Вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

 - Вы будете работать с кроссвордом, выполнять различные задания, и вписывать ответы в клетки кроссворда по горизонтали. ( Актуализация знаний уч-ся: вертикаль, горизонталь).

2. Работа с кроссвордом

1 ЗАДАНИЕ

- Прочитайте загадку, пропуская между словами  ООО. Отгадку впишите в клетки кроссворда.

ЕГООООРАБОТАОООВОООГЛУБИНЕООО,НАОООСАМОМОООДНЕ,

ЕГООООРАБОТАОООВОООТЕМНОТЕОООИОООТИШИНЕ.

ПУСТЬОООТРУДОООЕГООООНЕЛОВОКОООИОООНЕПРОСТ,

КАКОООКОСМОНАВТООО,ПЛЫВЁТООООНОООСРЕДИОООЗВЁЗД.

(Учащиеся читают загадку:

Его работа в глубине на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его неловок и непрост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд.

(Ученики записывают в клетки кроссворда слово-отгадку: водолаз.) 

- Выделите корни, какая соединительная гласная?                 - о

2 ЗАДАНИЕ  Совершенствование слогового анализа, синтеза; развитие зрительного внимания.

- Соберите только  слоги синего цвета, двигаясь слева направо и сверху вниз, запишите загадку в клетки ниже, а отгадку -  в кроссворд.

МИ

ТО

КРУ

ЖЕ

ЛО

ГОЩ

ГОМ

ВА

ВО

БЛО

ТКУ

ДА

ПРО

ЖИС

Э

А

ВЕС

КИ

С

ПИТЬ

ДРО

ВЁР

КРА

ЁМ

РЕ

ВО

БЕ

ША

МА

ЛУ

ДВА

ДА

,

(Учащиеся записывают загадку: Кругом вода, а с питьём беда.  Отгадка: вода)

3 ЗАДАНИЕ   Работа с антонимами. 

- К выделенным словам подберите антонимы, прочитайте загадку, впишите отгадку.

Ночь и день молчит, а голос не устаёт.

 

(В результате работы уч-ся читают: День и ночь кричит, а голос не устаёт. Записывают отгадку: водопад)

-  Выделите корни, какая соединительная гласная?      - о

4 ЗАДАНИЕ   

- Закончите  пословицу, выбрав подходящее слово

                                                          -  мочит

                        Вода и камень         - обтекает

                                                         - точит

                                                         - накрывает

(Ответ: Вода и камень точит.)

- Как вы понимаете эту пословицу? Запишите выбранное слово в клетки кроссворда  (точит)

5 ЗАДАНИЕ 

- Подберите антонимы к словам.

МЕЛКИЙ (ПРУД) - _________________ (глубокий)

ДАЛЁКИЙ (ОСТРОВ) - ___________________ (близкий)

ГРОМКИЙ (РУЧЕЙ) - ______________________ (тихий)

ХОЛОДНАЯ (ВОДА) - _____________________ горячая)

- Выберите слово-антоним, в котором 5 букв.             ( – тихий)

- К чему подходит это слово, если мы говорим о воде?                           ( - Тихий океан)

 - Тихий океан – самый большой. Он занимает почти три четверти поверхности земли, его площадь в 10 раз больше площади самой большой страны в мире. Несмотря на миролюбивое название, Тихий океан не отличается покладистым характером: вдоль его побережий находится множество действующих вулканов, недаром береговую линию обычно называют «огненным кольцом».

6 ЗАДАНИЕ 

- Выберите и запишите только русские  буквы в каплях.

                                                                                                   

(В результате работы уч-ся получают слово: гидросфера).

-Что такое гидросфера?      ( - водная оболочка Земли)


7 ЗАДАНИЕ

- Дополните фразеологизм.

« Жди, когда…… на горе свистнет». (-рак)

-Когда так говорят?

Рак – это животное, которое называют индикатором чистой воды. Как вы думаете, почему?

8 ЗАДАНИЕ

- Выберите прилагательное среднего рода, подберите к нему существительное.

КРАСНЫЙ                              РЕКА

КРАСНАЯ                               МОРЕ

КРАСНОЕ                              ВОДА

КРАСНЫЕ                             КОРАБЛЬ

- Красное море – это самое солёное море.

- Названия рек, морей, океанов как пишем?        (- с заглавной буквы)

- Впишите название моря в клетки кроссворда.

9 ЗАДАНИЕ 

- Выделите общий звук из названий картинок, переставьте буквы, обозначающие эти звуки в соответствии с номерами.

ГРУША   -  

БАНАН  

- А                              

1

ЛИМОН  -

ГРИБ  

- И                              

8

ЛУК -

МАК  

-К                              

6

СЫР -

ШАР  

- Р

5

ДЫМ -

ВЕДРО

- Д                              

9

УЛИТКА -

ЗОНТ

- Т

3

ЗАМОК -

БАНТ  

- А

4

СТУЛ -

ТАПКИ

- Т

7

СЛОН -

БАНКА

- Н

2

ВАЗА -

АПЕЛЬСИН

- А

10

 

               

                 

( В результате работы учащиеся получают слово:  Антарктида.)

- Антарктида – это материк, который не имеет рек. (Внимание на заглавную букву)

10 ЗАДАНИЕ

Ребус.                                               5  2  1

   

           

 

(В результате работы получается слово: Нил)

- Нил – это самая длинная река в мире. Запишите название этой реки в клетки кроссворда.

11 ЗАДАНИЕ

«Муха»

- Соединив буквы в направлении, указанном стрелками, вы получите название самого большого озера в мире.

Л

К

Ш

З

К

Р

А

Е

Д

У

И

С

Ю

О

Ы

П

Г

Ж

К

Ц

И

Й

С

Э

                                             

(В результате работы уч-ся получают слово: Каспийское)

12 ЗАДАНИЕ

-  Прочитайте отрывок сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Найдите глаголы.

Волны что делают?            (- плещут) 

Запишите этот глагол в клетки кроссворда.  

   « Ты, волна моя, волна!

     Ты гульлива и вольна;

    Плещешь ты, куда захочешь,

    Ты морские камни точишь,

    Топишь берег ты земли,

    Подымаешь корабли».

13 ЗАДАНИЕ

«Шифровка»

- Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте название летнего праздника, связанного с водой, водными играми, купанием.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

Ь

Л

К

Д

А

П

Н

Ы

И

Г

Е

Ц

У

Б

Шифр:

5

12

8

2

10

1

6

8

6

4

14

7

6

3

9

(В результате работы учащиеся записывают: День Ивана Купалы)

-  Празднуется этот день в июле. 

(В результате заполнения всего кроссворда по вертикали учащиеся читают слово: водохранилище)

-  Что это такое?

3. Беседа о бережном отношении к воде.

- Мы порой тратим воду напрасно. Послушайте стихотворение Б. Заходера. О чём оно?

Течёт река издалека…
Течёт река… Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаём…
Река становится ручьём!
Уже и лодки на мели…
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

3. Подведение итогов занятия.                            


Кроссворд «Вода»

                                       2.

1.

В

О

Д

О

Л

А

З

М

О

Р

Е

                                3.

В

О

Д

О

П

А

Д

       4.

Т

О

Ч

И

Т

5.

Т

И

Х

И

Й

        6.

Г

И

Д

Р

О

С

Ф

Е

Р

А

                     7.

Р

А

Н

К

8.

К

Р

А

С

О

Е

9.

А

Н

Т

А

Р

К

Т

И

Д

А

                        10.

Н

И

Л

11.

К

А

С

П

И

Й

С

К

О

Е

12.

П

Л

Е

Щ

У

Т

            13.

Д

Е

Н

Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса...