Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
план-конспект урока (5,6 класс) на тему
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические задания, заполняют кроссворд. Основные задачи данного ресурса:
1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.
2. Совершенствование навыка чтения.
3. Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного мышления.
4. Развитие умения подбирать антонимы к словам.
5. Развитие и обогащение словаря по теме: «Вода».
6. Совершенствование буквенного гнозиса.
7. Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
9. Развитие умения работать с кроссвордом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятие по коррекции смешанной формы дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме: «Вода»
Автор - составитель:
Авдеева Елена Анатольевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Темы:
Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.
Лексическая: Вода.
Грамматическая: Правописание сложных слов, собственных имён существительных.
Цель: коррекция смешанной формы дисграфии
Задачи:
1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.
2.Совершенствование навыка чтения.
3.Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного мышления.
4.Развитие умения подбирать антонимы к словам.
5.Развитие и обогащение словаря по теме: «Вода».
6.Совершенствование буквенного гнозиса.
7. Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
9. Развитие умения работать с кроссвордом.
Оборудование: карточки с заданиями, ручки, тетради, индивидуальные кроссворды для заполнения
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы занятия
- Соотнеся буквы с закрашенными клетками и соединив их последовательно слева направо и снизу вверх, прочитайте загадку и попробуйте её разгадать.
С | Ф | А | Р | У | Т | Р | |||||||||
У | Л | Б | О | Г | Н | Е | |||||||||
В | Е | Ж | Г | К | М | В | |||||||||
Л | Ч | В | Ь | Я | Щ | К | |||||||||
А | О | Ф | Ш | И | Т | А | |||||||||
Ч | Т | Д | Н | Ш | Ъ | Ё | |||||||||
В | О | Д | А | Ь | И | Й |
(В результате работы уч-ся читают загадку: Что в гору не вкатишь? (воду))
Если учащиеся затрудняются в ответе на загадку, то можно предложить подсказку:
- Ответ на загадку можете прочитать в нижнем левом углу, двигаясь слева направо.
- Итак, лексическая тема сегодняшнего занятия: «Вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- Вы будете работать с кроссвордом, выполнять различные задания, и вписывать ответы в клетки кроссворда по горизонтали. ( Актуализация знаний уч-ся: вертикаль, горизонталь).
2. Работа с кроссвордом
1 ЗАДАНИЕ
- Прочитайте загадку, пропуская между словами ООО. Отгадку впишите в клетки кроссворда.
ЕГООООРАБОТАОООВОООГЛУБИНЕООО,НАОООСАМОМОООДНЕ,
ЕГООООРАБОТАОООВОООТЕМНОТЕОООИОООТИШИНЕ.
ПУСТЬОООТРУДОООЕГООООНЕЛОВОКОООИОООНЕПРОСТ,
КАКОООКОСМОНАВТООО,ПЛЫВЁТООООНОООСРЕДИОООЗВЁЗД.
(Учащиеся читают загадку:
Его работа в глубине на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его неловок и непрост,
Как космонавт, плывёт он среди звёзд.
(Ученики записывают в клетки кроссворда слово-отгадку: водолаз.)
- Выделите корни, какая соединительная гласная? - о
2 ЗАДАНИЕ Совершенствование слогового анализа, синтеза; развитие зрительного внимания.
- Соберите только слоги синего цвета, двигаясь слева направо и сверху вниз, запишите загадку в клетки ниже, а отгадку - в кроссворд.
МИ | ТО | КРУ | ЖЕ | ЛО | ГОЩ | ГОМ | ВА |
ВО | БЛО | ТКУ | ДА | ПРО | ЖИС | Э | А |
ВЕС | КИ | С | ПИТЬ | ДРО | ВЁР | КРА | ЁМ |
РЕ | ВО | БЕ | ША | МА | ЛУ | ДВА | ДА |
, |
(Учащиеся записывают загадку: Кругом вода, а с питьём беда. Отгадка: вода)
3 ЗАДАНИЕ Работа с антонимами.
- К выделенным словам подберите антонимы, прочитайте загадку, впишите отгадку.
Ночь и день молчит, а голос не устаёт.
(В результате работы уч-ся читают: День и ночь кричит, а голос не устаёт. Записывают отгадку: водопад)
- Выделите корни, какая соединительная гласная? - о
4 ЗАДАНИЕ
- Закончите пословицу, выбрав подходящее слово
- мочит
Вода и камень - обтекает
- точит
- накрывает
(Ответ: Вода и камень точит.)
- Как вы понимаете эту пословицу? Запишите выбранное слово в клетки кроссворда (точит)
5 ЗАДАНИЕ
- Подберите антонимы к словам.
МЕЛКИЙ (ПРУД) - _________________ (глубокий)
ДАЛЁКИЙ (ОСТРОВ) - ___________________ (близкий)
ГРОМКИЙ (РУЧЕЙ) - ______________________ (тихий)
ХОЛОДНАЯ (ВОДА) - _____________________ горячая)
- Выберите слово-антоним, в котором 5 букв. ( – тихий)
- К чему подходит это слово, если мы говорим о воде? ( - Тихий океан)
- Тихий океан – самый большой. Он занимает почти три четверти поверхности земли, его площадь в 10 раз больше площади самой большой страны в мире. Несмотря на миролюбивое название, Тихий океан не отличается покладистым характером: вдоль его побережий находится множество действующих вулканов, недаром береговую линию обычно называют «огненным кольцом».
6 ЗАДАНИЕ
- Выберите и запишите только русские буквы в каплях.
(В результате работы уч-ся получают слово: гидросфера).
-Что такое гидросфера? ( - водная оболочка Земли)
7 ЗАДАНИЕ
- Дополните фразеологизм.
« Жди, когда…… на горе свистнет». (-рак)
-Когда так говорят?
Рак – это животное, которое называют индикатором чистой воды. Как вы думаете, почему?
8 ЗАДАНИЕ
- Выберите прилагательное среднего рода, подберите к нему существительное.
КРАСНЫЙ РЕКА
КРАСНАЯ МОРЕ
КРАСНОЕ ВОДА
КРАСНЫЕ КОРАБЛЬ
- Красное море – это самое солёное море.
- Названия рек, морей, океанов как пишем? (- с заглавной буквы)
- Впишите название моря в клетки кроссворда.
9 ЗАДАНИЕ
- Выделите общий звук из названий картинок, переставьте буквы, обозначающие эти звуки в соответствии с номерами.
ГРУША - | БАНАН | - А | 1 |
ЛИМОН - | ГРИБ | - И | 8 |
ЛУК - | МАК | -К | 6 |
СЫР - | ШАР | - Р | 5 |
ДЫМ - | ВЕДРО | - Д | 9 |
УЛИТКА - | ЗОНТ | - Т | 3 |
ЗАМОК - | БАНТ | - А | 4 |
СТУЛ - | ТАПКИ | - Т | 7 |
СЛОН - | БАНКА | - Н | 2 |
ВАЗА - | АПЕЛЬСИН | - А | 10 |
( В результате работы учащиеся получают слово: Антарктида.)
- Антарктида – это материк, который не имеет рек. (Внимание на заглавную букву)
10 ЗАДАНИЕ
Ребус. 5 2 1
(В результате работы получается слово: Нил)
- Нил – это самая длинная река в мире. Запишите название этой реки в клетки кроссворда.
11 ЗАДАНИЕ
«Муха»
- Соединив буквы в направлении, указанном стрелками, вы получите название самого большого озера в мире.
Л | К | Ш | З | К |
Р | А | Е | Д | |
У | И | С | Ю | О |
Ы | П | Г | Ж | К |
Ц | И | Й | С | Э |
(В результате работы уч-ся получают слово: Каспийское)
12 ЗАДАНИЕ
- Прочитайте отрывок сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Найдите глаголы.
Волны что делают? (- плещут)
Запишите этот глагол в клетки кроссворда.
« Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли».
13 ЗАДАНИЕ
«Шифровка»
- Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте название летнего праздника, связанного с водой, водными играми, купанием.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В | Ь | Л | К | Д | А | П | Н | Ы | И | Г | Е | Ц | У | Б |
Шифр:
5 | 12 | 8 | 2 | 10 | 1 | 6 | 8 | 6 | 4 | 14 | 7 | 6 | 3 | 9 | ||
(В результате работы учащиеся записывают: День Ивана Купалы)
- Празднуется этот день в июле.
(В результате заполнения всего кроссворда по вертикали учащиеся читают слово: водохранилище)
- Что это такое?
3. Беседа о бережном отношении к воде.
- Мы порой тратим воду напрасно. Послушайте стихотворение Б. Заходера. О чём оно?
Течёт река издалека… | Нет, нет, как раз наоборот, |
3. Подведение итогов занятия.
Кроссворд «Вода»
2. | 1. | В | О | Д | О | Л | А | З | ||||||
М | О | Р | Е | |||||||||||
3. | В | О | Д | О | П | А | Д | |||||||
4. | Т | О | Ч | И | Т | |||||||||
5. | Т | И | Х | И | Й | |||||||||
6. | Г | И | Д | Р | О | С | Ф | Е | Р | А | ||||
7. | Р | А Н | К | |||||||||||
8. | К | Р | А | С | О | Е | ||||||||
9. | А | Н | Т | А | Р | К | Т | И | Д | А | ||||
10. | Н | И | Л | |||||||||||
11. | К | А | С | П | И | Й | С | К | О | Е | ||||
12. | П | Л | Е | Щ | У | Т | ||||||||
13. | Д | Е | Н | Ь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса...