Формирование инициативности у школьников на уроках и во внеурочное время
статья

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к изучению иностранного языка является использование игровых технологий, позволяющих сделать учебный процесс привлекательным и интересным. 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочка бывает разная, я хотела бы рассказать о волонтёрской деятельности в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инициативности у школьников на уроках

и во внеурочное время.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Шалва Александрович Амонашвили

Каждое поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, вкус к открытиям подрастающее поколение должно почувствовать в школе. Школа должна выпускать из своих стен людей, способных по-новому взглянуть на хорошо известное, людей которым присущи нешаблонность, неординарность мышления.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Нередко бывает, что далее интерес падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать интерес к уроку – задача каждого педагога. У каждого учителя есть свои приемы, как  повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку и развивать инициативность и творческую активность.

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к изучению иностранного языка является использование игровых технологий, позволяющих сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Урок я начинаю в начальной школе и 5 классе с фонетической зарядки, а в среднем звене – с речевой, которые всегда провожу в разных формах.  

 Фонематическая зарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе. Например, звук [r].

right – That’s right!                                    

wrong – That’s wrong!

Is it right? Is it wrong?

It is right! It is wrong!

Who is right? Who is wrong?

Peter is right. Peter is wrong

Использую считалки, рифмовки, песни, стишки, скороговорки, видео на ура.

Если говорить о речевой зарядке, то здесь чаще провожу игры или побуждаю к диалогу.

Список слов на уроке Word lists. Это задание подходит, если слова, с которыми вы работаете можно распределить на категории. Повесить листы бумаги на доску (сколько категорий, столько листов). Разделить класс на мини группы. Задача школьников написать столько слов из категории, сколько успеют, например за 20 секунд. Как только время заканчивается, они должны перестать писать. Затем они переходят на одну категорию вправо. Ученики пишут слова в новой категории. Но! Они не могут повторять то, что написали до них, только добавлять что то. Если есть слово, написанное с ошибкой, можно его исправить. Если слово написано не полностью, то дописать. Например,

Weather

Winter clothes

Summer clothes

BrainStorming помогает учителю понять насколько хорошо учеником усвоен пройденный материал, а также проводит связь с уже узученной лексикой.

Задаю вопросы либо связаные с темой, либо про школу, про свободное время

вчера, про погоду…

  1. When do you usually get up?
  2. Is it easy for you to get up early?
  3. Does your alarm clock wake you up or do you wake up yourself?
  4. Who usually makes breakfast for you?
  5. What do you usually have for breakfast?
  6. When do you usually leave your house?
  7. How long does it take you to get to your school?
  8. Do you go there by bus/car or walk?
  9. How many lessons do you have today? What?

Провокационный  вопрос –как  одна  из  форм  формирования инициативной речи. Под  провокационным вопросом понимается использование противоречащих ситуаций.  Данный метод можно  применять  в  любой части  урока.  «Главная  задача  этого  приема –стимулировать  речевую  деятельность  учащегося  в  защиту  «истины»,  внести ясность в неожиданно для него появившееся недоразумение, непонимание»

Использование  провокационных  вопросов  наиболее  эффективное средство для развития речи учащихся. Наиболее ценным при таком

методе обучения является то, что это позволяет вовлечь в речевую деятельность большое количество учащихся.

Примеры возможных диалогов для учащихся 8 класса на уроках английского языка.

T: Again you've left your pen at home!

P1: But I always bring my pen to school.

T: But today you didn't bring it.

P1: Why? Here it is.

T: But yours is red.

P1: My pen is blue.

T (обращаясь к одной из учениц): Is his pen blue?

P2: Yes, his pen is blue.

T (обращаясь к классу): Is it really blue?

Cl: Of course, it is.

T: I must have been wrong.

Sorry.

Еще один пример.

T: What were you doing near the cinema yesterday?

P: I wasn't there.

T: But I saw you there at 5 p.m.

P: At 5 p.m. I was at a sport competition.

T: What kind of competition was it?

P: Hockey.

T: By the way, what's on at the cinema?

Учащийся по-русски  называет картину.

T: So you weren't at the cinema. How do you know the title of the film then?

P: From афиша.

T: From a poster. So you saw the poster, didn't you?

P: Yes. I saw the poster.

T: Well…

Только испытывая мотивацию, подросток будет

усердно  заниматься.    Если  не  мотивировать  обучающихся,  то невозможно развивать никакие другие навыки, в том числе и инициативность.

Инициативность учащихся –это способность к самостоятельным

активным действиям., мы должны формировать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочка бывает разная, я хотела бы рассказать о волонтёрской деятельности в школе.

Волонтёрский отряд «Чистые сердца» мы организовали в 2021г, он действует 2 года. Это небольшой срок, но мы уже многого достигли.

Наш отряд объединяет школьников разных возрастов, от 11 до 15 лет. Это наша инициативная группа, активисты из разных классов, я их называю «генераторами идей». Ребята моментально прониклись добротой, пониманием, толерантностью. Ребята проявляют инициативу во всех городских и школьных акциях, содержат школьный двор в надлежащем порядке. За ними тянутся и другие ученики, хотят быть похожими, некоторые соревнуются. В недрах нашего отряда постоянно рождаются всевозможные идеи.

С чего всё началось? Как классный руководитель я предложила своим ребятам сделать необычный подарок учителям ко Дню учителя. Ребята предлагали несколько идей и сошлись на том, чтобы посадить аллею из саженцев. Идея так зашла детям,  они выбирали дереья. Место посадки. Время. Так родился проект «Аллея Учителям», подключили родителей и желающих учащихся из других классов. В результате  была посажена аллея из 11 сосен, в акции  приняло участие 14 волонтёров. Нашу акцию показали в новостях на канале Республики Хакасия «Абакан 24», дети дали интервью.

Это были наши первые волонтёры. Так началась наша деятельность.

На самом деле, наш волонтёрский отряд организовывает и принимает участие во многих мероприятиях.

В День Пожилого человека раздаём открытки, сделанные младшими учениками нашей школы.

На субботниках волонтёры в первых рядах

А также принимаем участие в экологических акциях микрорайона, каждый год очищаем берег реки в парке «Баранка».

Кормим птиц зимой каждый год, организовываем очерёдность.

Каждую зиму ездим в зоопарк, привозим с собой фрукты и овощи. (Св Вас когда овощи начнём собирать? Приносить?)

Посетили благотворительный фонд, помогали плести сети для фронта. Ребят напоили ароматным чаем с вкусняшками. 16 марта (Тут я предложила)

В национальном краеведческом музее им. Л.Р.Кызласова 26 ноября проходил фестиваль инклюзивного образования. Мы с ребятами приняли активное участие, помогали встречать и провожать гостей, проводили мастер классы. (Хотя не заявляли о мастер- классах, но в процессе так увлеклись, что заменили студентов)

 

В своей работе я частенько внедряю в практику нестандартные уроки ( урок-телемост; урок-праздник (Рождество, Пасха), игра, викторина) и

и классные часы (вопросы и ответы, экскурсия, рабочие группы), преследуя цель  создания положительной мотивации и положительной эмоциональной опоры для обучения и воспитания.

Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Статья "Формирование здорового образа жизни школьников на уроках и во внеурочное время"

В статье рассмотрены основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе....

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

Проектная деятельность школьников на уроках технологии и внеурочное время.

В докладе рассмотрены теоретические аспекты   метода проекта, показана классификация проектов, работа над каждым этапом проекта. Рассмотрен вопрос о социальном проектировании....