Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"
статья по экологии

Номоконова Анна Александровна

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury_na_urokah_i.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры на уроках и

во внеурочное время

Номоконова А.А., учитель

                                                                                         географии и биологии ОГАОУ «Центр                               образования «Ступени» г. Биробиджан

В настоящее время формирование экологической культуры школьника и сохранение его здоровья являются одними из приоритетных педагогических проблем. Можно много говорить о роли знаний, универсальных умений, но если мы не сумеем воспитать у выпускника ответственность, проявляющуюся к природе, окружающим людям, по отношению к себе – всё остальное может оказаться просто невостребованным. Сохранить природу можно только общими усилиями, поэтому   я с коллегами   организую и провожу экологические   мероприятия, которые объединяют в себе  природоохранную, краеведческую и проектно-исследовательскую  работу. Наши усилия направлены на то, чтобы воспитать у   учащихся чувство гордости за свой край, воспитать любовь и уважение к природе.

В результате многолетней работы у меня сложилась своя система творческих путей и форм экологического образования, которая охватывает разные стороны школьной жизни. Формирование экологической культуры осуществляю по нескольким   направлениям:

1.Учебная   деятельность.

 2. Внеурочная работа.

3.Организация работы по формированию здорового образа жизни

Осуществляя экологическое образование, я стремлюсь решить три задачи:

1.Познавательную - расширение и углубление знаний о природе и хозяйственной деятельности человека.

2. Ценностную - выработку умений оценивать качество окружающей среды, своего поступка и поступков других людей с позиции добра и зла.

3. Деятельностную - формирование и развитие умений реальной природоохранной деятельности.

Формы занятий, формирующие экологическую культуру учащихся:

-Исследовательские проекты.

 - Экскурсии.

  - Комбинированные уроки.

  - Экологические акции.

   - Конкурсы.

   - Фенологические наблюдения.

Чтобы занятия  были увлекательными и интересными привлекаю к сотрудничеству работников экоцентра заповедника «Бастак» , экоцентра «Аист», областного краеведческого музея и еврейской общины «Фрейд». Я организую и провожу в Центре мероприятия, посвященные экологическим датам: День Земли, День Воды, День Птиц, школьные экологические акции - «Не забудьте птиц зимой!», «Первоцветы», «Нет –пожарам! Да – лесам!», викторины -  «Соседи по планете» , «Угадай птицу!», «Волшебное перышко», Всероссийские уроки экологии -  « Хранители воды», «Разделяй с нами!», «Мобильные технологии для экологии», «День Черного моря», «День Байкала», «Живая Волга» и  многие другие. Мои воспитанники  проводят  устные журналы для всех учащихся Центра и их родителей. Для того, чтобы  познакомить с интересной информацией аудиторию, проводится большая индивидуальная и групповая работа по выбору темы, определению плана работы, сбору информации и его оформлению по двум направлениям «Экология»  и «Экология здоровья» . Темы  выступлений: «Внимание! Лесные пожары!», «Экология родного города», «Заповедные острова ЕАО», «Профилактика гриппа», «Внимание! Туберкулез!», ,  «Наркотики или здоровье? Выбирай сам!» и другие. Со своими учащимися я совершаю экскурсии виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, видеоролики, которые создаю сама и привлекаю к созданию    цифровых ресурсов учащихся и их родителей, а в очной форме организую экскурсии во внеурочное время на территории школы, на водные объекты в черте города Биробиджана - р. Бира, р. Безымянка, а также на ООПТ ЕАО, например на территорию заповедника «Бастак».

Экскурсии различают:

  1. по профилю: географические, общегеографические, ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;
  2. по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;
  3. по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;
  4. по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Составные элементы экскурсии: тема экскурсии; объект экскурсии;  оборудование; время проведения; оформление результатов. Проведение экскурсии требует предварительной подготовки: выбор объекта, цель экскурсии, разработка маршрута, способ подхода или подъезда к объекту, проведение инструктажа о правилах поведения во время экскурсии, разработка плана работы на изучаемом объекте и подготовка оборудования для исследований. Значение экскурсий для учащихся: чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, достигнутые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большее доверие к силам своей личности и закаляют её. Во время экскурсий я часто использую игры как элемент учебно-воспитательной деятельности, позволяющий решать частные образовательные задачи и способствующий регулярному целенаправленному формированию личностного самосознания.

Игра «ФАНТАЗЕРЫ»

Для данной игры необходимо вместе с учащимися во время экскурсии собрать природный материал, например: шишки, камушки, перья птиц, желуди, кусочки коры и т.д. Сложить все эти объекты в непрозрачный мешочек и по возвращении предложить по очереди учащимся вытянуть из мешочка природный объект. Затем в течении 5 мин каждый участник экскурсии должен придумать историю (сказку) о том, как данный объект оказался на изучаемой территории, например, если вы были на реке, то у вас получится сказка «Жила-была речка…», если это лес «Зеленый океан» и т. д.

Во время экскурсий я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей  в расширении кругозора, закреплению знаний о реальных факторах экологической опасности, дающей практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области. Открытия, сделанные учащимися на обычных объектах, буквально потрясают их: «я научился понимать окружающий мир»,  «я сегодня услышал как деревья могут разговаривать друг с другом», «а я сегодня понял почему люди должны защищать природу». Итогом экскурсий по родному краю становятся природоохранные проекты, выполненные совместно с учителями биологии, химии, географии, литературы и родителями. Например: «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», «Экологическое состояние водных экосистем ЕАО», «ТБО города Биробиджана», «Парки и скверы нашего города», «Влияние батареек на окружающую среду». Принимая участия в различных мероприятиях по экологии, учащиеся все чаще чувствуют себя инициаторами и исполнителями поставленных задач, чувствуют, что это их идеи, их дело и их забота. Они учатся брать на себя ответственность, у них прививается принцип «Начни с себя», который помогает осознать глубину проблемы постепенно до масштабов «Мой дом – Земля, я – ее частичка».

Меняются поколения школьников. Взрослеют и уходят из школы наши ребята – создатели тропы, защитники природы, унося в жизнь то, что приобрели в этой работе. Возможно, они ещё не раз смогут использовать знания, умения и навыки, полученные в той или иной природоохранной работе. А что они оставляют школе? Хорошую память о себе, традиции и смену. Выбирая свой жизненный путь, они помнят экологические походы, экспедиции, помнят праздники, помнят и хранят то самое «щемящее чувство тревоги» за родную природу, которое никогда не позволит им нарушить заповедь – «Правильно видеть, правильно мыслить и правильно поступать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...

Обобщение опыта по теме "Формирование социальной компетентности учащихся"

материалы по обобщению опыта в модульной технологии  для конкурса "Учитель года"...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...