Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.
статья по географии на тему
На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), презентации свои, заимствованные у других учителей, презентации подготовленные обучающимися. А также использую электронные курсы по географии, размещённые на сайте i-школы. Но более подробно мне хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности по географии.
Второй год я с детьми принимаю активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 33 КБ |
Презентация (сокр. версия) | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОБОУ МСКОШИ
Тема педсовета: «Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся». 2013 г.
Учитель географии высшей категории– Гапенкова Л.П.
Тема выступления: Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии»
Слайд №1. Вступление
Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность.
Компьютер оказывает огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности по географии. Вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы.
Слайд №2. Что такое Цифровые образовательные ресурсы?
Прежде всего это объекты, предназначенные для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Но есть и более широкое понятие это фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Существует много классификаций ЦОРов. Вот например:
Слайд №3. На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), презентации свои, заимствованные у других учителей, презентации подготовленные обучающимися. А также использую электронные курсы по географии, размещённые на сайте i-школы. Но более подробно мне хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности по географии. Второй год я с детьми принимаю активное участие в работе Глобальной школьной лаборатории.
Слайд №4. Что такое ГлобалЛаб?
«ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Созданные на ее основе учебные материалы представляет собой одну из первых в мировой практике широкомасштабную попытку внедрения в школьное естественнонаучное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках.
Слайд №5. ГлобалЛаб представляет собой:
1. Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками.
2. Интернет-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме.
3. Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы в проекте на форуме сайта проекта.
4. Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала.
Слайд №6. Место ГлобалЛаб в образовательном процессе:
В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов биологии и физической географии. Для подготовки к проведению исследования нам предлагаются мультимедийные уроки, предназначенные как для освоения базовых понятий и технических навыков из числа тех, что обычно обсуждаются в действующих учебниках, так и для знакомства с проблематикой исследования в связи с задачами охраны природы.
В ходе выполнения предлагаемых в проекте исследований школьники знакомятся с тем, как проводятся научные исследования, овладевают научной терминологией и научным подходом, учатся работать в группе, активно используют новые технологии, на собственном опыте убеждаются в важности использования единых стандартов и единого протокола в ходе проведения исследований.
Благодаря своей структуре и функциональности, ГлобалЛаб в полной мере отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта и наполняя формы, очерченные ФГОС, практическим содержанием.
Слайд №7 «Команда Землеведы 2012»
Познакомлю Вас с работой нашей команды.
Выйти на сайт. Показать и рассказать.
Слайд №8, 9,10, 11. Используем цифровую лабораторию «Архимед»
Слайд №12. Показать видео. Работа с датчиками.
«ГлобалЛаб» выполняет несколько функций. С одной стороны, это виртуальная лаборатория, в которой ученики получают навыки экспериментальной работы, приближающей их к «большой» науке.
Однако виртуальность совсем не означает отмену реальной работы «на земле». Главный учебный компонент «ГлобалЛаб» - это опытный участок, часть малой родины, реальный кусок земли, который дети сами выбрали для углубленного анализа. Мы выходим на опытный участок с блокнотами, ручками и с реальными инструментами, будь-то обычный термометр, или барометр, или более сложные приборы, такие как цифровые датчики.
Слайд №13. Где и когда можно использовать ГлобалЛаб?
В школе проект может использоваться как дополнительный цифровой (мультимедийный) ресурс естественно-научных курсов, а также как вспомогательный материал для проведения отдельных тем или уроков. Работу по проекту можно проводить на факультативе.
Помимо мультимедийной поддержки , ГлобалЛаб формирует в школе качественно новую ИКТ-среду поддержки исследовательского взаимодействия обучающихся; все участники проекта получают доступ к цифровым онлайновым инструментам, необходимым для реализации совместных исследовательских проектов.
Принципиальной особенностью проектов, выполняемых в ГлобалЛаб, служит их совместный характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путем создания ситуаций, в которых для формирования коллективного экспериментального знания используются данные,
полученные всеми членами сообщества. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми, формирует познавательную активность. Знакомясь с работами других команд, все участники ГлобалЛаб ощущают себя частью исследовательского сообщества
школьников.
Слайд №14. Вывод. Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс?
- Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия.
- Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
- Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
- Усиливает наглядность
- Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
- Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
- Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
- Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Слайд №15, 16, 17 – результаты работы за 2 года
При подготовки выступления, использовались следующие источники:
Статья. Глобальная школьная лаборатория. Автор: Ковалевская Елена Владимировна, директор по развитию проекта ГлобалЛаб в России, к.ф.н
ЦОР
Ресурсы, размещённые в Интернет
Ресурсы, размещённые на оптических носителях
Электронное учебное издание
Комбинированные продукты
Сеть /диск
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Цифровые образовательные ресурсы? ЦОР Ресурсы, размещённые в Интернет Ресурсы, размещённые на оптических носителях Электронное учебное издание Комбинированные продукты сеть /диск
Что такое ГлобалЛаб? «ГлобалЛаб» — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин.
ГлобалЛаб представляет собой: 1. Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками 2. Интернет-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме 3. Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы в проекте на форуме сайта проекта 4. Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала .
Место ГлобалЛаб в образовательном процессе В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов естествознания, биологии и физической географии.
http://www.globallab.ru/index/ru.htm Команда «Землеведы 2012»
Цифровая лаборатория Архимед – программно-аппаратный комплекс для проведения широкого спектра исследований, демонстраций и лабораторных работ по физике, биологии и химии на базе персонального компьютера и датчиков, которые могут быть подключены к созданной преподавателем или учащимися натурной экспериментальной установке.
Исследование почвы
Измерение рН снега
Где и когда можно использовать ГлобалЛаб? В школе проект может использоваться как дополнительный цифровой (мультимедийный) ресурс естественно-научных курсов, а также как вспомогательный материал для проведения отдельных тем или уроков. Работу по проекту можно проводить на факультативе и на уроках .
Вывод: Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс. 1. Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия. 2. Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и обучающимся. 3. Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация). 4. Усиливает наглядность. 5. Вместо старых таблиц - «культурное» изображение. 6. Показ объектов, которые другим способом показать нельзя. 7. Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети. 8. Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"
чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...
« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»
Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...
Разноуровневые задачи как средство формирование познавательной активности обучающихся в курсе информатики
Данный проект «Разноуровневые задачи как средство формирования познавательной активности обучающихся в курсе информатики» носит практико-ориентированный характер, так как он отличает...
Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способно...
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа
Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий...