Проектная деятельность школьников на уроках технологии и внеурочное время.
статья по технологии по теме

Паршина Елена Николаевна

В докладе рассмотрены теоретические аспекты   метода проекта, показана классификация проектов, работа над каждым этапом проекта. Рассмотрен вопрос о социальном проектировании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  школьников  на  уроках  технологии  и  внеурочное время.

                                                                 Подготовила  учитель  технологии

                                                                                   МАОУ  «СОШ  № 7»  Паршина  Е.Н.

        До  недавнего  времени  основными  проблемами  технологической  подготовки  школьников  являлось  преобладание  на  уроках  репродуктивной  деятельности  (учитель  показывает,  что  и  как  делать,  ученики  воспроизводят,  копируют  его  действия).  Учащиеся  быстро  привыкают  делать  все  по  инструкции,  перестают  стремиться  к  самостоятельности,  у  них  отсутствует  желание  выполнять  задания,  носящие  творческий  характер.  

           Поэтому,  особенно  важно  как  можно  раньше  осуществить  переход  от  традиционного  трудового  обучения  к  современной  технологической  подготовке  учащихся,  от  преобладания  репродуктивной  деятельности  к  проектной,  активно-познавательной,  творческой.

        Человек  любой  профессии  должен  обладать  навыками  проектирования.  Возможность  познакомиться  с  проектом  в  школьном  возрасте,  приобрести  опыт  проектной  деятельности  позволит  будущему  специалисту  более  уверенно  ориентироваться  в  быстро  меняющемся  информационном  пространстве.  

          Проектирование  можно  определить  как  форму  учебно-познавательной  деятельности ученика,  заключающейся  в  достижении  сознательно  поставленной  цели  по  созданию  конкретного  продукта  -  творческого  проекта.    

     Под  творческим  проектом  понимается  самостоятельная  творческая  работа  учащихся,  выполненная  от  идеи  до  ее  воплощения  в  жизнь  под  контролем  и  при  консультировании  учителем.  Творческий  проект  состоит  из  двух  частей:  теоретической  (пояснительная  записка)  и  практической  (изделие).

 Метод  проектов  -  это  обучение  и  воспитание  на  активной  основе  через  деятельность  ученика  сообразуясь  с  его  личным  интересом.  

   Условия  метода  проекта  -  это  наличие  реального  ощутимого  результата  (изделия,  альбома,  фотографии  и  т.д.).                  

Проекты  классифицируют  по  следующим  признакам:

I.  По  признаку  деятельности:

   1.  Исследовательский.

   2.  Творческий  -  имеет  соответствующее  оформление  результатов  (газета,       видеофильм,  праздник,  изделие  и  т.д.).

   3.  Ролевые,  игровые  проекты.

   4.  Информационные  проекты  (сбор  информации  о  каком-либо  объекте,  анализ  и  обобщение  фактов).

   5.  Практико-ориентировочный  проект  (проект  зимнего  школьного  сада,  школьного  двора,  школьного  закона  и  т.д.)                                

II.  По  содержанию  (литературный,  естественно-научный,  технологический,  лингвистический  и  т.д.).

III.  По  форме  организации  (индивидуальный, групповой,  коллективный).

IV.  По  характеру  управления  (управляемый,  направляемый,  творческий).

  1. По  характеру  деятельности  (репродуктивный,  поисковый,  творческий).  
  2.            

      Наши  учащиеся  в  основном  работают  над  технологическими  творческими  проектами  в  индивидуальной  или  групповой  форме,  репродуктивного  или  творческого  характера.  

         Проектная  деятельность  по  сравнению  с  традиционными  методами  преподавания  технологии  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов,  на  каждом  из  которых  решаются  определенные  задачи.

     I.  Поисково-исследовательский  (подготовительный).

   1  Учащиеся  самостоятельно  выявляют  проблему,  у  них  возникает  

          идея  по  решению  этой  проблемы.

  1. Дается  краткая  формулировка  задач,  которые  должны  быть  решены    

в  процессе  выполнения  проекта.

    3   Предлагается  несколько  вариантов  идеи  по  решению  возникшей

          проблемы.  Происходит  сбор,  изучение,  исследование  необходимой  

          информации.

    4  Анализ  идей.  Выбирается  оптимальный  вариант  решения  проблемы.

Для  облегчения выбора  учащиеся  составляют  таблицу,  в  которой  пользуясь  разными  критериями  наглядно  видно  какой  из  вариантов  они  выберут.

   Критерии

Варианты

ЗУН

оборудов.,

инструм.,

Материалы

Материальные

затраты

Эстетика

Сложность

Вариант 1

+

+

+

-

+

+

Вариант 2

+

+

+

+

+

+

Вариант 3

+

+

+

+

-

+

       После  заполнения  таблицы  учащиеся  обоснуют  свой  выбор.

  1. Учащиеся  находят  исторический  или  информационный  материал  по    

выбранной  теме.

  1. Технологический  этап  (конструкторско-технологический)
  1. Происходит  подбор  необходимых  материалов  для  изготовления  изделия.

Для  наглядности  и  большей  объективности  учащиеся  составляют  схему,  куда  включают все  возможные  варианты,  которые  можно  использовать  для  изготовления  данного  изделия.

Например:

После  схемы  учащиеся  делают  вывод  о  том  какие  конкретно  из  перечисленных  материалов  лучше  выбрать  для  изготовления  планируемого  изделия  и  почему.

   2  Необходимо  подобрать  оборудование  для каждой  технологической  

операции.

  3  Составляется  конструкторская  документация:

-  описание  и  рисунок  изделия;

-  чертеж  изделия

4  Составляется  технологическая  документация  (технологическая  карта  на  

    изготовление  изделия)

№  п/п

Последовательность  выполнения   работ

Графическое  изображение

Оборудование,  инструменты,    приспособления.

1

   2     и т.д  

  5  Выполнение  проектной  работы,  получение  конечного  результата.

6  Проведение исследований (социологических, химических, физических и т.д.)

   Вид  исследований  учащиеся  выбирают  на  свое  усмотрение.

  1. Выполнение  экономических  расчетов:

-   Расчет  материальных  затрат

Для  наглядности  составляется  таблица

№ п/п

Наименование

материалов

Цена  единицы

измерения

Необходимое

количество

Фактическая

стоимость

Примечание

1

Ситец

1м – 18 руб.

2 м.

36 руб.

2

и т д

-  Расчет  себестоимости  изделия:

Сизд   =  2*Мз,       где     Мз -  материальные  затраты

                                       Сизд -  себестоимость  изделия

   -  Сравнительный  анализ  стоимости  изделия  

Учащиеся  знакомятся  со  стоимостью  подобного  изделия  в  магазинах  и  на  рынках  города.  Делают  вывод.

8  Дается  реклама  изделия.

  1. Заключительный  (оценочно-результативный).
  1. Дается  анализ  выполненной  работы.

Учащиеся  показывают  положительные  и  отрицательные  моменты  работы  над  проектом.

2  Учащиеся  дают  самооценку  выполненной  работе.

       Оценка  проекта  должна  быть  интегрированной,  складывающейся  из  оценок  результатов  выполнения  каждого  этапа,  конечного  результата  и  результатов  защиты  проекта.  

           Умение  пользоваться  методом  проектов  -  показатель  высокой  квалификации  учителя, его  прогрессивной  методики  обучения  и  развития  учащихся.

       Грамотность  педагога  состоит  в  том,  чтобы  предоставить  учащимся  максимальную  свободу  действий,  помочь  им  проявить  свои  возможности  и  способности.  

       К  работе  по  изучению  и  внедрению  метода  проектов  в  учебный  процесс  МО  учителей  технологии  г.  Балаково  приступило  в  2000  году.  

         За  этот период  ученики  Паршиной  Е. Н.  каждый  год  занимали  призовые  места.  Учащиеся  приняли  участие  в  областных, межрегиональных  и  Всероссийском   конкурсах  творческих  проектов,  где  также стали  призерами.  

 

         

     

        В  последнее  время  большое  значение  приобрело  социальное  проектирование.  

         Социальное  проектирование  -  это  проектирование  социальных  объектов,  процессов  и  отношений.  Оно  направлено  на  внесение  изменений  в  социальную  среду  человека:  озеленить  город,  сохранить  или  восстановить  памятники,  водоемы,  парки,  сады;  оказать  помощь  социально  незащищенным  слоям  населения;  поучаствовать  в  профилактике  негативных  явлений  социальной  жизни.  

   Социальные  проекты  дают  возможность  учащимся  связать  и  соотнести  общие  представления,  полученные  на  уроках,  с  реальной жизнью.  Участвуя  в  реализации  проектов,  школьники  конкретными  делами  проявляют  свою  гражданскую  позицию,  гражданскую  активность,  ответственность,  воспитывают  такие  качества  как  целеустремленность,  последовательность,  настойчивость,  умение  отстаивать  свое  мнение,  доводить  начатое  дело  до  конца  и  т.д.  

   В  2007 – 2008 уч.  году  в  сош  № 7  началась  работа  над  социальным  проектом  «Моя  школа  -  мой  дом»,  которая  продолжается  и  по сей день.

  Суть  этого  проекта  состоит  в  том,  чтобы  силами  учащихся  под  руководством  учителя  технологии  Паршиной  Е. Н. и учителя ИЗО  Командиной В.А.  преобразить  школьный  двор,  тем  самым,  изменив  «лицо»  школы.

  Как  театр  начинается  с  вешалки,  так  и  школа  начинается  с  фасада  и  прилегающего  участка.

  В  настоящее время,  когда  школы  «борются»  за  каждого  ученика,  «лицо»  школы  имеет  немаловажное  значение.  Если  внешний  вид  школы  создает  благоприятное  впечатление,  то  у  будущих  первоклассников  и  их  родителей  возникает  желание  зайти  внутрь  и  познакомиться  с  этой  школой  поближе.

 

  Таким  образом,  использование  метода  проектов  дает  возможность  нестандартно  подойти  к  урочной  деятельности,  тем  самым  активно  влияя  на  интеллектуальное  и  эмоционально-ценностное  развитие  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....

Иccледовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского...

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».

Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время»....