Проектная деятельность школьников на уроках технологии и внеурочное время.
статья по технологии по теме
В докладе рассмотрены теоретические аспекты метода проекта, показана классификация проектов, работа над каждым этапом проекта. Рассмотрен вопрос о социальном проектировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_shkolnikov_na_urokah_tehnologii_i_vneurochnoe_vremya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность школьников на уроках технологии и внеурочное время.
Подготовила учитель технологии
МАОУ «СОШ № 7» Паршина Е.Н.
До недавнего времени основными проблемами технологической подготовки школьников являлось преобладание на уроках репродуктивной деятельности (учитель показывает, что и как делать, ученики воспроизводят, копируют его действия). Учащиеся быстро привыкают делать все по инструкции, перестают стремиться к самостоятельности, у них отсутствует желание выполнять задания, носящие творческий характер.
Поэтому, особенно важно как можно раньше осуществить переход от традиционного трудового обучения к современной технологической подготовке учащихся, от преобладания репродуктивной деятельности к проектной, активно-познавательной, творческой.
Человек любой профессии должен обладать навыками проектирования. Возможность познакомиться с проектом в школьном возрасте, приобрести опыт проектной деятельности позволит будущему специалисту более уверенно ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.
Проектирование можно определить как форму учебно-познавательной деятельности ученика, заключающейся в достижении сознательно поставленной цели по созданию конкретного продукта - творческого проекта.
Под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителем. Творческий проект состоит из двух частей: теоретической (пояснительная записка) и практической (изделие).
Метод проектов - это обучение и воспитание на активной основе через деятельность ученика сообразуясь с его личным интересом.
Условия метода проекта - это наличие реального ощутимого результата (изделия, альбома, фотографии и т.д.).
Проекты классифицируют по следующим признакам:
I. По признаку деятельности:
1. Исследовательский.
2. Творческий - имеет соответствующее оформление результатов (газета, видеофильм, праздник, изделие и т.д.).
3. Ролевые, игровые проекты.
4. Информационные проекты (сбор информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов).
5. Практико-ориентировочный проект (проект зимнего школьного сада, школьного двора, школьного закона и т.д.)
II. По содержанию (литературный, естественно-научный, технологический, лингвистический и т.д.).
III. По форме организации (индивидуальный, групповой, коллективный).
IV. По характеру управления (управляемый, направляемый, творческий).
- По характеру деятельности (репродуктивный, поисковый, творческий).
Наши учащиеся в основном работают над технологическими творческими проектами в индивидуальной или групповой форме, репродуктивного или творческого характера.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания технологии имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
I. Поисково-исследовательский (подготовительный).
1 Учащиеся самостоятельно выявляют проблему, у них возникает
идея по решению этой проблемы.
- Дается краткая формулировка задач, которые должны быть решены
в процессе выполнения проекта.
3 Предлагается несколько вариантов идеи по решению возникшей
проблемы. Происходит сбор, изучение, исследование необходимой
информации.
4 Анализ идей. Выбирается оптимальный вариант решения проблемы.
Для облегчения выбора учащиеся составляют таблицу, в которой пользуясь разными критериями наглядно видно какой из вариантов они выберут.
Критерии Варианты | ЗУН | оборудов., инструм., | Материалы | Материальные затраты | Эстетика | Сложность | |
Вариант 1 | + | + | + | - | + | + | |
Вариант 2 | + | + | + | + | + | + | |
Вариант 3 | + | + | + | + | - | + |
После заполнения таблицы учащиеся обоснуют свой выбор.
- Учащиеся находят исторический или информационный материал по
выбранной теме.
- Технологический этап (конструкторско-технологический)
- Происходит подбор необходимых материалов для изготовления изделия.
Для наглядности и большей объективности учащиеся составляют схему, куда включают все возможные варианты, которые можно использовать для изготовления данного изделия.
Например:
После схемы учащиеся делают вывод о том какие конкретно из перечисленных материалов лучше выбрать для изготовления планируемого изделия и почему.
2 Необходимо подобрать оборудование для каждой технологической
операции.
3 Составляется конструкторская документация:
- описание и рисунок изделия;
- чертеж изделия
4 Составляется технологическая документация (технологическая карта на
изготовление изделия)
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Оборудование, инструменты, приспособления. |
1 | |||
2 и т.д |
5 Выполнение проектной работы, получение конечного результата.
6 Проведение исследований (социологических, химических, физических и т.д.)
Вид исследований учащиеся выбирают на свое усмотрение.
- Выполнение экономических расчетов:
- Расчет материальных затрат
Для наглядности составляется таблица
№ п/п | Наименование материалов | Цена единицы измерения | Необходимое количество | Фактическая стоимость | Примечание |
1 | Ситец | 1м – 18 руб. | 2 м. | 36 руб. | |
2 и т д |
- Расчет себестоимости изделия:
Сизд = 2*Мз, где Мз - материальные затраты
Сизд - себестоимость изделия
- Сравнительный анализ стоимости изделия
Учащиеся знакомятся со стоимостью подобного изделия в магазинах и на рынках города. Делают вывод.
8 Дается реклама изделия.
- Заключительный (оценочно-результативный).
- Дается анализ выполненной работы.
Учащиеся показывают положительные и отрицательные моменты работы над проектом.
2 Учащиеся дают самооценку выполненной работе.
Оценка проекта должна быть интегрированной, складывающейся из оценок результатов выполнения каждого этапа, конечного результата и результатов защиты проекта.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Грамотность педагога состоит в том, чтобы предоставить учащимся максимальную свободу действий, помочь им проявить свои возможности и способности.
К работе по изучению и внедрению метода проектов в учебный процесс МО учителей технологии г. Балаково приступило в 2000 году.
За этот период ученики Паршиной Е. Н. каждый год занимали призовые места. Учащиеся приняли участие в областных, межрегиональных и Всероссийском конкурсах творческих проектов, где также стали призерами.
В последнее время большое значение приобрело социальное проектирование.
Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, процессов и отношений. Оно направлено на внесение изменений в социальную среду человека: озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и т.д.
В 2007 – 2008 уч. году в сош № 7 началась работа над социальным проектом «Моя школа - мой дом», которая продолжается и по сей день.
Суть этого проекта состоит в том, чтобы силами учащихся под руководством учителя технологии Паршиной Е. Н. и учителя ИЗО Командиной В.А. преобразить школьный двор, тем самым, изменив «лицо» школы.
Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с фасада и прилегающего участка.
В настоящее время, когда школы «борются» за каждого ученика, «лицо» школы имеет немаловажное значение. Если внешний вид школы создает благоприятное впечатление, то у будущих первоклассников и их родителей возникает желание зайти внутрь и познакомиться с этой школой поближе.
Таким образом, использование метода проектов дает возможность нестандартно подойти к урочной деятельности, тем самым активно влияя на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....
Иccледовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского...
Выступление на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений города Благовещенска 23.08.16 г.:«Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» учителя высшей категории Фурсовой Эльвиры Николаевны"
Из опыта работы над проектами...
Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время
Материал к аттестации учителя...
Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)
Организация проектной деятельностишкольников на уроках технологиив условиях реализации ФГОС( из опыта работы)...
Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».
Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время»....