Рабочая программа для театральной студии (2 года обучения)
рабочая программа

Климова Марина Николаевна

Рабочая программа может быть использована руководителями театральной студии. Программа рассчитана на 2 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_aydadeti_20-21_god.docx58.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Комплекс основных характеристик программы
  1. Пояснительная записка
  1. Направленность программы

Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.

Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых общеразвивающих программ по всеобщему  и специальному театральному образованию  и современных образовательных технологий.

 Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

     Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием  определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни воспитанника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

 Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

   На занятиях воспитанники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития воспитанников.

  1. Актуальность программы

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. 

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Авторская образовательная программа «Театральная студия «АйДаДети» – результат практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

  1. Отличительные особенности программы

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

  1. Уровень программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «АйДаДети» соответствует базовому уровню  освоения материала и предполагает освоение воспитанниками специализированных знаний, создающих общую и целостную картину изучаемого материала, позволяющих сделать театральное искусство максимально доступным для детей и подростков.

  1. Адресат программы

Программа рассчитана на воспитанников 7 – 15 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки для приема детей в студию не требуется.

Принцип формирования групп:

  • возрастные особенности психофизического развития воспитанников
  • уровень сформированности базовых навыков

Максимальная наполняемость группы до 10 человек - это оптимальное количество детей для занятия. Запись в объединение осуществляется в начале учебного года и продолжается по мере прихода новых воспитанников.

  1. Формы организации образовательного процесса, формы и виды занятий

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.

         Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность воспитанников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.           Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.    

Начальный уровень предусматривает выявление творческих задатков, голосовых, речевых данных, чувства ритма, желаний, целей и задач, которые он ставит перед собой, знакомство с элементарными требованиями программы.

Даются предварительные знания по театральной терминологии, видам театрального искусства, дети знакомятся со сценой, развивают чувство ритма и координацию движения, развивают дикцию, пополняют словарный запас, учатся  строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера. Значительное время на начальном этапе уделяется закладке новых привычек у детей (работе над сценическим исполнением, дикцией, интонацией, умению правильно держаться на сцене и т.д.).

  70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность воспитанников. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.

            Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео- и аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

          Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.

         Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры;
  •  конкурсы;
  •  викторины;
  • беседы;
  • спектакли;
  • праздники.

           Постановка сценок к конкретным общедомовым мероприятиям, инсценировка сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

  1. Объём программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Объем программы - 189 часов в первый год обучения и 84 часа во второй год.

Сроки реализации – 2 учебных года, программа рассчитана на 4,5 в неделю, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 ч. (1 группа) и 2 ч. (2 группа).  Второй год обучения рассчитан на 84 часов (2 ч. в неделю)

  1. Срок освоения программы

Количество детей в группе –  до 10 человек. Рекомендуемый возраст детей от 7-15 лет, группы могут быть разновозрастными.

Уровень подготовки вновь пришедших воспитанников при приеме в группу, следующий:

  • дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного чтения;
  • должны знать основы быстрого запоминания

Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения.

Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий,  проводятся групповые занятия (количество детей в группе 5 человек), а также индивидуальные консультации.

Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления;  театральные костюмы, грим, парики.

  1. Цель и задачи программы

Реализация программы осуществляется в течение 2 учебных лет

Основная цель этой программы – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В  течение года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы являются театральные игры, упражнения- импровизации, репетиции,  спектакли.

Построение программы по крупным блокам тем -  «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», «Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации  их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

способствовать формированию: 

  •  необходимых представлений о театральном искусстве;
  •  актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
  •  речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
  •  практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать  условия воспитания:

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.

Предметные задачи:

-        овладение театральным мастерством

-        расширение и углубление знаний воспитанников по истории культуры.

Метапредметные задачи:

развитие у воспитанников:

-        основных функций мышления: анализа, синтеза, сравнения, самоанализа, самоконтроля, самооценки;

 - образного мышления, воображения, чувства гармонии;

-        интеллектуального потенциала личности;

-        творческой инициативы и активности воспитанников;

-        наблюдательности, высокой концентрации внимания, образной зрительной памяти.

Личностные задачи:

воспитание у обучающихся:

-        чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций;

-        бережного отношения к традиционной        культуре народов России, чувства уважения к творчеству;

-        осознанной потребности в разумном досуге, здоровом образе жизни;

-        умения адаптироваться в социальных условиях;

-        трудолюбия, ответственности, усидчивости, терпения при работе над сценарием и реализации роли;

-        милосердия, доброты и доброжелательности, способности к состраданию и сопереживанию, готовности оказать помощь, терпимости;

-        социально-коммуникативных качеств: вежливости, уважения к результатам своего и чужого труда, умения устанавливать контакт с людьми разного возраста, умения разрешать бытовые и деловые конфликты

  1. Содержание программы
  1. Учебный план

Первый год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

все

го

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1.1

Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности.  История, традиции, знакомство, фотографии летописи театра, видеосюжеты, планы.

4

2

2

Фронтальная (групповая)

Собеседование

1.2.

Театральное искусство России. Виды театров.

2

2

Фронтальная (групповая)

Презентация

1.3.

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

3

2

1

Фронтальная (групповая)

1.4.

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

12

8

4

Фронтальная (групповая)

1.5.

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.

4

1

3

Фронтальная (групповая)

2

Раздел 2 «Театральная игра»

2.1

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческого восприятия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

8

4

4

Фронтальная (групповая)

2.2.

Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

Упражнения на развитие воображения.

4

4

Фронтальная (групповая)

2.3.

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств;

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

11

8

5

Фронтальная (групповая)

2.4.

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

4

4

Фронтальная (групповая)

3

Раздел 3 «Ритмопластика»

3.1.

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

10

4

6

Фронтальная (групповая)

3.2.

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

9

9

Фронтальная (групповая)

4

Раздел 4 «Культура и техника речи»

4.1.

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

2

2

Фронтальная (групповая)

4.2.

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;

форма общения – приспособление;

непрерывность общения;

совокупность всех элементов общения.

15

2

8

5

Фронтальная (групповая)

4.3.

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

6

6

Фронтальная (групповая)

4.4.

Словесные игры. Пластические импровизации.

9

9

Фронтальная (групповая)

5

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

5.1.

5.2

Многообразие выразительных средств в театре:

драматургия;

декорация;

костюм;

свет;

музыкальное оформление;

шумовое оформление.

(Создание декоративно-художественного оформления).

Работа над образом. Виды грима

8

4

2

1

6

3

Фронтальная (групповая)

Фронтальная (групповая)

6

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

6.1.

Работа над спектаклем:

как создается спектакль;

знакомство со сценарием;

характеры и костюмы;

чтение по ролям,

работа над дикцией;

разучивание ролей;

вхождение в образ;

исполнение роли;

создание афиши и программки;

музыкальное оформление.

20

4

11

5

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

6.2.

Развиваем актерское мастерство. Репетиция.

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

24

6

18

3

6

3

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

6.3.

Показ театрального представления

9

9

Фронтальная (групповая)

Спектакль

7

Раздел 7 «Подведение итогов»

7.1.

Мероприятие, посвященное международному дню театра.

4

4

Фронтальная (групповая)

7.2.

Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

8

8

Фронтальная (групповая)

Творческий отчет

7.3.

Оформление страниц «Летописи

 театра».

4

4

Фронтальная (групповая)

Летопись театра

Итого часов

189

 

Второй год обучения

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы

 контроля

всего

теория

практика

1

Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость  жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов

5

1

4

2

Беспредметный этюд

5

1

4

3

Работа над образом. Сказочные гримы

4

1

3

4

Мимика. «Немое кино»

4

4

5

Знакомство с произведением Дж.Родарри.

2

6

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения

3

7

Репетиция эпизодов спектакля

10

10

8

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

5

5

9

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

2

2

10

Сочинение - рассуждение по выбранной пословице

1

1

11

Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!»

3

3

12

День пантомимы

1

13

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра.

2

1

1

14

Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).

4

1

3

15

Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба»

6

6

16

Репетиция

6

6

17

Генеральная репетиция

2

2

18

Создание сценических этюдов.

2

1

1

19

Изготовление декораций

6

6

20

Круглый стол «Азбука общения»

2

2

21

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики )

4

4

22

«Капустник»

3

3

23

Анализ работы за год

2

1

1

ИТОГО

84

10

74

  1. Содержание учебно-тематического плана

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения воспитанниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Воспитанники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
  • создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
  • репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
  • премьера спектакля;
  • повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска воспитанниками собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития воспитанника и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

  1. Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки воспитанников

ЗНАЕТ:

  1. Что такое театр.
  2. Чем отличается театр от других видов искусств.
  3. С чего зародился театр.
  4. Какие виды театров существуют.
  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
  6. Что такое выразительные средства.
  7. Фрагмент как составная часть сюжета.
  8. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

  1. Об элементарных технических средствах сцены.
  2. Об оформлении сцены.
  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
  4. О рождении сюжета произведения.
  5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
  6. О сверхзадаче и морали в произведении.

УМЕЕТ:

  1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.
  2. Образно мыслить.
  3. Концентрировать внимание.
  4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
  5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
  6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
  7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
  8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

  1. Общения с партнером (одноклассниками).
  2. Элементарного актёрского мастерства.
  3. Образного восприятия окружающего мира.
  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
  5. Коллективного творчества.
  6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
  7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
  8. Анализировать последовательность поступков.
  9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты.  У воспитанников будут сформированы:

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Предметные результаты. 

воспитанники научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды по сказкам;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Воспитанник научится:

۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: 

Воспитанник научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: 

Воспитанник научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью;  

۰ формулировать свои затруднения;

۰ предлагать помощь и сотрудничество;

۰ слушать собеседника;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰осуществлять взаимный контроль;

. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на общедомовых  праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в конкурсах с показом спектакля. 

Система поощрений:

  • благодарственные письма кружковцам и их родителям;
  • дипломы за актерское мастерство;
  1. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
  1. Условия реализации программы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «театральная студия «Лира» необходимо

  • Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
  • Актовый зал (импровизированная сцена);
  • Видеоматериалы, аудиоматериалы.

  1. Организация работы с партнерами

-        приглашение партнеров на открытые занятия, спектакли

-        разнообразие форм проведения собраний;

-        привлечение к работе с детьми специалистов: психологов, социальных педагогов, врачей, педагогов

  1. Организация внешней интеграции

-        организация внешней интеграционной деятельности с городской кар- тинной галереей им Д.А. Трубникова, музеем им. Д.А. Фурманова, образовательными учреждениями города и района для проведения совместных занятий

2. 1.3. Воспитательная работа

Одной из основных задач учреждений дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития.

Воспитательная работа - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. В процессе реализации программы педагог решает задачу формирования личностных качеств, которые включают:

- воспитание патриотизма;

- воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, упорство, трудолюбие);

- эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность).

Формы организации воспитательной работы:

 - собрания,  беседы с воспитанниками;

- информации о культурных событиях в стране, мире;

- родительские собрания;

- взаимодействие с образовательными организациями;

- культурно-массовые мероприятия;

  1. Формы контроля (способы оценки эффективности, результативности программы)

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в мероприятиях, родительских собраниях, информационных часах, участие в мероприятиях младших воспитанников, инсценирование сказок, сценок из жизни детского дома и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общих мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие общих мероприятиях, в районных и областных конкурсах.

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса
  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты;
  • СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  •  пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
  • Сценарии сказок,  пьес, детские книги.
  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

  • План и методика ведения воспитательной работы в объединении:

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий воспитанников создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Список литературы.

  • Основной:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
  5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
  6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
  7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  10.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
  • Дополнительный:
  1. http://dramateshka.ru/
  2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по настольному теннису 3 года обучения

Рабочая программа по настольному теннису...

Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 1 года обучения возраст обучающихся: 9-10 лет

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...

Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 2 года обучения возраст обучающихся: 11-12 лет

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...

Рабочая программа "Бисероплетение", 1 и 2 года обучения 2017-2018 учебный год

Рабочая программа  "Бисероплетение"  (возраст учащизхся 8 - 13 лет)...

Рабочая программа по шахматам 1-го года обучения

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 1-го года обучения (0,5 часа в неделю)...

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

рабочая программа ТО Театральная студия

дополнительное образование...