рабочая программа ТО Театральная студия
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская СОШ »
Бугурусланского района
Рассмотрено и согласовано на заседании педагогического совета Протокол № ____от «___»________20___г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Советская СОШ » Акимова Н.В. «____»_________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театральная студия»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Бугурусланский район,с.Советское 2020г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности художественного направления «Театральная студия » составлена в соответствии с:
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Советская СОШ».
Программа реализует художественное направление во внеурочной деятельности в 5-9 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких, как: интонация, мимика, жест, пластика, походка - не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника, одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
1.1 Направленность программы
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может иметь следующие направленности: интеллектуальная.
Программа составляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).
1.2 Общая характеристика
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования - усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Стремление к актёрству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности
Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей
Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности - в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями
Программа театральной студии художественной направленности объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни: способность к фильтрации информации, быстроте реакции, устойчивость к эмоциональным и физическим нагрузкам. Программа предназначена для учащихся 5-9 классов.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребѐнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
1.3. Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к театральному искусству, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении здоровья детей. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений
1.4.Новизна
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
1.5. Отличительные особенности программы
Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
Программа предназначена для работы с детьми и подростками (10 -14 лет), рассчитана на 1 год реализации.
1.6. Адресат программы: дети 10-14 лет
1.7. Объем и сроки освоения программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на один год обучения, количество учебных часов –4часа в неделю (144 ч.)
1.8. Формы организации образовательного процесса
Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях различного уровня и мероприятиях.В период дистанционного учебного процесса занятия проводятся индивидуально, задания передаются по электронной почте, через сайт школы.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Формы организации деятельности:
- групповая; индивидуальная;
- индивидуально-групповая
Формы и методы проведения занятий.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев классных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Творческая работа предусматривает и поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ, встречи с представителями различных профессий, родителями, интересными и значимыми взрослыми.
- театральная игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
Методы работы: Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнѐром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Виды деятельности обучающихся.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы любые способности и интересы ребёнка к тому или иному виду деятельности:
- Беседы о театре (проводятся в соответствии с планом занятия и ставят своей задачей формирование интереса к мировой художественной культуре и дают первичные сведения о ней).
- Речевая и двигательная разминка (развитие координации движений, пластики, сценической речи; умение двигаться по сцене, использовать мимику и жесты для наполнения образа деталями, позволяющими раскрыть характер).
- Этюды (небольшие пантомимические зарисовки, способствующие раскрытию и развитию творческого потенциала каждого артиста; позволяющие детям раскрепоститься, снять физический и психический зажим).
- Изготовление бутафории, декораций (учит творчески, с воображением и фантазией относиться к любой работе; использовать подручные материалы, знакомит с особенностями оформления спектаклей).
- Работа над спектаклем (учит актёрскому взаимодействию и применению всех полученных навыков).
1.9 Методы контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ; итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
1.10. Режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся:2 раза в неделю по 4 часа (144часа)
2.Цель и задачи программы
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребѐнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. - воспитание творческой активности ребѐнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Задачи, решаемые в рамках данной программы :
- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
-прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
3.Содержание программы
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Связь содержания программы с учебными предметами
В курсе внеурочной деятельности «Театральная студия» осуществляются межпредметные связи с литературой, так как широко используются художественные произведения различных жанров, развиваются навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с репликой; с уроками русского языка: первые опыты пробы пера (составление сценария, устные рассказы по прочитанным книгам, сочинение сказок, рассказов, забавных историй); с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии: создание эскизов декораций и костюмов при оформлении спектакля, праздника, определение нужного музыкального фона.
3.1 Основные разделы программы
Программа включает следующие разделы:
- Вводные занятия
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Этика и этикет
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем, праздником, показ спектакля, проведение праздника
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы об окружающей красоте, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства, проведение праздников
3.2 Общая характеристика содержания подпрограмм
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Формы работы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Алгоритм работы над пьесой. Выбор пьесы, обсуждение еѐ с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком. Премьера.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (4 час) Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел. (4 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
3 разделКультура общения (5 ч) Культура поведения в театре. Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
4 раздел. (14 часов) Этика и этикет
5 раздел. (14 часов)Речевая гимнастика. Дыхание в звучащей речи
Звукоподражание. Игры и упражнения, направленные на звукоподражание.
Дикция в звучащей речи. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Логика речи. Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: «Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Гигиена в голосе. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
6 раздел. (38 часов) Актёрское мастерство - тренинг для мастерства в общении любого рода: публичных выступлениях, спорах, дискуссиях, лекциях и в каждодневных беседах между людьми.
Изучение особенностей импровизаций на сцене. Значение образной речи. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики
Логика поведения героя. Учащиеся выстраивают логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Особенности спектакля. Спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Беседа об уважение к труду артистов, режиссеров, постановщиков и других лиц, задействованных в постановке.
7 раздел. (11 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Значение пластичности в театральном искусстве. «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы пластичности. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.Практические занятия по пластичности
8 раздел(33 часа) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
9 раздел. (20 часов) Работа над спектаклем
Показ литературного праздника; спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
3.3. Оформление учебного плана
Общий объем занятий по программе составляет 156 часов. Учебная нагрузка определена из расчета 4 часа в неделю. Кроме того, предполагается самостоятельная работа вне школы.
3.4. Оформление содержания учебного плана
Календарно – тематический план
(4ч. в неделю – 144ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Всего часов | Теория | Прак- тика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводные занятия | 4 | 2 | 2 | опрос |
2 | Основы театральной культуры | 4 | 2 | 2 | Сценический этюд |
3 | Культура общения | 5 | 3 | 2 | Сценический этюд |
4 | Этика и этикет | 14 | 4 | 10 | Сценический этюд |
5 | Речевая гимнастика | 14 | 4 | 10 | Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы |
6 | Актёрское мастерство советы для начинающих -практические упражнения | 38 | 8 | 30 | Театральный этюд |
7 | Ритмопластика | 11 | 4 | 7 | Пантомимический этюд |
8 | Театральная игра | 33 | 6 | 27 | Сценический этюд |
9 | Работа над спектаклем | 20 | 2 | 18 | Генеральная репетиция |
10 | Промежуточная аттестация. Итоговая работа. | 1 | 1 | Выступление |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема | Количество часов | ||||||||
По плану | По факту | ||||||||||
Вводные занятия | |||||||||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка Выборы актива кружка | 1 | |||||||||
2 | Прослушивание. Знакомство | 1 | |||||||||
3 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 1 | |||||||||
4 | Изготовление «Уголка театрального кружка | 1 | |||||||||
Основы театральной культуры | |||||||||||
5 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 2 | |||||||||
5 | Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица | 2 | |||||||||
Культура общения | |||||||||||
6 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | 2 | |||||||||
7 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | 2 | |||||||||
8 | Привычки дурного тона. (Этикет) | 1 | |||||||||
Этика и этикет | Игра «Я пришел в театр», «Что можно взять с собой в театр?» | ||||||||||
9 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | 1 | |||||||||
10 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство») | 2 | |||||||||
11 | Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 2 | |||||||||
12 | Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | 2 | |||||||||
13 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | 2 | |||||||||
14 | Круглый стол «Азбука общения» | 1 | |||||||||
15 | Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 2 | |||||||||
16 | Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики) | 2 | |||||||||
Речевая гимнастика | |||||||||||
17 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 1 | |||||||||
18 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало») | 1 | |||||||||
19 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 2 | |||||||||
20 | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 2 | |||||||||
21 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции | 1 | |||||||||
22 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии | 1 | |||||||||
23 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 1 | |||||||||
24 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 1 | |||||||||
25 | Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). | 1 | |||||||||
26 | Разрешение ситуаций. | 1 | |||||||||
27 | Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина прислова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | 2 | |||||||||
Актёрское мастерство | |||||||||||
28 | 5 упражнений по актерскому мастерству: Человек на остановке. Кто во что одет. Мнемотехника. Из чего сделать стул? «Машинка» из эмоций | 2 | |||||||||
29 | Актерский тренинг по системе СтаниславскогоНаблюдения за объектами дальнего круга | 4 | |||||||||
30 | Виды сценического общения | 4 | |||||||||
31 | Театральные режиссеры | 2 | |||||||||
32 | «Путешествие на необитаемый остров» | 2 | |||||||||
33 | «Сотвори себя сам» | 2 | |||||||||
34 | Развиваем мимику | 2 | |||||||||
35 | Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов | 4 | |||||||||
36 | Развиваем творческие способности | 2 | |||||||||
37 | Сценический образ театра кукол | 2 | |||||||||
38 | Петрушка – народный ярмарочный герой | 2 | |||||||||
39 | Игра – «Путешествие в сказку | 2 | |||||||||
40 | Работа над созданием сценического образа | 2 | |||||||||
41 | Способы свободного самочувствия в театральной деятельности». | 2 | |||||||||
42 | Искусство быть разным | 2 | |||||||||
43 | Театральные этюды как источник творческого воображения | 2 | |||||||||
Ритмопластика | |||||||||||
44 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 2 | |||||||||
45 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 2 | |||||||||
46 | Тренировка ритмичности движений | 2 | |||||||||
47 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 2 | |||||||||
48 | Пантомимический этюд – тень | 1 | |||||||||
49 | Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 2 | |||||||||
Театральная игра | |||||||||||
50 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 2 | |||||||||
51 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 1 | |||||||||
52 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд.Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 1 | |||||||||
53 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске») | 1 | |||||||||
54 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | 1 | |||||||||
55 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 1 | |||||||||
56 | Сценические этюды на воображение | 2 | |||||||||
57 | Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). | 1 | |||||||||
58 | Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | 1 | |||||||||
59 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 2 | |||||||||
60 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 4 | |||||||||
61 | Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 2 | |||||||||
62 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | 2 | |||||||||
63 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 4 | |||||||||
64 | Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | 4 | |||||||||
65 | Генеральная репетиция. Оформление сцены | 2 | |||||||||
66 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением | 2 | |||||||||
Работа над спектаклем | |||||||||||
67 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям | 2 | |||||||||
68 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов | 4 | |||||||||
69 | Отработка ролей | 2 | |||||||||
70 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 2 | |||||||||
71 | (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 4 | |||||||||
72 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 4 | |||||||||
73 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 1 | |||||||||
74 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 1 | |||||||||
75 | Промежуточная аттестация. Итоговое выступление | 1 |
Содержание занятий
Раздел «Введение» знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку
Раздел «Основы театральной культуры» знакомит детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывает культуру поведения в театре.
Раздел «Актерское мастерство» предполагает участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное.
Раздел «Речевая гимнастика» собъединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения
Раздел «Работа над спектаклем»:подготовка литературных праздников (классных и школьных) в течение учебного года; инсценирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.); чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Обучающиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трѐм уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актѐрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- различать произведения по жанру; виды театрального искусства,
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- владеть основами актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Ожидаемые результаты освоения программы:
1.Совершенствование познавательных потребностей
Входе освоения программы за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности школьника должны возрасти его познавательные потребности. Эксплуатируя природное детское любопытство, проводимые в рамках программы занятия должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность. Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания и ростом успешности основной учебной деятельности. Для повышения достоверности и снижения субъективизма можно воспользоваться «методом экспертных оценок» (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, работающих с данными детьми).
2.Развитие познавательных способностей
Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.
3.Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске
Входе предусмотренного программой тренинга исследовательских способностей, а также собственной исследовательской практики дети должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Оценить это можно по следующим критериям:
- по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- по степени овладения такими понятиями, как, например, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
4.Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы особое внимание следует уделять формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
5.Формирование у обучающихся и их наставников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
В ходе реализации программы у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий.
Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование — как стиль жизни. В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр; музыкальная фонотека; аудио и видео кассеты; СД– диски; костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов; пальчиковые куклы; сценический грим; видеокамера для съѐмок и анализа выступлений. электронные презентации «Правила поведения в театре» «Виды театрального искусства» сценарии сказок, пьес, детские книги.
Учебно-методическое обеспечение
В качестве учебно-методических пособий к программе для педагогов рекомендуются следующие:
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416
7. Ссылки на интернет ресурсы: http://uroki-online.com/other/actor/ http://www.universalinternetlibrary.ru/book/65526/chitat_knigu.shtml
Система оценивания и контроля
1.Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству. Формирование у учащихся положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему актёрскомумастерству.
- Запоминание и изображение заданной позы
- Перевоплощение в образ, используя характер и настроение героя.
- Готовность действовать согласованно, в группе.
- Действие в предлагаемых обстоятельствах.
- Сценическая речь.
Каждый критерий оценивается баллами:
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона
Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...
Комплексная программа Музыкально-театральной студии «Овация» - «Кладовая радости»
Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитател...
Методическая разработка "Рабочая пргорамма кружка "Театральная студия"
Программа рассчитана на 34 ч. Аудитория: 5-7 классы. В составленной программе кружка «Театральная студия» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного резуль...
программа детской театральной студии "Лучики" в ДОУ
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в рабо...
Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...
Рабочая программа руководителя театрально - игровой студии «Фантазия»
В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкально-театральной деятельности как одного из видов продуктивной деятельност...
Рабочая программа для театральной студии (2 года обучения)
Рабочая программа может быть использована руководителями театральной студии. Программа рассчитана на 2 года обучения...