Рабочая программа "Бисероплетение", 1 и 2 года обучения 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему

Куцулина Елена Владимировна

Рабочая программа  "Бисероплетение"  (возраст учащизхся 8 - 13 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._programma_biser_2017.doc486 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Рассмотрена

на педагогическом совете

Протокол   № _____от__________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ № 152

_________________Р.Ю. Клименко

Приказ №_______от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Бисероплетение»

Направленность ___Художественная____

Срок реализации по программе   2   года

Года обучения/ количество часов по программе ___1/ 144___ 2/144_

Возраст обучающихся     8 – 13 лет

Разработчик: Куцулина Елена Владимировна

                                    педагог дополнительного образования

2017- 2018 учебный год

Цель программы - формирование и развитие творческих способностей учащихся через обучение основам бисероплетения.

Год обучения

Задачи

Ожидаемые результаты

1-й

Обучающие

  • Дать основные знаний по истории и развитию бисероплетения;
  • дать систему знаний по композиции, цветоведению и материаловедению в декоративно прикладном творчестве в рамках плетения из бисера;
  • обучать навыкам и умению работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила охраны труда;
  • обучить навыкам чтения схем по бисероплетения, техникам плетения из бисера на проволоке (плоское параллельное плетение, игольчатое, плетение дугами, Бонсай из бисера), леске и нити (плетения из бисера в одну нить: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.;
  • сформировать навыки творческой проектной деятельности, познакомить с этапами проектирования, разработки и реализации индивидуального творческого проекта в технике бисероплетения.

Развивающие

  • Развивать образное мышление, воображение;
  • формировать эстетический и художественного вкус; 
  • сформировать навыки планирования и прогнозирования результатов собственной деятельности;
  • развивать умения работать самостоятельно и в коллективе;
  • развить интерес к творческой и проектной деятельности в декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные

  • Воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества, личной ответственности;
  • воспитывать усидчивости, внимательность, терпения, старательности, трудолюбия, упорство в достижении цели;
  • воспитыватт умения общаться со сверстниками, чувство коллективизма и взаимовыручки.
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные:

  • знать правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях, подготовки и уборки рабочего места;
  • знать и уметь применять различные виды материалов, инструментов, безопасные приемы работы с ними;
  • знать специальную терминологию (“бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.);
  • понимать основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера), композиции (“ритм”, “симметрия”);
  • знать начальные сведения из истории развития бисероплетения;
  • освоить и уметь применять технику низания на проволоку: “плоское параллельное плетение”, игольчатое, плетение дугами, приемы плетения Бонсай из бисера; основные приемы плетения из бисера в одну нить: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.
  • самостоятельно читать схемы и изготавливать (по образцу, схеме) простые изделия: игрушку, фигурки, цветы, деревья (бонсай), браслет, ожерелье, брошь, брелок;
  • знать  этапы проектирования;
  • проектировать, разрабатывать и выполнять индивидуальный творческий проект в технике бисероплетения под руководством педагога.

Метапредметные:

  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на схему;
  • ставить учебную цель и определять задачи занятия;
  • осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания изделий;
  • строить алгоритм   действия, на основе имеющегося знания об изделии;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при создании изделий из бисера и реализации творческих проектов;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельностью;
  • понимать особенности проектной деятельности,  осуществлять  под руководством педагога осуществлять  элементарную  проектную  деятельность индивидуально

Личностные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение
  • осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; 
  • умение самоконтроля, самооценки;
  • дисциплинированность, старательность, внимательность, трудолюбие и упорство  в  достижении поставленных целей.

2-й

Обучающие

  • Дать дополнительные знания по истории и развитию бисероплетения в России;
  • расширить знания по композиции, декоративно прикладном творчестве в рамках плетения из бисера;
  • отрабанивать навыки и умения работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила охраны труда;
  • обучить составления схем по бисероплетения, техникам плетения из бисера на проволоке (объемное параллельное плетение, леске и нити (“мозаичное”, “кирпичный стежок” , полотно в крестик, жгуты и др; приемы ткачества из бисера, оплетения пасхального яйца);
  • дать знания о классификации проектов, планированию и распределению сфер деятельности при реализации коллектного творческого проекта;
  • способствовать развитию навыков исследовательской деятельнсоти при реализации проекта, оформления проектной документации:
  • сформировать навыки проектирования разработки и реализации коллективного творческого проекта под руководством педагога.

Развивающие

  • Развивать образное мышление, воображение;
  • формировать эстетический и художественного вкус; 
  • сформировать навыки планирования и прогнозирования результатов собственной деятельности, умения работать самостоятельно и в коллективе;
  • развить интерес к творческой и проектной деятельности в декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные

  • Воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества, личной ответственности;
  • воспитывать усидчивости, внимательность, терпения, старательности, трудолюбия, упорство в достижении цели;
  • воспитывать умения общаться со сверстниками, чувство коллективизма и взаимовыручки.
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные:

  • соблюдать правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях, подготовки и уборки рабочего места;
  • применять различные виды материалов, инструментов, безопасные приемы работы с ними (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые – “станок”);
  • расширить знания в специальной терминологии по композиции («орнамент», «ритмический ряд», «раппорт»),  составить рисунок и продумать композицию изделия;
  • знать дополнительные сведения из истории развития бисероплетения в России;
  • технологические этапы изготовления изделий из бисера (объемное параллельное плетение, приёмы плетения на нити (леске):“мозаичное”, “кирпичный стежок” , полотно в крестик, жгуты и др; приемы ткачества из бисера, оплетения пасхального яйца)
  • изготавливать объемные миниатюры, браслет, закладка для книги, пояс, гардан, чехол, сумочка пасхальное яйцо в изученных техниках;
  • самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам;
  • знать классификацию проектов, этапы планирования и распределения сфер деятельности при реализации коллективного проекта, осуществлять исследовательскую часть проекта, оформлять проектную документацию.
  • проектировать, разрабатывать и выполнять коллективный творческий проект в технике бисероплетения под руководством педагога.

Метапредметные:

  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу);
  • ставить учебную цель и определять задачи занятия;
  • осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания изделий;
  • строить алгоритм   действия, на основе имеющегося знания об изделии;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при создании изделий из бисера и реализации творческих проектов;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельностью;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять  под руководством педагога осуществлять  коллективную  проектную  деятельность.

Личностные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение
  • осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; 
  • умение самоконтроля, самооценки;
  • дисциплинированность, старательность, внимательность, трудолюбие и упорство  в  достижении поставленных целей.

Год обучения

Особенности года обучения

Режим занятий

1-й

Обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки, происходит ознакомление учеников с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; изучение основных методов и  техник работы с бисером; формирование основных навыков работы; определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных особенностей  и развития их творческих способностей, ознакомление основ проектной деятельности. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

2 раза в неделю

по 2 часа

2-й

Совершенствование навыков бисероплетения, проектной деятельности, полученных на первом году обучения. Дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы и умений работать в коллективе при реализации коллективного творческого проекта.

2 раза в неделю

по 2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 год обучения)

Дата

Разделы дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Темы занятий

Кол-во часов

план

факт

всего

теория

практика

11.09

1.Введение.

Вводное занятие. Правила охраны труда на занятиях.

Викторина «Главные правила успешной работы».

2

1

1

14.09

3. Бисерная азбука. 

Общие сведения о бисере.

Практическая работа. «Сортировка бисера по цвету и размеру».

2

1

1

18.09

3. Бисерная азбука.

Основы цветоведения .

Изготовление цветового круга.

2

1

1

21.09

3. Бисерная азбука.

Яркость, цвет, тон, насыщенность, контраст. Композиция декоративного произведения.

Панно «Контраст» (аппликация из бисера и бусин)

2

1

1

25.09

2. История бисера и его использование

3. Бисерная азбука.

История появления бисера. Разнообразие изделий из бисера.

Составление композиций из пуговиц, бусин, паеток, шнура.

2

1

1

28.05.

4. Плоское плетение на проволоке.

Основные приемы плетения (параллельное, петельное).

Фигурки в технике параллельного и петельного плетения (бабочка, оса).

2

1

1

02.10

4. Плоское плетение на проволоке.

Фигурки в технике параллельного и петельного плетения (зайчик, мышка).

2

-

2

05.10

4. Плоское плетение на проволоке.

Фигурки в технике параллельного и петельного плетения (рыбки).

2

-

2

09.10

4. Плоское плетение на проволоке.

Основные приемы плетения (игольчатое)

Фигурки в технике параллельного, петельного и игольчатого плетения (паук, божья коровка).

2

1

1

12.10

4. Плоское плетение на проволоке.

Цветы в технике параллельного, петельного и игольчатого плетения (ромашка, одуванчик).

2

-

2

16.10

4. Плоское плетение на проволоке.

Фигурки в технике параллельного, петельного и игольчатого плетения (транспорт).

2

-

2

19.10

4. Плоское плетение на проволоке.

Фигурки в технике параллельного, петельного и игольчатого плетения (зоопарк).

2

-

2

23

4. Плоское плетение на проволоке.

Способы закрепления и наращивания проволоки.

Сувенир из бисера, стекляруса, бусин в технике параллельного, петельного и игольчатого плетения.

2

1

1

26

4. Плоское плетение на проволоке

Сувенир из бисера, стекляруса, бусин в технике параллельного, петельного и игольчатого плетения.

2

-

2

30

4. Плоское плетение на проволоке

Основные приемы плетения (низание дугами - французское).

Цветы в технике французского плетения (лепестки).

2

1

1

2.11.

2.История бисера и его использование.

Посещение выставки детского творчества.

2

-

2

6

4. Плоское плетение на проволоке

Основные приемы плетения (низание дугами - французское).

Цветы в технике французского плетения (листья).

2

1

1

9

4. Плоское плетение на проволоке

Фантазийный цветок в технике французского плетения.

2

-

2

13

4. Плоское плетение на проволоке

Фантазийный цветок в технике французского плетения.

2

-

2

16

4. Плоское плетение на проволоке

Способы и правила оформления работ для выставки.

Творческая зачетная работа с использованием изученных приемов.

2

1

1

20

4. Плоское плетение на проволоке

Творческая зачетная работа с использованием изученных приемов.

2

-

2

23

4. Плоское плетение на проволоке

Творческая зачетная работа с использованием изученных приемов.

2

-

2

27

4. Плоское плетение на проволоке

Оформление творческих работ для выставки.

2

-

2

30.11

5. Бонсаи из бисера.

Понятие и история «бонсай». Приёмы плетения, используемые для изготовления бисерных бонсай.

Выполнение отдельных элементов бонсай приемами петельного и игольчатого плетения.

2

1

1

4

5. Бонсаи из бисера.

Выполнение отдельных элементов бонсай приемами петельного и игольчатого плетения.

2

-

2

7

5. Бонсаи из бисера.

Приёмы плетения, используемые для изготовления бисерных бонсай.

Выполнение отдельных элементов бонсай приемами параллельного плетения.

2

0,5

1,5

11

5. Бонсаи из бисера.

Выполнение отдельных элементов бонсай приемами параллельного плетения.

2

-

14

5. Бонсаи из бисера.

Приёмы плетения, используемые для изготовления бисерных бонсай.

Выполнение отдельных элементов бонсай приемом низания дугами.

2

0,5

2

18

5. Бонсаи из бисера.

Выполнение отдельных элементов бонсай приемом низания дугами.

2

-

1,5

21

5. Бонсаи из бисера.

Комбинирование приемов.

Выполнение элементов бонсай с использованием комбинирования приемов.

2

0,5

2

25

5. Бонсаи из бисера.

Выполнение элементов бонсай с использованием комбинирования приемов.

2

-

1,5

28

5. Бонсаи из бисера.

Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Изготовление бонсай по схеме.

2

0,5

2

8.01

5. Бонсаи из бисера.

Изготовление бонсай по схеме.

2

-

2

11.01

5. Бонсаи из бисера.

Изготовление бонсай по схеме.

2

-

2

15

5. Бонсаи из бисера.

Материалы и способы крепления изделий «бонсай», оформление готового изделия.

Изготовление бонсай по схеме. Крепление изделия одним из способов. Оформление изделия.

2

1

1

18

5. Бонсаи из бисера.

Использование бонсай для оформления интерьера.

Изготовление зачетной творческой работы по разделу «Бонсай».

2

1

1

22

5. Бонсаи из бисера.

Изготовление зачетной творческой работы по разделу «Бонсай».

2

-

2

25

5. Бонсаи из бисера.

Изготовление зачетной творческой работы по разделу «Бонсай». Крепление, оформление изделия.

2

-

2

29

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: простая цепочка.

Упражнения по выполнению простой цепочки.

2

0,5

1,5

1.02

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка с бусинками.

Упражнения по выполнению цепочки с бусинками.

2

0,5

1,5

5

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка с бугорками.

Упражнения по выполнению цепочки с бугорками.

2

0,5

1,5

8

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка с петельками.

Упражнения по выполнению цепочки с петельками.

2

0,5

1,5

12

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка “зигзаг”.

Упражнения по выполнению цепочки “зигзаг”.

2

0,5

1,5

15

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка “змейка”.

Упражнения по выполнению цепочки “змейка”.

2

0,5

1,5

19

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка цветком из шести лепестков.

Упражнения по выполнению цепочки цветком из шести лепестков.

2

0,5

1,5

22

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка цветком из восьми лепестков.

Упражнения по выполнению цепочки цветком из восьми лепестков.

2

0,5

1,5

26

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка «восьмёрки».

Упражнения по выполнению цепочки «восьмёрки».

2

0,5

1,5

1.03

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка «ромбы».

Упражнения по выполнению цепочки «ромбы».

2

0,5

1,5

5

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка “мозаика”.

Упражнения по выполнению цепочки “мозаика”.

2

0,5

1,5

8

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Основные приема низания бисера в одну нить: цепочка “фонарики”.

Упражнения по выполнению цепочки “фонарики”.

2

0,5

1,5

12

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Низание из бисера в две нити: цепочка “в крестик”, “колечки”.

Упражнения по выполнению цепочки “в крестик”,

2

0,5

1,5

15

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Способы плоского соединения цепочек «в крестик».

Упражнения по выполнению соединения цепочек «в крестик.»

2

0,5

1,5

19

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Низание из бисера в две нити: цепочка “колечки”.

Упражнения по выполнению цепочки “колечки”.

2

0,5

1,5

22

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Подвески бахрома (простая, спиральная), их назначение и последовательность выполнения.

Упражнения по выполнению подвесок бахрома (простая и спиральная) и их подплетению к цепочкам.

2

0,5

1,5

26

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Подвески “веточки”, “кораллы”, их назначение и последовательность выполнения.

Упражнения по выполнению подвесок “веточки”, “кораллы и их подплетению к цепочкам

2

0,5

1,5

29

2.История бисера и его использование.

Посещение выставки декоративно-прикладного творчества.

2

-

2

2.04

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Схемы изделий, условные обозначения, правила составления схем Условные обозначения на схеме. Зарисовка эскизов, чтение схем к зачетной творческой работе.

2

0,5

1,5

5

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Зачетная творческая работа (браслет, шейное украшение или брелок).

2

-

2

9

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Способы закрепления и наращивание лески. Виды застёжек и способы их крепления.

Выполнение наращивания лески (нити), прикрепление застежки.

2

1

1

12

6.Основные приемы плетения на леске (нити).

Зачетная творческая работа (браслет, шейное украшение или брелок).

2

-

2

16

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Этапы творческого проекта. Поисковый этап творческого проекта.

Поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта; выбор оптимального варианта проектного изделия;

2

1

1

19

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Конструкторский этап творческого проекта.

Выбор технологии изготовления; разработка (подбор) эскиза, конструкции, схемы изделия;

2

1

1

23

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Технологический этап творческого проекта.

Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2

1

1

26

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Выполнение проектного изделия с использованием изученных приемов.

2

-

2

30

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Выполнение проектного изделия с использованием изученных приемов.

2

-

2

03.05

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Выполнение проектного изделия с использованием изученных приемов.

2

-

2

7

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Паспорт проекта.

Оформление паспорта проекта.

2

1

1

10

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Аналитический этап творческого проекта.

Анализ результатов выполнения проекта, исправление недочетов в проектом изделии.

2

1

1

14

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Заключительный этап творческого проекта.

Подготовка презентации выполненной проектной работы.

2

1

1

17

7.Творческий проект «Изделие из бисера».

Презентация (защита) творческого проекта.

2

-

2

21

8.Итоговое занятие.

Организация и оформление выставки лучших работ и творческих проектов учащихся.

2

-

2

24.05

8.Итоговое занятие.

Оформление выставки лучших работ и творческих проектов учащихся.

2

-

2

ИТОГО

144

44

100

Содержание (1 год обучения)

  1. Введение.

Теория.  Цель, содержание и режим занятий. Материалы и инструменты  необходимые для бисероплетения. Инструктаж по охране труда.  Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.

Практика.  Игра на знакомство. Викторина по правилам охраны труда. 

  1. Бисерная азбука. 

Теория. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Основы цветоведения (цветовой круг, теплые, холодные тона; основные и составные цвета). Яркость, цвет, тон, насыщенность, цветовой контраст. Композиция декоративного произведения (статичная, динамичная).

Практика.  Практическая работа «Сортировка бисера по цвету и размеру». Изготовление цветовой круга. Создание аппликаций из бисера, бусин, стекляруса. Составление композиций из пуговиц, паеток, бусин, щнура и др.декоративных материалов. Демонстрация творческих работ.

  1. История бисера и его использование.

Теория. История возникновения стекла и изготовления бисера. Разнообразие изделий из бисера. Бижутерия и аксессуары из бисера. Использование в интерьере изделий из бисера: игрушек, декоративных элементов, панно, цветов. Книги и журналов по бисероплетению. Кроссворд.

Практика. Посещение выставок детского творчества, выставок народных мастеров, художников-декораторов.

  1. Плоское плетение на проволоке. 

Теория. Основные приемы плетения. Параллельное, игольчатое, петельное плетение, низание дугами (французское). Плетение с использованием схем. Условные обозначения на схемах. Способы закрепления и наращивания проволоки. Способы и правила оформления работ для выставки.

Практика. Плетение фигурок (животные, насекомые, предметы быта, транспорт и т.п.) из бисера, бусин. Изготовление миниатюр, сувениров, цветов из бисера, бусин, стекляруса. Оформление работ (утюжение ткани для фона, оформление в рамку, пришивание леской готовых поделок из бисера к фону). Выставка творческих работ.

  1. Бонсаи из бисера.

Теория.  Понятие и история  «бонсай». Приёмы плетения, используемые для изготовления бисерных бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетения, низание дугами. Комбинирование приёмов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Использование бонсай для оформления интерьера. Материалы и способы крепления изделий «бонсай» ( в вазах, горшках, на подставках), оформление готовогок изделия.

Практика. Выполнение отдельных элементов бонсай различными приемами (параллельное, петельное, игольчатое плетения, низание дугами). Выполнение бонсай используя комбинирование приемов. Изготовление бонсай по схеме. Сборка и крепление бонсай одним из способов, оформление изделия. Изготовление зачетной творческой работы по разделу «Бонсай».

  1. Основные приемы плетения на леске (нити).

Теория. Основные приема низания бисера в одну нить: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки, “восьмёрки”, ромбы, “мозаика”, “фонарики”. Низание из бисера в две нити: цепочка “в крестик”, “колечки”. Способы плоского соединения цепочек “в крестик. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Назначение и последовательность выполнения. Схемы изделий, условные обозначения, правила составления схем Условные обозначения на схеме. Способы закрепления и наращивание лески. Виды застёжек и способы их крепления.

Практика. Упражнения по выполнению основных приемов низания из бисера в одну и две нити, подвесок и их подплетению к цепочкам, плоского соединения цепочек «в крестик», наращивания лески (нити). Прикрепление застежки. Зарисовка эскизов, чтение схем. Изготовление зачетной творческой работы по теме (браслет, шейное украшение, брошь, или брелок по схеме на выбор учащегося).

  1. Творческий проект.

Теория. Этапы творческого проекта: поисковый, конструкторский, технологический, аналитический, заключительный. Паспорт проекта. Требования к защите проекта.

Практика. Разработка и реализация творческого проекта по бисероплетению поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта; выбор оптимального варианта проектного изделия; выбор технологии изготовления; разработка (подбор) эскиза, конструкции, схемы изделия; составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых  материалов, инструмента и оборудования, выполнение изделия с использованием изученных приемов; оформление паспорта проекта (сбор, изучение и обработка информации по теме проекта); анализ результатов выполнения проекта, исправление недочетов; подготовка и проведение презентации (защиты) выполненной проектной работы.

  1. Итоговое занятие 

Практика. Организация и оформление выставки лучших работ и творческих проектов учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 год обучения)

Дата

Разделы дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Темы занятий

Кол-во часов

план

факт

всего

теория

практика

4.09

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой 2-го года обучения. Инструктаж по охране труда.

Подготовка материалов и инструментов.

2

1

1

7.09

2.Бисерная азбука

Орнамент: основные понятия.

Составление коллажа «Орнамент» из пуговиц, паеток, бусин, тесьмы, лент.

2

1

1

11.09

2.Бисерная азбука

Орнамент в народном творчестве, в изделиях из бисера. Составление и зарисовка орнаментов. 

2

1

1

14.09

3.История бисера и его использование.

Развитие производства бисера в России. Возрождение народного творчества в 20 – 21 веке.

Викторина «История бисероплетения».

2

1

1

18.09

3.История бисера и его использование.

Бисер в народном костюме. Женские традиционные украшения из бисера.

Создание эскизов женских украшений из бисера.

2

1

1

21.09

4. Объёмное плетение на проволоке.

Особенности и условные обозначения на схемах объемных изделий из бисера.

Разбор и зарисовка схем объемных изделий.

2

1

1

25.09

4. Объёмное плетение на проволоке.

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок.

Изготовление игрушек (животных) на проволоке в технике объёмного параллельного плетения

2

1

1

28.05.

4. Объёмное плетение на проволоке.

Последовательность выполнения объемного изделия из бисера.

Изготовление игрушек (животных) на проволоке в технике объёмного параллельного плетения.

2

1

1

02.10

4. Объёмное плетение на проволоке.

Изготовление игрушек (насекомые) на проволоке в технике объёмного параллельного, петельного и игольчатого плетения.

2

-

2

05.10

4. Объёмное плетение на проволоке.

Изготовление игрушек (насекомые) на проволоке в технике объёмного параллельного, петельного и игольчатого плетения.

2

-

2

09.10

4. Объёмное плетение на проволоке.

Техника двойного соединения.

Изготовление объемных игрушек (героев сказок и мультфильмов) на проволоке.

2

0,5

1,5

12.10

4. Объёмное плетение на проволоке.

Изготовление объемных игрушек (героев сказок и мультфильмов) на проволоке.

2

-

2

16.10

4. Объёмное плетение на проволоке.

Изготовление объемных игрушек (героев сказок и мультфильмов) на проволоке.

2

-

2

19.10

4. Объёмное плетение на проволоке.

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.

2

-

2

23

4. Объёмное плетение на проволоке.

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.

2

-

2

26

4. Объёмное плетение на проволоке.

Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.

2

-

2

30

4. Объёмное плетение на проволоке.

Цветовое и композиционное решение при составлении композиций из объемных миниатюр из бисера.

Составление композиции из готовых миниатюр.

2

0,5

1,5

2.11.

2.История бисера и его использование.

Посещение выставки детского творчества.

2

-

2

6

4. Объёмное плетение на проволоке.

Зачетная творческая работа по разделу «Объёмное плетение на проволоке».

2

-

2

9

4. Объёмное плетение на проволоке.

Зачетная творческая работа по разделу «Объёмное плетение на проволоке».

2

-

2

13

5.Плетение на леске (нити).  

Техника «кирпичный стежок»

Упражнения на освоение приёмов техники «кирпичного стежка».

2

0,5

1,5

16

5.Плетение на леске (нити).  

Техника полотно «в крестик»

Упражнения на освоение приёмов техники полотно «в крестик».

2

0,5

1,5

20

5.Плетение на леске (нити).  

Жгут «мозаика».

Разбор схемы и упражнения на выполнение жгута «мозаика».

2

0,5

1,5

23

5.Плетение на леске (нити).  

Жгут «спираль».

Разбор схемы и упражнения на выполнение жгута «спираль».

2

0,5

1,5

27

5.Плетение на леске (нити).  

Шнур квадратного сечения.

Разбор схемы и упражнения на выполнение шнура квадратного сечения.

2

0,5

1,5

30.11

5.Плетение на леске (нити).  

Ажурный жгут.

Разбор схемы и упражнения на выполнение ажурного жгута.

2

0,5

1,5

4

5.Плетение на леске (нити).  

Украшение плотного жгута цветочками.

Упражнения на выполнение украшений плотного жгута  цветочками.

2

0,5

1,5

7

5.Плетение на леске (нити).  

Украшение плотного жгута бахромой.

Упражнения на выполнение украшений плотного жгута  бахромой.

2

0,5

1,5

11

5.Плетение на леске (нити).  

Украшение плотного жгута воланом.

Упражнения на выполнение украшений плотного жгута воланом.

2

0,5

1,5

14

5.Плетение на леске (нити).  

Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

Изготовление объёмных шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах

2

0,5

1,5

18

5.Плетение на леске (нити).  

Изготовление объёмных шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах

2

-

2

21

5.Плетение на леске (нити).  

Творческая зачетная работа в одной из техник.

2

-

2

25

5.Плетение на леске (нити).  

Творческая зачетная работа в одной из техник.

2

-

2

28

6.Ткачество из бисера.

Ручное ткачество бисером (техника прямого плетения бисером). Схемы и условные обозначения.

Подбор и составление схем для изделий в технике ручного ткачества. Упражнения на освоение приемов ручного ткачества.

2

1

1

8.01

6.Ткачество из бисера.

Изготовление изделия в технике ручного ткачества

2

-

2

11.01

6.Ткачество из бисера.

Изготовление изделия в технике ручного ткачества

2

-

2

15

6.Ткачество из бисера.

Станочное ткачество из бисера. Разнообразие станков для ткачества из бисера. Заправка основы, расчет и крепление нитей.

Изготовление простейшего станка для ткачества. Заправка основы.

2

1

1

18

6.Ткачество из бисера.

Техника и приемы выполнения станочного ткачества. Заделка и обновление нитей.

Выполнение упражнений в технике станочного ткачества.

2

1

1

22

6.Ткачество из бисера.

Выполнение упражнений в технике станочного ткачества.

2

-

2

25

6.Ткачество из бисера.

Плетение наружных уголков и внутренних скосов. Выполнение образцов наружного угла, внутреннего скоса.

2

0,5

1,5

29

6.Ткачество из бисера.

Плетение раздвоения в центре.

Выполнение образца раздвоения в центре.

2

0,5

1,5

1.02

6.Ткачество из бисера.

Боковые подвески (бахрома).

Выполнение образца боковых подвесок.

2

0,5

1,5

5

6.Ткачество из бисера.

Заделка нитей основы. Соединение концов украшений

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

2

0,5

1,5

8

6.Ткачество из бисера.

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

2

-

2

12

6.Ткачество из бисера.

Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества.

2

-

2

15

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц (ткачество, мозаика, кирпичный стежок) Выполнение упражнений на освоение приёмов ткачество, мозаика, кирпичный стежок

2

1

1

19

3.История бисера и его использование.

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Бисерные пасхальные яйца – история появления и популярность в наше время.

Выполнение упражнений на освоение приёмов ткачество, мозаика, кирпичный стежок

2

1

1

22

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц (полотно “в крестик”, “полоски”)

Выполнение упражнений на освоение приёмов полотно “в крестик”, “полоски”

2

1

1

26

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёмов полотно “в крестик”, “полоски”

2

-

2

1.03

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц (ажурное плетение, “колечки”).

Выполнение упражнений на освоение приёмов ажурное плетение, “колечки”

2

1

1

5

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Выполнение упражнений на освоение приёмов ажурное плетение, “колечки”

2

-

2

8

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Виды основы для пасхального яйца из бисера. Выбор бисера. Цветовое решение.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: подготовка основы, выбор техники

2

1

1

12

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: зарисовка схем, расчёт плотности плетения

2

1

1

15

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Способы и особенности оплетения центральной части, тупого и острого концов яйца.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.

2

1

1

19

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.

2

-

2

22

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Изготовление пасхального яйца в одной из техник: оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.

2

-

2

26

7.Пасхальное яйцо из бисера.

Плетение объёмных украшений для пасхального яйца. Украшение пасхального яйца.

2

-

2

29

2.История бисера и его использование.

Посещение выставки декоративно-прикладного творчества.

2

-

2

2.04

8.Творческий проект

Классификация проектов. Коллективный проект.

Поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта.

2

1

1

5

8.Творческий проект

Планирование и распределение сфер деятельности при реализации коллективного проекта.

Составление плана и распределение ответственных за этапы реализации проекта.

2

1

1

9

8.Творческий проект

Исследовательская часть проекта.

Проведение исследования (поиск информации) по теме проекта.

2

1

1

12

8.Творческий проект

Выбор оптимального варианта проектного изделия; выбор технологии изготовления; разработка (подбор) эскиза, конструкции, схемы изделия;

2

-

2

16

8.Творческий проект

Проектная документация.

Оформление проектной папки.

2

1

1

19

8.Творческий проект

Экологическое и экономическое обоснование проекта.

Оформление проектной папки. Выполнение экологического обоснования, экономического расчета.

2

1

1

23

8.Творческий проект

Практическая реализации проекта: подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования, опробация технологии изготовления.

2

-

2

26

8.Творческий проект

Практическая реализации проекта: выполнение проектного изделия.

2

-

2

30

8.Творческий проект

Практическая реализации проекта: выполнение проектного изделия.

2

-

2

03.05

8.Творческий проект

Практическая реализации проекта: выполнение проектного изделия.

2

-

2

7

8.Творческий проект

Оформление проектной папки.

2

-

2

10

8.Творческий проект

Анализ результатов выполнения проекта; исправление недочетов.

2

-

2

14

8.Творческий проект

Требования к презентации коллективного творческого проекта.

Подготовка к презентации коллективного творческого проекта.

2

1

1

17

9.Итоговое занятие.

Презентация коллективного творческого проекта

2

-

2

ИТОГО

Содержание (2 год обучения)

  1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой на второй год обучения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда.

Практика. Подготовка материалов и инструментов. Сортировка проволоки, лески, бусин, бисера по размеру, цветам.

  1. Бисерная азбука

Теория.. Понятия «орнамент», «ритмический ряд», «раппорт». Геометрические, растительные, животные, антропоморфные (изображение людей) орнаменты. Орнамент в народном творчестве, в изделиях из бисера

Практика. Составление и зарисовка орнаментов. Составление коллажа «Орнамент» из пуговиц, паеток, бусин, тесьмы, лент.

  1. История бисера и его использование.

Теория. Развитие производства бисера в России, роль М.В.Ломоносова в развитии отечественного стеклоделия. Бисер в народном костюме. Женские традиционные украшения из бисера. Возрождение народного творчества в 20 – 21 веке. Бисерные пасхальные яйца – история появления и популярность в наше время.

Практика. Викторина «История бисероплетения». Создание эскизов женских украшений из бисера. Посещение музеев, выставок детского творчества, выставок народных мастеров, художников-декораторов.

  1. Объёмное плетение на проволоке.

Теория. Особенности и условные обозначения на схемах объемных изделий из бисера Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение.. Последовательность выполнения объемного изделия из бисера. Техника двойного соединения. Цветовое и композиционное решение при составлении композиций из объемных миниатюр из бисера.

Практика. Разбор и зарисовка схем. Изготовление объёмных игрушек (животных, насекомых, героев сказок, мультфильмов) на проволоке в технике объёмного параллельного плетения. Выбор материалов. Сборка и оформление игрушек. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Составление композиции из готовых миниатюр. Зачетная творческая работа по разделу «Объёмное плетение на проволоке».

  1. Плетение на леске (нити).  

Теория.  Техники «кирпичный стежок», полотно «в крестик».  Жгуты: жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута цветочками, бахромой, воланом. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления, анализ схем.

Практика. Упражнения на освоение приёмов бисероплетения - «кирпичного стежка», полотна «в крестик», жгутов (жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Упражнения на выполнение украшений плотного жгута  цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Разбор схем. Творческая зачетная работа в одной из техник.

  1. Ткачество из бисера.

Теория. Ручное ткачество бисером (техника прямого плетения бисером) Схемы и условные обозначения. Станочное ткачество из бисера. Разнообразие станков для ткачества из бисера. Заправка основы, расчет и крепление нитей. Техника и приемы выполнения станочного ткачества. Заделка и обновление нитей. Плетение наружных уголков и внутренних скосов. Плетение раздвоения в центре. Боковые подвески (бахрома). Заделка нитей основы. Соединение концов украшений.

Практика. Упражнения на освоение приемов ручного ткачества. Подбор и составление схем для изделий в технике ручного ткачества. Изготовление изделия в технике ручного ткачества (браслет, закладка для книги, пояс). Изготовление простейшего станка для ткачества. Заправка основы. Выполнение упражнений в технике станочного ткачества. Выполнение образцов наружного угла, внутреннего скоса, раздвоения в центре, боковых подвесок. Изготовление зачетного изделия в технике станочного ткачества (браслет, закладка для книги, пояс, гардан, чехол, сумочка и т.д.)

  1. Пасхальное яйцо из бисера.

Теория.  Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц:  ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Выбор бисера. Цветовое решение. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой. Способы и особенности оплетения центральной части, тупого и острого концов яйца.

Практика. Упражнения на освоение приёмов бисероплетения для оплетения яиц (ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”). Изготовление пасхального яйца в одной из техник: подготовка основы, выбор техники, составление орнамента, зарисовка схем, расчёт плотности плетения, оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений для пасхального яйца. Украшение пасхального яйца.

  1. Коллективный творческий проект .

Теория. Классификация проектов. Коллективный проект. Планирование и распределение сфер деятельности при реализации коллективного проекта. Исследовательская часть проекта. Проектная документация. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Требования к презентации коллективного творческого проекта.

Практика. Разработка и реализация коллективного творческого проекта. Поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта; составление плана и распределение ответственных за этапы реализации проекта; исследование (поиск информации в книгах, журналах, тематических папках) по теме проекта; выбор оптимального варианта проектного изделия; выбор технологии изготовления; разработка (подбор) эскиза, конструкции, схемы изделия; практическая реализация проекта: подбор необходимых  материалов, инструмента и оборудования, опробация технологии изготовления выполнение изделия с использованием изученных приемов; оформление проектной папки (сбор, изучение и обработка информации по теме проекта); экологическое обоснование, экономический расчет,  анализ результатов выполнения проекта; исправление недочетов; подготовка презентации коллективного творческого  проекта.

  1. Итоговое занятие.

Практика. Презентация коллективного творческого проекта. (Выставка. Фестиваль идей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2017-2018 учебный год

Программа составлена к учебнику Т.Ф.Курдюмовой 6 класс 105 часов...

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс (6 год обучения) 2017 - 2018

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Рабочая программа первого года обучения "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа первого года обучения в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа второго года обучения "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа второго года обучения в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочие программы по химии на 2017-2018 учебный год

Рабочие программы учителя по учебному курсу "Химия" 8-11 классы. УМК Габриелян О.С.. 2 часа в неделю. 2017-2018 учебный год...