Рабочая программа по шахматам 1-го года обучения
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Абдрахманов Радик Сергеевич

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 1-го года обучения (0,5 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_shahmatam_1_god_obucheniya.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

Согласовано                                                                                                              Утверждено

Зам. директора  по УВР                                                                               приказом СОШ №3

________________                                                                          от ________2017 г. №_____

 «    » августа 2017  г.                                      

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Шахматы в школе»

для учащихся 10 – 11 классов

 1 год обучения

Учитель ____ Абдрахманов Радик Сергее6вич____

 

РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________

Протокол № __________________ «_ _» _августа_2017 г

Руководитель МО ___________________________________

ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета

Протокол № __________________ «_ _» _августа_2017 г

Пояснительная записка

 

«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам,

ибо они помогут в любой профессии»

Тигран Петросян

В настоящее время на первый план в обучении учащихся выдвигается развивающая функция, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных  занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,  формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
  • совместный приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 года № 1066/196 «Об утверждении концепции развития шахматного образования в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;
  • приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 года № 845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • совместный приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 июля 2016 года № 1145/210 «Об утверждении дорожной карты  по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление определенных целей.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • познакомить с историей шахмат;
  • дать учащимся теоретические знания по  шахматной  игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;
  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности.

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 классов первого года обучения. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 17 часов занятий в течение учебного года.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Обучение игре в шахматы выстроено на основе программы  факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования российской Федерации».

Содержание программы и методические рекомендации.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения учащиеся могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

I. Шахматная доска.

Развитие шахмат. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры.

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

III. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

IV. Ходы и взятие фигур. 

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

V. Цель шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С  ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

№ п\п

Дата проведения

Тема

Характеристика учебной деятельности учащихся

10А

10Б

11А

11Б

Раздел 1. Шахматная доска

Из истории возникновения и развития шахмат

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.  Чемпионы мира  по шахматам. Игровая практика.

Знакомство с шахматной доской

Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматной доски. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Расположение доски между партнерами. 

Раздел 2. Шахматные фигуры

Знакомство с шахматными фигурами.

Познакомиться с шахматными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. Изучение символов. Обозначение шахматных фигур.

Сравнительная характеристика и относительная ценность шахматных фигур

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

Раздел 3. Начальная расстановка фигур

Начальная расстановка фигур

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Запись начального положения.

Раздел 4. Ходы и взятие фигур

Знакомство с шахматной фигурой. Пешка. Пешка в игре.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь, ладья. Конь и Ладья в игре.

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура

Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура..

Знакомство с шахматной фигурой. Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Ладья против слона. Конь против ферзя, ладьи, слона

Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Пешка против ферзя, ладьи, слона

Дидактические задания и игры «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Ферзь против ладьи и слона. Король против других фигур

Дидактические задания и игры (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, ферзь против ферзя, король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки, сложные положения

Раздел 5. Цель шахматной партии

Шах. Рокировка

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Мат. Ничья, пат.

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий

Шахматная партия

Закрепление программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск « Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
  2. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  3. Демонстрационная магнитная шахматная доска.
  4. Набор магнитных шахматных фигур.
  5. Наборы шахмат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по предмету "Фортепианный ансамбль" (срок обучения 3-4 года)

Программа по ансамблю разработана в целях расширения музыкального кругозора, развития творческих способностей и формирования интересов к музыке у детей обучающихся на отделении фортепиано 3-4 года...

Рабочая программа по настольному теннису 3 года обучения

Рабочая программа по настольному теннису...

Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 1 года обучения возраст обучающихся: 9-10 лет

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...

Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 2 года обучения возраст обучающихся: 11-12 лет

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...

Рабочая программа "Бисероплетение", 1 и 2 года обучения 2017-2018 учебный год

Рабочая программа  "Бисероплетение"  (возраст учащизхся 8 - 13 лет)...

Рабочая программа для театральной студии (2 года обучения)

Рабочая программа может быть использована руководителями театральной студии. Программа рассчитана на 2 года обучения...