Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 2 года обучения возраст обучающихся: 11-12 лет
рабочая программа на тему
Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знания и умения вязания тамбуром, раскрываются и развиваются потенциальные творческие способности и эстетический вкус обучающихся на основе традиций народного художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimko_2.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Рабочая программа
«Вязание тамбуром»
для 2 года обучения
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Автор:
Климко Екатерина Владимировна
Педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Образовательной Программы МБОУ ДОД «ЦДТ»,
- Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вязание тамбуром»
- Учебного плана МБОУ ДОД «ЦДТ»
Педагогическая целесообразность: Развитие творческой инициативы, накопление навыков при работе с крючком, приобщение воспитанников к культуре и искусству народов.
Направленность программы «Вязание тамбуром» - художественная.
Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знания и умения вязания тамбуром, раскрываются и развиваются потенциальные творческие способности и эстетический вкус обучающихся на основе традиций народного художественного творчества.
Программа предусматривает обучение детей 11-12 лет.
Количество часов по программе 216, в неделю 6 часов
Цель: Совершенствование знаний, умений, навыков работы по схемам. Дать основы вязания тонкими нитями.
Задачи:
- Приобщать к истокам народных ремесел
- Закрепить умение вязания крючком.
- Познакомить с орнаментами хакасского народа.
- Научить технологии изготовления изделий из тонких нитей.
- Познакомить с технологией филейного, ирландского вязания.
- Научить технологии крахмаления изделий
- Изготовить зачетные работы
- Формировать культуру досуга.
В программе раскрываются следующие темы: Моя малая родина. Развивающие игрушки и сувениры. Вязание по кругу тонкими нитями. Салфетки – салфеточки. Филейные узоры. Кружевная кайма. Ирландское кружево. Ленточное кружево. Творческая лаборатория.
Понятия: Развивающие игрушки, филейное кружево, кружевная кайма, гипюр, прошва, ирландское кружево, ленточное кружево..
Материал в программе имеет блочное построение, количество часов на темы может меняться в зависимости от состава группы.
В соответствии с поставленными задачами программа предусматривает изготовление зачетных работ по каждой теме, а так же творческие проекты
При изучении курса осуществляются межпредметные связи: черчение, ИЗО, музыка, математика.
В работе применяются личностно-ориентированные и групповые технологии.
Применение игровой технологии дает возможность активно включить обучающегося в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.
Использование информационных технологий, позволяет интересно и продуктивно проводить занятия.
Применяемые разнообразные формы и методы обучения: беседа или рассказ, рисование или моделирование, фронтальные или индивидуальные задания способствуют эффективному образовательному процессу. Даже сложный материал дети усваивают быстрее и легче. Итог занятия проводится в форме игры, мини-конкурса, мини-выставки. Это позволяет детям оценить свои работы и стремиться к творческому, качественному выполнению изделий.
На втором году обучения применяется поисковый метод. Информационные источники по данному предмету дают возможность качественного освоения курса.
Для запоминания терминов, графических символов используется метод игры: графическое лото, кроссворды, викторины.
Результатом применения этих форм и методов обучения является развивающаяся личность ребенка, его моральное удовлетворение от своих успехов на этом поприще, а потом уже те грамоты и призы, которые получили дети за участие в выставках и конкурсах.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Моя малая родина | 8 | 2 | 6 |
3 | Развивающие игрушки и сувениры | 56 | 5 | 51 |
4 | Вязание по кругу тонкими нитями | 30 | 4 | 26 |
5 | Салфетки - салфеточки | 30 | 2 | 28 |
6 | Филейные узоры | 16 | 2 | 14 |
7 | Кружевная кайма | 10 | 1 | 9 |
8 | Ирландское кружево | 12 | 2 | 10 |
9 | Ленточное кружево | 12 | 2 | 10 |
10 | Творческая лаборатория | 38 | 4 | 34 |
11 | Итоговое занятие. Выставка | 2 | 2 | |
ИТОГО: (часов) | 216 | 28 | 188 |
Содержание учебно-тематического плана
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие 2 часа
Диагностика обучающихся на начало учебного года. Повторение пройденного материала и правил техники безопасности. Обсуждение плана работы на текущий год. Выбор актива творческого объединения.
Тема 2. Моя малая родина 8 часов
Теория 2 часа
Знакомство с орнаментами хакасского народа. Значение и технология вышивки орнаментов. Принципы стилизации орнаментов.
Практическая работа 6 часов
Стилизация орнамента, изготовление эскизов. Изготовление творческих работ по собственным эскизам.
Тема 3. Развивающие игрушки и сувениры 56 часов
Теория 5 часов
Роль игрушек в жизни человека. Правила изготовления развивающих игрушек. Подбор ниток и аксессуаров.
Практическая работа 51 час
Изготовление игрушек и сувениров: слинго-бусы, пальчиковые куклы, развивающие игрушки…
Тема 4. Вязание по кругу тонкими нитями 30 часов
Теория 4 час
Технология вязания тонкими нитями. Традиции празднования Нового года в разных странах
Практическая работа 26 часов
Работа по схемам и описаниям. Изготовление подстаканников. Изготовление Новогодних сувениров: снежинки, ангелочек из тонких ниток…
Тема 5. Салфетки – салфеточки 30 часов
Теория 2 часов
Технология вязания салфеток. Чтение графических схем. Рапорт. Пико. Способы крахмаления салфеток. Уход за вязаными изделиями.
Практическая работа 28 часов
Изготовление салфетки на выбор.
Тема 6. Филейные узоры 16 часов
Теория 2 часа
Правила, приемы вывязывания филейных узоров. Убавление и прибавление в филейных узорах. Использование схем для вышивки в филейном вязании.
Практическая работа 14 часов
Изготовление салфетки в технике филе.
Тема 7. Кружевная кайма 10 часов
Теория 2 часа
Виды кружевной каймы: продольная, поперечная, гипюрная. Правила изготовления и ухода за кружевной каймой.
Практическая работа 8 часов
Оформление носового платочка кружевной каймой (любым способом).
Тема 8. Ирландское кружево 12 часов
Теория 2 часа
Технология вязания ирландского кружева. Вязание на бурдоне. Элементы ирландского кружева. Способы соединения мотивов между собой. Сетка.
Практическая работа 10 часов
Изготовление изделия, на выбор.
Тема 9. Ленточное кружево 12 часов
Теория 2 часа
Правила изготовления ленточного кружева. Длина и ширина ленты. Способы соединения.
Практическая работа 10 часов
Изготовление изделия в технике – ленточное кружево.
Тема 10. Творческая лаборатория 38
Теория 4 часа
Закрепить ранее полученные знания. Работа с различными источниками. Закрепить умение работать по схемам и описаниям
Практическая работа 34 часа
Изготовление изделия из тонких нитей на выбор. Создание методических экспонатов.
Тема 11. Итоговое занятие. Выставка 2 часа
Подведение итогов. Обсуждение планов на будущий год
Взаимодействие с родителями в процессе реализации рабочей программы «Вязание тамбуром» 2 год об.
Оснавная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Дата | Тема раздела | Тема занятия | Цель | Формы взаимодействия с родителями |
02.09.2015 | Вводное занятие | Анкетирование родителей и детей | Помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее неизвестном свете. | Традиционная форма День открытых дверей |
11.11.2015 | Развивающие игрушки и сувениры | Способы декорирования вязаных изделий | Создание условий для творческой самореализации детей и родителей. | Творческая мастерская Мастер – класс проводит мама учащийся. Совместная творческая деятельность |
25.12.2015 | Салфетки – салфеточки. | Салфетки, обзор литературы | Эффективный способ привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству ребенка | Открытый урок |
07.03.2016 | Кружевная кайма | Мини выставка изделий. «Праздник мам» посвященный к 8 марта | Укрепление интереса к данному направлению деятельности, развивает чувство ответственности за происходящее не только у детей но и у взрослых. | Традиционная форма. Совместные праздники |
06.04.2016 | Творческая лаборатория | Разработка творческого изделия. | Повысить результативность творческой деятельности (опыт и мудрость родителей + оригинальность и нестандартность мышления детей) | Интерактивная форма. Совместная игровая деятельность |
Информационно-методическое обеспечение
- Наличие утвержденной программы
- Методические разработки
- Наглядные пособия образцы
- Технологические карты, набор схем
- КОЗ (конспекты опорных знаний)
- Электронный учебник
- Специальная литература (журналы, книги)
- Сценарии досуговых мероприятий
Материально-техническое обеспечение
- Учебный класс
- Настольные лампы
- Столы, стулья
- Нитки, крючки
- Ножницы, булавки, иголки
- Утюг
- Магнитофон
- Фотоаппарат, видеокамера
- ПК
- Доступ в Интернет
У обучающихся второго года обучения формируются следующие предметные компетенции:
ЗНАНИЯ:
- Знать технику безопасности при вязании тамбуром.
- Знать, последовательность выполнения сложного изделия.
- Знать правила подбора и сочетания узоров в соответствии с качеством нити.
- Знать правила выполнения тепловой обработки трикотажа, крахмаление салфеток.
- Знать особенности вязания по кругу тонкими нитями.
- Знать технологию вязания ирландского кружева.
- Знать технологию вязания филейных узоров.
- Знать особенности ленточного кружева.
- Знать виды каймы, значение слов: прошва, кайма.
УМЕНИЯ:
- Уметь самостоятельно работать по схемам и описаниям.
- Уметь обрабатывать срез ткани крючком.
- Уметь соединять мотивы между собой.
- Уметь работать по выкройке.
- Уметь использовать прием вязание на бурдоне.
- Уметь у бавлять и прибавлять в филейных узорах.
- Уметь украшать вязаное изделие.
- Уметь определять продольную и поперечную кайму, присоединять ее к ткани.
- Уметь рационально планировать свою работу.
- Уметь изготавливать ажурную салфетку сложной формы.
Также у обучающихся второго года обучения формируются универсальные учебные действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач.
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- построение логической цепи рассуждений.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- умение организовывать свою деятельность.
- умение сохранять заданную цель.
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- простейшие формы умения договариваться и находить общее решение.
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
- умение аргументировать свое предложение.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- умение сравнивать свои достижения вчера и сегодня.
- формирование моральной самооценки.
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной культурой через посещение выставок и др.
Организация контроля по программе 2 года обучения
Важным в осуществлении программы творческого объединения является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Вид контроля | Тема | Цель | Форма | Дата |
Входящий | Вводное занятие | Выявить ЗУН на начало года | Тестирование, письменный и устный опрос | Сентябрь, 2015 |
Промежуточный I полугодие | Моя малая родина. Развивающие игрушки и сувениры. Вязание по кругу тонкими нитями. | Оценка результативности освоения учащимися программы | Викторины, тестирование, письменный и устный опрос, зачетные работы по каждой теме Выстави | Декабрь, 2015 |
Промежуточный II полугодие | Салфетки-салфеточки. Филейные узоры. Кружевная кайма. Ирландское кружево Ленточное кружево. Творческая лаборатория. | Оценка результативности освоения учащимися программы | Тесты, карточки, письменные и устные опросы, зачетные работы по каждой теме Выставки | Май, 2016 |
С целью проверки теоретических знаний используются викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
В конце изучения каждой темы проводится мини-выставки, на которых отбираются работы для участия в городских, республиканских, всероссийских и международных выставках.
Список литературы для педагога.
1. Граф К., Кэсмайр Х. Вязаные скатерти. Стильные декоративные идеи, филейное кружево, связанное крючком. – Арт-Родник, 2010
2. Ди Фидио Д.К., Беллини В.С. Цветы. Вяжем крючком. – Контэнт, 2006
3. Жукова Т.Н. Магия крючка. – Феникс, 2006
4. Кейм С., Веркер К.П. Полная энциклопедия. Вязание крючком. – АСТ, Астрель, 2008
5. Клаверен Л.В. Обувь для самых маленьких: Волшебные узоры. – Контэнт, 2012
6. Кожина Л.Н. Вязание крючком. 100 лучших идей. – Астрель, 2011
7. Мхитарян Л. Кружевные аксессуары. – АСТ, Сталкер, 2007
8. Найт Э. Вязание. Энциклопедия узоров и орнаментов. 200 узоров. Все техники, цветные схемы и образцы. – АСТ, 2009
9. Офицерова С.В. Вязаные игрушки – АСТ-Пресс Книга, 2011
10. Семенова Л. Вязаные картины – Феникс, 2008
11. Смирнова Л. Вязание крючком. – АСТ, Харвест, 2007
12. Стэнфилд Л. 100 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – Арт-Родник, 2011
13. Устинович О., Беленькая Т., Чиченкова Т. Кружева из сундука. – АСТ, Харвест, Хэлтон, 2001
14. Францароли И. Вяжем цветы крючком: 20 оригинальных идей. – Контэнт, 2009
15. Хамбах Е. Вязаные цветы своими руками. – Мой мир, 2008
16. Чачула Р. Вязаные покрывала, пледы, одеяла. Уютные детали для вашего дома. – Харьков. Клуб семейного досуга, 2014
17. Шиделко С. Вязаные цветы и плоды. – Арт-Родник, 2007
18. Штрайнерт Г. Вязаные салфетки. Основы вязания, техники, модели. – Арт-Родник, 2010
Список литературы для учащихся.
1. Балашова м. Вязание крючком. 255 лучших образцов и узоров. – Харвест, 2010
2. Вайсс Р, Лайнхаузер Д. 100 проектов вязания крючком. – Мир книги, 2009
3. Граблевская Т., КайсароваЛ. Большая книга. Вязание крючком. – Арт-Родник, 2011
4. Диченскова А.М. Забавные вязаные игрушки. – Феникс, 2007
5. Ли Р. Вязаные шарфики и боа. – Ниола-Пресс, 2006
6. Мессент Д. Вяжем сказку. Спицы и крючок. – Ниола-Пресс, 2010
7. Михайлова Т.В. Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель.- Астрель, 2012
8. Онипко Ж.П. Узоры вяжем крючком. – Сталкер, АСТ, 2007
9. Паланова М.Г. Крючком и спицами для кухни и толовой: Прихватки, салфетки, грелки для чайников. – Феникс, 2006
10. Стенфилд Л. Первые уроки вязания. Крючок. – Ниола-Пресс, 2006
11. Тернер П. Как вязать крючком. – Ниола 21 век, 2005
12. Хуг В. Шапочки и аксессуары: Вяжем крючком. – Контент, 2013
13. Экман Э. Вязание крючком. Базовый источник. – Эксмо, 2008
14. Экснер Е. Цветы и фрукты круглый год. Вязание крючком. – Арт-Родник, 2005
Интернет-ресурсы
1. http://klubka.net/
3. http://www.livemaster.ru/
4. http://mirrukodeliy.blogspot.ru/
5. http://pautinka.3dn.ru/
6. http://uroki-vyazaniya.ru/
7. http://www.vyazanki.ru/
8. http://prjaga.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования «Умей владеть ракеткой» (на два года обучения, возраст обучающихся от 7 до 15 лет)
Цель программы:Совершенствование физического развития детей путем обучения игре в настольный теннис. Воспитание гармонично развитой культурной личности.Задачи программы:Развитие координации движ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...
П Л А Н – К О Н С П Е К Т открытого занятия «Ваза для мамы» в объединении «Мастерица» 2 года обучения возраст детей: 9 – 11 лет
Привить уважение и любовь к культуре нашего народа,его обрядов и традиций....
Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 1 года обучения возраст обучающихся: 9-10 лет
Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...
Конспект занятия студии «Гитара и Мы» Второго года обучения, возраст учащихся -15 лет Авторская программа. Раздел № 4
Тема занятия: Работа над техникой исполнения игры на инструменте. Занятие комплексного применения и закрепления знаний при игре на гитаре ансамблем. Разбор новой песени с модуляцией. Повторение п...
Конспект открытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии» (для детей первого года обучения, возраст 5-6 лет)
Конспектоткрытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии»(для детей первого года обучения, возраст 5-6 лет)...