Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 1 года обучения возраст обучающихся: 9-10 лет
рабочая программа на тему

Климко Екатерина Владимировна

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знания и умения вязания тамбуром, раскрываются и развиваются потенциальные творческие способности и эстетический вкус обучающихся на основе традиций народного художественного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimko_1.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                             дополнительного образования детей города Абакана

                                              «Центр детского творчества»

                                                     Рабочая программа

                                                  «Вязание тамбуром»

                                                   для 1 года обучения

                                            Возраст обучающихся:   9-10 лет

          Автор:   Климко Екатерина Владимировна

                        Педагог дополнительного образования

                        первая квалификационная категория

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе: 

  • Образовательной Программы МБОУ ДОД «ЦДТ»,
  •  Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вязание тамбуром»
  • Учебного плана МБОУ ДОД «ЦДТ»       

     

Педагогическая целесообразность: Развитие творческой инициативы, накопление навыков при работе с крючком, приобщение  воспитанников к культуре и искусству народов.

        Направленность программы «Вязание тамбуром» художественная.

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знания и умения вязания тамбуром, раскрываются и развиваются потенциальные творческие способности и эстетический вкус обучающихся на основе традиций народного художественного творчества.

Программа предусматривает обучение детей 9-10 лет.

Количество часов по программе 144, в неделю 4 часа

Цель: Обучение основам техники вязания крючком

Задачи:

  1. Приобщать к истокам народных ремесел
  2. Научить основам вязания крючком.
  3. Научить основам техники «фриформ»
  4. Познакомить с технологией баварского вязания
  5. Изготовить зачетные работы
  6. Формировать культуру досуга.

В программе раскрываются следующие темы: Введение в программу. Инструменты и материалы. Основные приемы вязания крючком. Вязание квадрата. Вязание по кругу. Вязание овала. Вязание объемных игрушек и сувениров. Техника «фриформ». Баварское вязание. Творческая лаборатория.

Понятия: вязание тамбуром, проба на плотность, воздушная петля, соединительный столбик, петля подъема, столбик без накида, плотный столбик, столбик с накидом, пышный столбик, рельефный столбик, амигуруми, фриформ, скрамблия.

Материал в программе имеет блочное построение, количество часов на темы может меняться в зависимости от состава группы.

За время обучения ребенок должен открыть для себя декоративно-прикладное предназначение связанных крючком изделий, единство художественного оформления и практического назначения изделий. Усвоить простейшие графические понятия, технологические термины. Развитие практических навыков по вязанию крючком рассматриваются в единстве с развитием познавательной активности и самостоятельности детей.

При изучении курса осуществляются межпредметные связи: черчение, ИЗО, музыка, математика.

В работе применяются личностно-ориентированные и групповые технологии.

Применение игровой технологии дает возможность активно включить обучающегося в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.

Использование информационных технологий позволяет интересно и продуктивно проводить занятия.

Применяемые разнообразные формы и методы обучения: беседа или рассказ, рисование или моделирование, фронтальные или индивидуальные задания способствуют эффективному образовательному процессу. Даже сложный материал дети усваивают быстрее и легче. Итог занятия проводится в форме игры, мини-конкурса, мини-выставки. Это позволяет детям оценить свои работы и стремиться к творческому, качественному выполнению изделий.

Специфика работы неразрывно связана с наглядным методом. Если ученик имеет образец – он ясно видит цель, к которой можно стремиться. Фонд кружка постоянно пополняется новыми образцами и схем, узоров, фотографий и вязаными изделиями. Практическая работа в вязании крючком может выполняться по образцу, словесному описанию, графической схеме или, если достаточная подготовка, по собственному замыслу. Усвоение принятых терминов и графических символов при вязании крючком предмет особой заботы.

Для запоминания терминов, графических символов используется метод игры: графическое лото, кроссворды, викторины. Практически на каждом уроке используется элемент игры.

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в программу

2

2

2

Инструменты и материалы

2

1

1

3

Основные приемы вязания крючком

4

1

3

4

Вязание квадрата

14

2

12

5

Вязание по кругу

28

4

24

6

Вязание овала

8

1

7

7

Вязание объемных игрушек и сувениров

34

4

30

8

Техника фриформ

8

1

7

9

Баварское вязание

16

2

14

10

Творческая лаборатория

26

2

24

11

Итоговое занятие. Выставка.

2

2

ИТОГО: (часов)

144

22

122

Содержание учебно-тематического плана

Первый год обучения

Тема 1. Введение в программу 2 часа

Теория 2 часа

Знакомство с предстоящей работой на год. История возникновения вязания тамбуром. Демонстрация творческих работ обучающихся. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности при работе с крючком, иглой, ножницами. Соблюдение Сан гигиенических норм и правил пользования инструментами для вязания крючком.

Практическая работа

Разучивание упражнений для снятия усталости (гимнастика для рук и глаз)

Тема 2. Инструменты и материалы 2 часа

Теория 1 час

Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 0.5 до 8 мм).Правильное соотношение — толщина крючка и нити. Фактура полотна.

Практическая работа 1 час

Организация рабочего места. Выбор крючка для вязания. Определение толщины и качества нити (шерсть, полушерсть, синтетика)

Тема 3. Основные приемы вязания крючком 4 часа

Теория 1 час

Правильное положение рук при вязании крючком. Воздушная петля. Основная цепочка, соединительный столбик (полустолбик), столбик без накида. Обвязывание кольца столбиками без накида.

Практическая работа 3 часа

Простейшие графические символы. Цветок ромашка. Игольница.

Тема 4. Вязание квадрата 14 часов

Теория 2 часа

Технология изготовления квадрата. Простейшие графические символы. Смена цвета ниток. Обвязка кромки прихватки

Практическая работа 12 часов

Изготовление прихваток тремя способами: «Полосатый рейс», «Зиг заг удачи», прихватка в лоскутной технике.

Тема 5. Вязание по кругу 40 часов

Теория 6 часов

Особенности технологии вязания по кругу (прибавления, убавления, смыкание круга, петля подъема). Памятка-схема первых 6 рядов (4, 8, 16, 24, 32…). Предупреждение ошибок при вязании по кругу: «вспучивание середины», «собирание в складки по краям».

Практическая работа 34 часа

Работа с инструкционной картой и графическими схемами. Изготовление прихваток: «Георгин, «Спираль», «Цветочек», «Цветик», «Клубничка». Игольница «шляпка». Мышка талисманчик. Символ Нового года. Новогодние колпачки «Дед Мороз и Снегурочка». Ёлочка – сюрприз.

Тема 6. Вязание овала 8 часов

Теория 1 час

Технология вязания овала. «Рачий шаг».  Способы оформления вязаного изделия.

Практическая работа 7 часов

Изготовление пинеток.

Тема 7. Вязание объемных игрушек и сувениров 22 часа

Теория 3 часа

Петельное полотно, связанное крючком с помощью линейки (мех). Его использование для декоративной отделки изделий. Амигуруми.

Практическая работа 19 часов

Работа учащихся по готовым выкройкам и инструкционным картам. Изготовление изделий: лошадка, котик амигуруми, валентинка, медвежонок.

Тема 8.  Техника фриформ 8 часов

Теория 1 час

Фриформ – вид нерегулярного вязания, без правил и закономерностей, полная и абсолютная свобода творчества. Отличительные черты. Скрамблии. Использование разнообразной, контрастной по цвету и фактуре пряжи. Использование других материалов: бисер, бусины, ленты, мех, кожа и т.п. Использование самых разнообразных приемов вязания в одном полотне.

Практическая работа 7 часов

Изготовление скрамблей и игольницы.

Тема 9. Баварское вязание 16 часов

Теория 2 часа

Технология баварского вязания.

Практическая работа 14 часов

Выполнение изделия по выбору в технике баварского вязания.

Тема 10. Творческая лаборатория 26 часов

Теория 2 часа

Самостоятельная работа с литературой и Интернетом. Знакомство со схемами и описаниями других стран, умение их читать.

Практическая работа 24 часа

Изготовление изделий по собственному выбору.

Тема 11. Итоговое занятие. Выставка.

Подведение итогов. Обсуждение планов на будущий год

Взаимодействие с родителями в процессе реализации рабочей программы  «Вязание тамбуром» 1 год об.

Оснавная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.

Дата

Тема

раздела

Тема

занятия

Цель

Формы взаимодействия с родителями

09.11.2015

Вязание по кругу

Игольница «Шляпка».

Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.

Творческая мастерская Совместная творческая деятельность

24.12.2015

Вязание объемных игрушек и сувениров

Технология изготовления объемных игрушек и сувениров

Эффективный способ привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству ребенка

Открытый урок

25.02.2016

Вязание объемных игрушек и сувениров

Изготовление игрушек и сувениров

Помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее неизвестном свете.

Наглядно-текстовая информация.

Выставка игрушек и сувениров.

11.04.2016

Творческая лаборатория

Разработка творческого изделия.

Повысить результативность творческой деятельности (опыт и мудрость родителей + оригинальность и нестандартность мышления детей)

Интерактивная форма.

Совместная игровая деятельность

30.05.2016

Итоговое занятие

«Вот и тали мы на год взрослей»

Подведение итогов. Вручение грамот. Дополнительная возможность пригласить в свое объединение новых учащихся.

Имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья учащихся.

Информационно-методическое обеспечение

  • Наличие утвержденной программы
  • Методические разработки
  • Наглядные пособия образцы
  • Технологические карты, набор схем
  • КОЗ (конспекты опорных знаний)
  • Электронный учебник
  • Специальная литература (журналы, книги)
  • Сценарии досуговых мероприятий

Материально-техническое обеспечение

  • Учебный класс
  • Настольные лампы
  • Столы, стулья
  • Нитки, крючки
  • Ножницы, булавки, иголки
  • Утюг
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат, видеокамера
  • ПК
  • Доступ в Интернет

Результаты программы.

    У обучающихся первого года обучения  формируются следующие

предметные компетенции:

ЗНАНИЯ:

  1. Технику безопасности при работе с крючком, ножницами, утюгом.
  2. Знать, как оборудовать свое рабочее место.
  3. Знать простейшие графические символы.
  4. Знать технологию вязания по кругу, квадрату, овалу.
  5. Знать особенности вязания фриформ.
  6. Знать технологию баварского вязания.
  7. Знать роль декоративно-прикладного творчества в жизни своего народа.
  8. Знать последовательность изготовления творческого изделия.
  9. Знать терминологию вязания тамбуром

     УМЕНИЯ:

  1. Уметь пользоваться основными инструментами для вязания, соблюдая технику безопасности.
  2. Уметь снимать напряжение рук и глаз.
  3. Уметь выбирать крючок для вязания тамбуром.
  4. Уметь определять качество нити.
  5. Выполнять основные приемы вязания тамбуром.
  6.  Читать несложные графические схемы.
  7.  Работать по инструкционной карте (описанию)
  8.  Вязать простейшие объемные изделия по образцу

Также у обучающихся первого года обучения формируются  универсальные учебные действия:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- формулирование познавательной цели.

- поиск и выделение необходимой информации.

- умение строить речевое высказывание.

     КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- умение устанавливать контакт со сверстниками.

- умение слушать и понимать чужую речь.

- владеть элементами культуры общения.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- формирование адекватной позитивной самооценки и самоприятия.

- формирование мотивов достижения и социального признания.

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- умение учиться

- умение осуществлять действия по образцу.

 - умение видеть указанную ошибку и исправлять её.

Организация контроля по программе 1 года обучения

Важным в осуществлении программы творческого объединения является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Вид контроля

Тема

Цель

Форма

Дата

Входящий

Введение в программу

Выявить исходную подготовку каждого ребенка и мотивацию его прихода

Анкетирование, беседа

Сентябрь, 2015

Промежуточный I полугодие

Инструменты и материалы.

Основные приемы вязания крючком.

Вязание квадрата.

Вязание по кругу.

Вязание овала.

Оценка результативности освоения учащимися программы

Викторины, игры, кроссворды, зачетные работы по каждой теме

Выстави

Декабрь, 2015

Промежуточный II полугодие

Вязание объемных игрушек и сувениров.

Техника фриформ.

Баварское вязание.

Творческая лаборатория.

Оценка результативности освоения учащимися программы

Тесты, карточки, письменные и устные опросы, зачетные работы по каждой теме

Выставки

Май, 2016

С целью проверки теоретических знаний используются викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.  

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

В конце изучения каждой темы проводится мини-выставки, на которых отбираются работы для участия в городских, республиканских, всероссийских и международных выставках.

Список литературы, используемой педагогом.

1. Граф К., Кэсмайр Х. Вязаные скатерти. Стильные декоративные идеи, филейное кружево, связанное крючком. – Арт-Родник, 2010

2. Ди Фидио Д.К., Беллини В.С. Цветы. Вяжем крючком. – Контэнт, 2006

3. Жукова Т.Н. Магия крючка. – Феникс, 2006

4. Кейм С., Веркер К.П. Полная энциклопедия. Вязание крючком. – АСТ, Астрель, 2008

5. Клаверен Л.В. Обувь для самых маленьких: Волшебные узоры. – Контэнт, 2012

6. Кожина Л.Н. Вязание крючком. 100 лучших идей. – Астрель, 2011

7. Мхитарян Л. Кружевные аксессуары. – АСТ, Сталкер, 2007

8. Найт Э. Вязание. Энциклопедия узоров и орнаментов. 200 узоров. Все техники, цветные схемы и образцы. – АСТ, 2009

9. Офицерова С.В. Вязаные игрушки – АСТ-Пресс Книга, 2011

10. Семенова Л. Вязаные картины – Феникс, 2008

11. Смирнова Л. Вязание крючком. – АСТ, Харвест, 2007

12. Стэнфилд Л. 100 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – Арт-Родник, 2011

13. Устинович О., Беленькая Т., Чиченкова Т. Кружева из сундука. – АСТ, Харвест, Хэлтон, 2001

14. Францароли И. Вяжем цветы крючком: 20 оригинальных идей. – Контэнт, 2009

15. Хамбах Е. Вязаные цветы своими руками. – Мой мир, 2008

16. Чачула Р. Вязаные покрывала, пледы, одеяла. Уютные детали для вашего дома. – Харьков. Клуб семейного досуга, 2014

17. Шиделко С. Вязаные цветы и плоды. – Арт-Родник, 2007

18. Штрайнерт Г. Вязаные салфетки. Основы вязания, техники, модели. – Арт-Родник, 2010

Список литературы для учащихся.

1. Балашова м. Вязание крючком. 255 лучших образцов и узоров. – Харвест, 2010

2. Вайсс Р, Лайнхаузер Д. 100 проектов вязания крючком. – Мир книги, 2009

3. Граблевская Т., КайсароваЛ. Большая книга. Вязание крючком. – Арт-Родник, 2011

4. Диченскова А.М. Забавные вязаные игрушки. – Феникс, 2007

5. Ли Р. Вязаные шарфики и боа. – Ниола-Пресс, 2006

6. Мессент Д. Вяжем сказку. Спицы и крючок. – Ниола-Пресс, 2010

7. Михайлова Т.В. Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель.- Астрель, 2012

8. Онипко Ж.П. Узоры вяжем крючком. – Сталкер, АСТ, 2007

9. Паланова М.Г. Крючком и спицами для кухни и толовой: Прихватки, салфетки, грелки для чайников. – Феникс, 2006

10. Стенфилд Л. Первые уроки вязания. Крючок. – Ниола-Пресс, 2006

11. Тернер П. Как вязать крючком. – Ниола 21 век, 2005

12. Хуг В. Шапочки и аксессуары: Вяжем крючком. – Контент, 2013

13. Экман Э. Вязание крючком. Базовый источник. – Эксмо, 2008

14. Экснер Е. Цветы и фрукты круглый год. Вязание крючком. – Арт-Родник, 2005

Интернет-ресурсы

1. http://klubka.net/

2. http://kru4ok.ru/

3. http://www.livemaster.ru/

4. http://mirrukodeliy.blogspot.ru/

5. http://pautinka.3dn.ru/

6. http://uroki-vyazaniya.ru/

7. http://www.vyazanki.ru/

8. http://prjaga.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для индивидуального обучения с обучающимся 7 класса

Программа разработана для обучения на дому обучающихся 7 класса специальной корркционной школы VIII вида....

Программа объединения дополнительного образования «Умей владеть ракеткой» (на два года обучения, возраст обучающихся от 7 до 15 лет)

Цель программы:Совершенствование физического развития детей путем обучения игре в настольный теннис. Воспитание гармонично развитой культурной личности.Задачи программы:Развитие координации движ...

Рабочая программа группы 2-го года обучения

Рабочая программа группы 2-го года обучения к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АккСи+"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...

Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 2 года обучения возраст обучающихся: 11-12 лет

Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...

Рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подгот...


 

Комментарии

Катя, Очень хорошо у тебя выстроена структура программы. Данная программа очень полезна будет для педагогов дополнительного образования различных учреждений доп.образования.