Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 1 года обучения возраст обучающихся: 9-10 лет
рабочая программа на тему
Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знания и умения вязания тамбуром, раскрываются и развиваются потенциальные творческие способности и эстетический вкус обучающихся на основе традиций народного художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimko_1.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Рабочая программа
«Вязание тамбуром»
для 1 года обучения
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Автор: Климко Екатерина Владимировна
Педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Образовательной Программы МБОУ ДОД «ЦДТ»,
- Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вязание тамбуром»
- Учебного плана МБОУ ДОД «ЦДТ»
Педагогическая целесообразность: Развитие творческой инициативы, накопление навыков при работе с крючком, приобщение воспитанников к культуре и искусству народов.
Направленность программы «Вязание тамбуром» художественная.
Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знания и умения вязания тамбуром, раскрываются и развиваются потенциальные творческие способности и эстетический вкус обучающихся на основе традиций народного художественного творчества.
Программа предусматривает обучение детей 9-10 лет.
Количество часов по программе 144, в неделю 4 часа
Цель: Обучение основам техники вязания крючком
Задачи:
- Приобщать к истокам народных ремесел
- Научить основам вязания крючком.
- Научить основам техники «фриформ»
- Познакомить с технологией баварского вязания
- Изготовить зачетные работы
- Формировать культуру досуга.
В программе раскрываются следующие темы: Введение в программу. Инструменты и материалы. Основные приемы вязания крючком. Вязание квадрата. Вязание по кругу. Вязание овала. Вязание объемных игрушек и сувениров. Техника «фриформ». Баварское вязание. Творческая лаборатория.
Понятия: вязание тамбуром, проба на плотность, воздушная петля, соединительный столбик, петля подъема, столбик без накида, плотный столбик, столбик с накидом, пышный столбик, рельефный столбик, амигуруми, фриформ, скрамблия.
Материал в программе имеет блочное построение, количество часов на темы может меняться в зависимости от состава группы.
За время обучения ребенок должен открыть для себя декоративно-прикладное предназначение связанных крючком изделий, единство художественного оформления и практического назначения изделий. Усвоить простейшие графические понятия, технологические термины. Развитие практических навыков по вязанию крючком рассматриваются в единстве с развитием познавательной активности и самостоятельности детей.
При изучении курса осуществляются межпредметные связи: черчение, ИЗО, музыка, математика.
В работе применяются личностно-ориентированные и групповые технологии.
Применение игровой технологии дает возможность активно включить обучающегося в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.
Использование информационных технологий позволяет интересно и продуктивно проводить занятия.
Применяемые разнообразные формы и методы обучения: беседа или рассказ, рисование или моделирование, фронтальные или индивидуальные задания способствуют эффективному образовательному процессу. Даже сложный материал дети усваивают быстрее и легче. Итог занятия проводится в форме игры, мини-конкурса, мини-выставки. Это позволяет детям оценить свои работы и стремиться к творческому, качественному выполнению изделий.
Специфика работы неразрывно связана с наглядным методом. Если ученик имеет образец – он ясно видит цель, к которой можно стремиться. Фонд кружка постоянно пополняется новыми образцами и схем, узоров, фотографий и вязаными изделиями. Практическая работа в вязании крючком может выполняться по образцу, словесному описанию, графической схеме или, если достаточная подготовка, по собственному замыслу. Усвоение принятых терминов и графических символов при вязании крючком предмет особой заботы.
Для запоминания терминов, графических символов используется метод игры: графическое лото, кроссворды, викторины. Практически на каждом уроке используется элемент игры.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в программу | 2 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы | 2 | 1 | 1 |
3 | Основные приемы вязания крючком | 4 | 1 | 3 |
4 | Вязание квадрата | 14 | 2 | 12 |
5 | Вязание по кругу | 28 | 4 | 24 |
6 | Вязание овала | 8 | 1 | 7 |
7 | Вязание объемных игрушек и сувениров | 34 | 4 | 30 |
8 | Техника фриформ | 8 | 1 | 7 |
9 | Баварское вязание | 16 | 2 | 14 |
10 | Творческая лаборатория | 26 | 2 | 24 |
11 | Итоговое занятие. Выставка. | 2 | 2 | |
ИТОГО: (часов) | 144 | 22 | 122 |
Содержание учебно-тематического плана
Первый год обучения
Тема 1. Введение в программу 2 часа
Теория 2 часа
Знакомство с предстоящей работой на год. История возникновения вязания тамбуром. Демонстрация творческих работ обучающихся. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности при работе с крючком, иглой, ножницами. Соблюдение Сан гигиенических норм и правил пользования инструментами для вязания крючком.
Практическая работа
Разучивание упражнений для снятия усталости (гимнастика для рук и глаз)
Тема 2. Инструменты и материалы 2 часа
Теория 1 час
Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 0.5 до 8 мм).Правильное соотношение — толщина крючка и нити. Фактура полотна.
Практическая работа 1 час
Организация рабочего места. Выбор крючка для вязания. Определение толщины и качества нити (шерсть, полушерсть, синтетика)
Тема 3. Основные приемы вязания крючком 4 часа
Теория 1 час
Правильное положение рук при вязании крючком. Воздушная петля. Основная цепочка, соединительный столбик (полустолбик), столбик без накида. Обвязывание кольца столбиками без накида.
Практическая работа 3 часа
Простейшие графические символы. Цветок ромашка. Игольница.
Тема 4. Вязание квадрата 14 часов
Теория 2 часа
Технология изготовления квадрата. Простейшие графические символы. Смена цвета ниток. Обвязка кромки прихватки
Практическая работа 12 часов
Изготовление прихваток тремя способами: «Полосатый рейс», «Зиг заг удачи», прихватка в лоскутной технике.
Тема 5. Вязание по кругу 40 часов
Теория 6 часов
Особенности технологии вязания по кругу (прибавления, убавления, смыкание круга, петля подъема). Памятка-схема первых 6 рядов (4, 8, 16, 24, 32…). Предупреждение ошибок при вязании по кругу: «вспучивание середины», «собирание в складки по краям».
Практическая работа 34 часа
Работа с инструкционной картой и графическими схемами. Изготовление прихваток: «Георгин, «Спираль», «Цветочек», «Цветик», «Клубничка». Игольница «шляпка». Мышка талисманчик. Символ Нового года. Новогодние колпачки «Дед Мороз и Снегурочка». Ёлочка – сюрприз.
Тема 6. Вязание овала 8 часов
Теория 1 час
Технология вязания овала. «Рачий шаг». Способы оформления вязаного изделия.
Практическая работа 7 часов
Изготовление пинеток.
Тема 7. Вязание объемных игрушек и сувениров 22 часа
Теория 3 часа
Петельное полотно, связанное крючком с помощью линейки (мех). Его использование для декоративной отделки изделий. Амигуруми.
Практическая работа 19 часов
Работа учащихся по готовым выкройкам и инструкционным картам. Изготовление изделий: лошадка, котик амигуруми, валентинка, медвежонок.
Тема 8. Техника фриформ 8 часов
Теория 1 час
Фриформ – вид нерегулярного вязания, без правил и закономерностей, полная и абсолютная свобода творчества. Отличительные черты. Скрамблии. Использование разнообразной, контрастной по цвету и фактуре пряжи. Использование других материалов: бисер, бусины, ленты, мех, кожа и т.п. Использование самых разнообразных приемов вязания в одном полотне.
Практическая работа 7 часов
Изготовление скрамблей и игольницы.
Тема 9. Баварское вязание 16 часов
Теория 2 часа
Технология баварского вязания.
Практическая работа 14 часов
Выполнение изделия по выбору в технике баварского вязания.
Тема 10. Творческая лаборатория 26 часов
Теория 2 часа
Самостоятельная работа с литературой и Интернетом. Знакомство со схемами и описаниями других стран, умение их читать.
Практическая работа 24 часа
Изготовление изделий по собственному выбору.
Тема 11. Итоговое занятие. Выставка.
Подведение итогов. Обсуждение планов на будущий год
Взаимодействие с родителями в процессе реализации рабочей программы «Вязание тамбуром» 1 год об.
Оснавная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Дата | Тема раздела | Тема занятия | Цель | Формы взаимодействия с родителями |
09.11.2015 | Вязание по кругу | Игольница «Шляпка». | Создание условий для творческой самореализации детей и родителей. | Творческая мастерская Совместная творческая деятельность |
24.12.2015 | Вязание объемных игрушек и сувениров | Технология изготовления объемных игрушек и сувениров | Эффективный способ привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству ребенка | Открытый урок |
25.02.2016 | Вязание объемных игрушек и сувениров | Изготовление игрушек и сувениров | Помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее неизвестном свете. | Наглядно-текстовая информация. Выставка игрушек и сувениров. |
11.04.2016 | Творческая лаборатория | Разработка творческого изделия. | Повысить результативность творческой деятельности (опыт и мудрость родителей + оригинальность и нестандартность мышления детей) | Интерактивная форма. Совместная игровая деятельность |
30.05.2016 | Итоговое занятие | «Вот и тали мы на год взрослей» | Подведение итогов. Вручение грамот. Дополнительная возможность пригласить в свое объединение новых учащихся. | Имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья учащихся. |
Информационно-методическое обеспечение
- Наличие утвержденной программы
- Методические разработки
- Наглядные пособия образцы
- Технологические карты, набор схем
- КОЗ (конспекты опорных знаний)
- Электронный учебник
- Специальная литература (журналы, книги)
- Сценарии досуговых мероприятий
Материально-техническое обеспечение
- Учебный класс
- Настольные лампы
- Столы, стулья
- Нитки, крючки
- Ножницы, булавки, иголки
- Утюг
- Магнитофон
- Фотоаппарат, видеокамера
- ПК
- Доступ в Интернет
Результаты программы.
У обучающихся первого года обучения формируются следующие
предметные компетенции:
ЗНАНИЯ:
- Технику безопасности при работе с крючком, ножницами, утюгом.
- Знать, как оборудовать свое рабочее место.
- Знать простейшие графические символы.
- Знать технологию вязания по кругу, квадрату, овалу.
- Знать особенности вязания фриформ.
- Знать технологию баварского вязания.
- Знать роль декоративно-прикладного творчества в жизни своего народа.
- Знать последовательность изготовления творческого изделия.
- Знать терминологию вязания тамбуром
УМЕНИЯ:
- Уметь пользоваться основными инструментами для вязания, соблюдая технику безопасности.
- Уметь снимать напряжение рук и глаз.
- Уметь выбирать крючок для вязания тамбуром.
- Уметь определять качество нити.
- Выполнять основные приемы вязания тамбуром.
- Читать несложные графические схемы.
- Работать по инструкционной карте (описанию)
- Вязать простейшие объемные изделия по образцу
Также у обучающихся первого года обучения формируются универсальные учебные действия:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- формулирование познавательной цели.
- поиск и выделение необходимой информации.
- умение строить речевое высказывание.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- умение устанавливать контакт со сверстниками.
- умение слушать и понимать чужую речь.
- владеть элементами культуры общения.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- формирование адекватной позитивной самооценки и самоприятия.
- формирование мотивов достижения и социального признания.
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- умение учиться
- умение осуществлять действия по образцу.
- умение видеть указанную ошибку и исправлять её.
Организация контроля по программе 1 года обучения
Важным в осуществлении программы творческого объединения является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Вид контроля | Тема | Цель | Форма | Дата |
Входящий | Введение в программу | Выявить исходную подготовку каждого ребенка и мотивацию его прихода | Анкетирование, беседа | Сентябрь, 2015 |
Промежуточный I полугодие | Инструменты и материалы. Основные приемы вязания крючком. Вязание квадрата. Вязание по кругу. Вязание овала. | Оценка результативности освоения учащимися программы | Викторины, игры, кроссворды, зачетные работы по каждой теме Выстави | Декабрь, 2015 |
Промежуточный II полугодие | Вязание объемных игрушек и сувениров. Техника фриформ. Баварское вязание. Творческая лаборатория. | Оценка результативности освоения учащимися программы | Тесты, карточки, письменные и устные опросы, зачетные работы по каждой теме Выставки | Май, 2016 |
С целью проверки теоретических знаний используются викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
В конце изучения каждой темы проводится мини-выставки, на которых отбираются работы для участия в городских, республиканских, всероссийских и международных выставках.
Список литературы, используемой педагогом.
1. Граф К., Кэсмайр Х. Вязаные скатерти. Стильные декоративные идеи, филейное кружево, связанное крючком. – Арт-Родник, 2010
2. Ди Фидио Д.К., Беллини В.С. Цветы. Вяжем крючком. – Контэнт, 2006
3. Жукова Т.Н. Магия крючка. – Феникс, 2006
4. Кейм С., Веркер К.П. Полная энциклопедия. Вязание крючком. – АСТ, Астрель, 2008
5. Клаверен Л.В. Обувь для самых маленьких: Волшебные узоры. – Контэнт, 2012
6. Кожина Л.Н. Вязание крючком. 100 лучших идей. – Астрель, 2011
7. Мхитарян Л. Кружевные аксессуары. – АСТ, Сталкер, 2007
8. Найт Э. Вязание. Энциклопедия узоров и орнаментов. 200 узоров. Все техники, цветные схемы и образцы. – АСТ, 2009
9. Офицерова С.В. Вязаные игрушки – АСТ-Пресс Книга, 2011
10. Семенова Л. Вязаные картины – Феникс, 2008
11. Смирнова Л. Вязание крючком. – АСТ, Харвест, 2007
12. Стэнфилд Л. 100 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – Арт-Родник, 2011
13. Устинович О., Беленькая Т., Чиченкова Т. Кружева из сундука. – АСТ, Харвест, Хэлтон, 2001
14. Францароли И. Вяжем цветы крючком: 20 оригинальных идей. – Контэнт, 2009
15. Хамбах Е. Вязаные цветы своими руками. – Мой мир, 2008
16. Чачула Р. Вязаные покрывала, пледы, одеяла. Уютные детали для вашего дома. – Харьков. Клуб семейного досуга, 2014
17. Шиделко С. Вязаные цветы и плоды. – Арт-Родник, 2007
18. Штрайнерт Г. Вязаные салфетки. Основы вязания, техники, модели. – Арт-Родник, 2010
Список литературы для учащихся.
1. Балашова м. Вязание крючком. 255 лучших образцов и узоров. – Харвест, 2010
2. Вайсс Р, Лайнхаузер Д. 100 проектов вязания крючком. – Мир книги, 2009
3. Граблевская Т., КайсароваЛ. Большая книга. Вязание крючком. – Арт-Родник, 2011
4. Диченскова А.М. Забавные вязаные игрушки. – Феникс, 2007
5. Ли Р. Вязаные шарфики и боа. – Ниола-Пресс, 2006
6. Мессент Д. Вяжем сказку. Спицы и крючок. – Ниола-Пресс, 2010
7. Михайлова Т.В. Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель.- Астрель, 2012
8. Онипко Ж.П. Узоры вяжем крючком. – Сталкер, АСТ, 2007
9. Паланова М.Г. Крючком и спицами для кухни и толовой: Прихватки, салфетки, грелки для чайников. – Феникс, 2006
10. Стенфилд Л. Первые уроки вязания. Крючок. – Ниола-Пресс, 2006
11. Тернер П. Как вязать крючком. – Ниола 21 век, 2005
12. Хуг В. Шапочки и аксессуары: Вяжем крючком. – Контент, 2013
13. Экман Э. Вязание крючком. Базовый источник. – Эксмо, 2008
14. Экснер Е. Цветы и фрукты круглый год. Вязание крючком. – Арт-Родник, 2005
Интернет-ресурсы
1. http://klubka.net/
3. http://www.livemaster.ru/
4. http://mirrukodeliy.blogspot.ru/
5. http://pautinka.3dn.ru/
6. http://uroki-vyazaniya.ru/
7. http://www.vyazanki.ru/
8. http://prjaga.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории для индивидуального обучения с обучающимся 7 класса
Программа разработана для обучения на дому обучающихся 7 класса специальной корркционной школы VIII вида....
Программа объединения дополнительного образования «Умей владеть ракеткой» (на два года обучения, возраст обучающихся от 7 до 15 лет)
Цель программы:Совершенствование физического развития детей путем обучения игре в настольный теннис. Воспитание гармонично развитой культурной личности.Задачи программы:Развитие координации движ...
Рабочая программа группы 2-го года обучения
Рабочая программа группы 2-го года обучения к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АккСи+"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...
Рабочая программа «Вязание тамбуром» для 2 года обучения возраст обучающихся: 11-12 лет
Освоение данной программы позволяет овладеть основными техниками вязания тамбуром, совершенствовать свои умения, вырабатывая индивидуальный авторский стиль, сформировать основные профессиональные знан...
Рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность программы «Трудовое обучение» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подгот...
Комментарии
Катя, Очень хорошо у тебя
Катя, Очень хорошо у тебя выстроена структура программы. Данная программа очень полезна будет для педагогов дополнительного образования различных учреждений доп.образования.