Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти»
классный час (6, 7, 8 класс)
Расширение знаний школьников по истории страны, познакомить ребят с предметами солдатского быта;
- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;
- развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально-образное восприятие
представленных предметов и событий.тории Отечества через поэзию и музейное дело.
При подготовке мероприятия обучающимся было дано задание найти старый чемодан, солдатскую фляжку, в школьном музее познакомились с фронтовыми письмами, солдатский ремень. Обучающиеся готовили выразитльое чтени стихов, рассказы о предметах солдатского быта. Была подготовлена презентация с фотографиями предметов солдатского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soldatskiy_chemodan.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти»
Цель:
Расширение знаний школьников по истории Отечества через поэзию и музейное дело.
Задачи:
- познакомить ребят с предметами солдатского быта;
- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;
- развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально-образное восприятие
представленных предметов и событий.
Оборудование:
- старый чемодан, солдатская фляжка, котелок, копия фронтового письма-треугольника, солдатский ремень.
Учитель
Стихотворение «ЧЕМОДАН» Симонов К. М.
Как много чемодан потертый может
Сказать нам о хозяине своем,
Где он бывал и как им век свой прожит,
Тяжел он или легок на подъем!
Мы в юности отправились в дорогу,
Наш чемодан едва набит на треть,
Но стоит нам немного постареть,
Он начинает пухнуть понемногу.
Его мы все нежнее бережем,
Мы обрастаем и вторым и третьим,
В окно давно уж некогда смотреть нам,
Нам только б уследить за багажом.
Свистят столбы, летят года и даты.
Чужие лица, с бляхой на груди,
Кряхтя, за нами тащат позади
Наш скарб, так мало весивший когда-то.
Стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане»
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.
Сегодня мы с вами попытаемся представить себе быт простого солдата. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти».
Учитель задаёт наводящий вопрос, чтобы ребята поняли о каком предмете пойдёт речь: «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это?
В случае, если ребята не угадали, даём вторую подсказку:
«Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»
Ученики – это котелок.
Учитель
Котелок армейский - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
Ученик – читает стихотворение о солдатском котелке.
Надпись на солдатском котелке
Ты был на Кубани со мной и в Крыму,
В горах и долинах Европы –
И ты закоптился в походном дыму,
Помялся в атаках, в окопах.
Все годы войны неразлучно со мной
Прошёл ты сквозь стены пожарищ.
Поил ты солдата живою водой,
Мой спутник, мой верный товарищ!
И я не счищаю нагар фронтовой –
Твою биографию боя...
Побудь напоследок, товарищ, со мной,
Побудь напоследок со мною.
1984 г. В. Кузнецов
Учитель
Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это?
Ученики
Это фляжка для воды.
Учитель
Армейская фляга
Армейская фляга (солдатская) образца 1935 года, выполнена из пищевого алюминия и имеет овальную форму. Объем фляги 0,7 литра, покрыта она краской защитного цвета, но также встречаются не окрашенные. Переносица фляжка в брезентовом чехле, раскраска которого бывает довольно разнообразной. При ношении в чехле на поясе, не очень удобна во время бега, ощутимо бьет по телу. Чтобы жидкость не нагревалась чехол можно намочить, фляга должна охлаждаться за счет испарения жидкости из ткани.
Армейская фляга пластикатовая
Эта фляга была разработана для солдат проходящих службу в местах с жарким климатом. Каждому выдавалось по две фляжки объемом 1,5 литра. Фляжка крепилась к ремню на поясе в брезентовом чехле . Фляга комплектовалась пластиковым стаканчиком, который при транспортировке накрывал горлышко. В основном применялась в Афганистане и Таджикистане.
Стихотворение о фронтовой фляге
Жизнь катится неумолимо!
Рубцы от шрамов оставляя в чьих-то душах.
И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне
Секунд шуршанье заставляет слушать.
И лишь альбом семейный переполнен,
От времени там фото пожелтели
Глаза родные нам позволит вспомнить,
И руки, те, что в детстве всех нас грели.
А фото, там где Дед в военной форме,
Стоит с медалями и флягой на ремне,
Не даст забыть, который раз напомнит,
Что воевал он и был ранен на войне.
А флягу ту, мой Дед оставил сыну,
А мне Отец её когда-то подарил.
И пусть века, года, мгновения застынут
В военных письмах, в строчках выцветших чернил!
И флягу эту, русского солдата
Мне так хотелось сыну передать...
Но жизнь сложилась по-другому, значить надо
Мне жить за всех и Деда поминать...
Учитель
Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот
Стихотворение о солдатской ложке
На привале, на лужайке
Потихоньку травят байки
Чтоб немножко отдохнуть,
Щей горяченьких хлебнуть.
К голенищу сапога
Тихо тянется рука.
Она ложку достаёт,
И обедает весь взвод.
Этот мирный агрегат
Накормить солдата рад.
Пусть едят богатыри,
Силы им всегда нужны,
Мать-Россию защищать,
Нужно силой обладать.
Родина у нас одна
Нам дана на все века!
Чтоб оружие держать,
Надо силой обладать!
Ложка силой наполняет.
С автоматом наравне
Служит ложечка стране!
Стихотворение Климовой Н. В.
На фронте у каждого солдата или офицера имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье. Солдат на фронте без ложки - голодный солдат, а голодный солдат - не боец. Потому они всегда держали ложку при себе за голенищем сапога, за поясом. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы помечали свои ложки инициалами, могли даже фамилию нацарапать. Бытовало поверье – если заполнишь вкладыш смертного медальона, то в ближайшем бою погибнешь. Солдаты охотнее подписывали личные вещи - котелки, кружки, саперные лопатки, ремни, пилотки, портсигары. Может быть, верили, что потом по этим инициалам их смогут опознать. Мы часто слышим, что сейчас поисковые отряды молодежи находят на местах захоронений немало таких ложек, и благодаря этому безымянные останки обретают имя.
Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста,
Но солдату эта ложка очень - очень дорога!
С ней солдат не расстаётся
На привале и в бою.
Алюминиевая ложка помогает жить ему.
Ведь без ложки и без щей
Будет наш солдат слабей!
А ему слабеть нельзя
За плечами вся страна,
За солдатом вся Россия
И ему нужна так сила!
С автоматом наравне
Ложка служит всей стране!
Стихотворение Климовой Н. В.
Учитель
Ребята в этом стихотворении упоминается солдатский ремень, есть такой атрибут и у нас – достаём из чемодана и показываем старый фронтовой ремень.
Монолог солдатского ремня
Я сверкаю бляхой на параде,
мной гордятся те, на ком я есть.
В доблестном строю, да и в засаде
все меня носить сочтут за честь.
Да, уход за мною очень тяжкий.
Чтобы я всегда на вас сверкал -
нужно пастой ГОИ* чистить пряжку.
И не надо будет вам зеркал.
Я устроен так для подпояски,
чтобы не топорщился мундир,
но поверьте, мной без всякой смазки
можно урезонивать задир.
Я порой бываю толстокожим,
но на помощь к вам всегда приду
и врагам легко начищу рожи,
там же отпечатаю звезду.
Я - предмет для всех необходимый,
как для танка толстая броня.
Ведь стране не быть непобедимой
без меня - солдатского ремня!
Виктор Бойков
Учитель
А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким?
Ученики – предполагают, что это письмо.
Учитель
В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.
Стихотворение о солдатском письме
Нет, не ракета,
А письмо солдата,
Всё, чем дышала раненая грудь,
Написано, отправлено когда-то,
Оно летит, и бесконечен путь.
Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны,
Я пишу тебе, мама, глазами на облаке
Последнее в жизни письмо.
Над моей головой расцвёл красный мак,
Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок.
Но ведь сил нет таких – до него дотянуться.
- Как его имя? Фамилия?
У него сотни имён, тысячи фамилий.
У него светлые или чёрные волосы,
Белая или смуглая кожа.
Широко распахнутые серые или карие глаза.
Ему 17, 20, а может 30…
Может он шагнул прямо из-за школьной парты.
Он в разном звании, этот солдат.
Он разный, у него много лиц, фамилий и званий
И в то же время он один во всех лицах,
Наш неизвестный доблестный солдат.
Вещевой мешок армейский с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку - очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800- 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.
Учитель
Ребята, в моём чемодане остался один предмет. Он всем хорошо известен, сегодня мы используем это при необходимости, это есть в каждом доме, эта вещь – символ памяти, жертвенности. Что же это?
Ученики
Это свеча?
Учитель
Действительно, это обыкновенная свеча. Раздаём свечи всем участникам мероприятия, зажигаем их…
Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней
Война закончилась. Но с каждым годом
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в школьном музее "Колокола Памяти"
Материал экскурсии представлен в виде презентации. Возрастная категория детей и взрослых не обозначена....
Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"
Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"....
Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»
laquo;Связующая нить: урок в школьном музее»Тема урока: «Мы памятью тех озарены…»Пояснительная записка. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисцип...
Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница"
Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница" может быть использован для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут бы...
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея....
Мини - музей "Чемодан Памяти"
Методические рекомендациипо созданию мини-музея группы«Чемодан памяти»....
Патриотическое воспитание школьный музей "Дорога памяти"
Разработки,сценарии,программа...