Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница"
методическая разработка по истории

Белова Наталья Геннадьевна

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница" может быть использован  для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут быть и учащиеся старших классов,и преподаватели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy-ekskursii-po-muzeyu-gornitsa.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Мухановская средняя общеобразовательная школа"

Сценарий экскурсии по школьному музею "Горница".

Учитель истории и обществознания, руководитель музея Белова Н.Г.

Экскурсоводы-учащиеся старших классов

1 экскурсовод Здравствуйте,дорогие ребята!Многие из вас живут в многоэтажных домах.Такие дома стали строить всего каких-нибудь сто с небольшим лет назад.Большинство людей жили в одноэтажных домах или двухэтажных.

2 экскурсовод А мы сегодня с вами побываем в настоящей русской избе и познакомимся с бытом и обычаями русского народа.

1.Отгадайте мою загадку "Она моет,она кормит,она греет".Правильно,конечно же речь идет о печи.В деревенском доме печь занимала треть избы,с ней был связан весь домашний быт крестьянской семьи.Печь обогревала дом,в ней готовили пищу,вкус которой не забывается всю жизнь,на ней спали,сушили одежду,зерно,она заменяла баню!

2.В комнате,где стояла печь старались не произносить бранных слов,т.к. печь считалась местом обитания домового,который селился либо в лапте,подвешенном для него на печь либо в подпечье.Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,он прибавлял богатство,за лень наказывал бедой.Домового было принято обязательно забирать с собой в новый дом.Его переносили в горшке с углями из старой печи,приговаривая :"Домовой,пойдем со мной!"

1.Наши предки верили,что пылающий огонь в печи, обладает целебной силой и способен уничтожить все болезни,насылаемые на человека злыми силами.

2.По диагонали от печи находился "красный" угол.Это было святое место-в нем помещались иконы,поэтому его еще называли "святым".В красном углу совершались моления,с которых начиналось каждое важное дело.Красный угол-самое почетное место в доме.Согласно традиционному этикету,человек,пришедший в избу,мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу.Сохранение первых и последних сжатых колосьев урожая,наделенных по народным представлениям магической силой,сулило благополучие семье,дому,всему хозяйству.Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.Название "красный" означает красивый,хороший,светлый.В красном углу находился и стол.Все значимые события  семейной жизни отмечались в красном углу.

1.Стол покрывали скатертью очень редко,на праздники.Есть не начинали не перекрестив лба,кушали из одной посуды деревянными ложками,первым начинал есть глава семьи.Важное место на столе занимал самовар.Чай на Руси впервые появился при царе Михаиле Федоровиче и быстро стал популярен в народе.Вначале он продавался в аптеке,т.к. считался лекарством.Во время чаепитий велись задушевные беседы,обсуждались сделки.Редко русские люди ограничивались одной чашкой,выпивая по целому самовару.

2.Отгадайте такую загадку:"Меня одну не едят,и без меня мало едят".Да,это соль.Когда-то на Руси соль была очень дорогой.За столом солонка стояла около хозяина. и он сам сыпал гостям соль.Разумеется,больше этого лакомства доставалось тому,кого глава дома любил сильнее.Незнатные гости уходили восвояси иногда не получив от хозяина и щепотки соли,хлебая несоленые щи.Отсюда и пошло выражение "уйти, не солоно хлебавши",т.е.оставить проблему нерешенной.

1.Вдоль стола стояли лавки и скамьи.Кстати на них же еще и спали!

2.Кроме лавок спали еще и на полатях.Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы.В конце 19-начале 20 века полати  во многих избах исчезли-появились кровати.

1.Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.Кто знает,что означает это слово?По словам В.И.Даля,автора "Толкового словаря великорусского живого языка",утварь-это совокупность предметов,необходимых в быту.Важное место среди утвари занимал сундук.В нем хранилось все самое ценное,в том числе и приданое.Часто сундук отделывали железом на случай пожаров.Мать начинала с рождения дочери откладывать его.С 8 лет девочки нанимались в няньки и сами начинали принимать участие в приготовлении приданого:заработанные отрезы на сарафан,платки,полотенца бережно укладывались в сундук.

2.А вот еще одна загадка "Черный конь прыгает в огонь".Кочерга представляет собой короткий железный прут с загнутым концом,укрепленный на длинной деревянной ручке.Это приспособление для размешивания углей печи.Она также использовалась в обрядовых действиях.Через кочергу заставляли перешагнуть роженицу-для ускорения и облегчения родов.Кочергу использовали для обведения магического круга,внутри которого считали себя защищенными от нечистой силы.Ее клали на порог, прежде чем выгнать коров в поле в Егорьев день (6 мая),чтобы коровы не болели и давали больше молока.

1.Какое интересное слово-чугунок!Это сосуд из чугуна-углеродистого железа.

В чугунке готовили пищу в русской печи,его форма была аналогична форме горшка.В крестьянском быту он появился,вероятно,в начале 20 века.

2.Будний день начинался с работы.

Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками,первейшая обязанность женщины,помимо приготовления пищи,было обшивание всех членов семьи.

Одежду носили домотканую-льняную или шерстяную.

Чтобы сшить одежду,надо было сначала напрясть нити.

К работе этого рода приступали осенью,после окончания уборки урожая,старались завершить ее к началу нового сельскохозяйственного цикла.

Ученые пишут,что наши бабушки трудились буквально неразгибая спины:например,для того ,чтобы спрясть нитки из одного пуда (т.е. из 16,3 кг.) подготовленного волокна,требовалось ни много ни мало 955 часов усердной работы.

Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам,в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить.Это событие было очень важным в жизни женщины.

Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор,пока дочь не станет невестой.Готовя ее к таинству сваьбы,мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу.По мнению наших предков,нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза,против нечисти.

«Непряха»,»неткаха»-были крайне обидные прозвища.

Шить,вышивать,прясть раньше умели все девушки,даже из царских семей.Отгадайте загадку:

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.(Веретено)

Это элемент прялки-веретено,т.е. «вертящаяся палочка».Вспомним сказку Ш.Перро «Спящая красавица»:принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет.

Выражение «связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения.Наши предки считали:льняная нить,которой перевязывали пуповину младенца,накрепко,на всю жизнь «прививала» к нему его Долю-маленькое божество личной судьбы,даруемое каждому человеку.

1.Из нитей ткали полотно.Ткали на домашних станках.Челнок-одна из деталей этого станка.

Для того,чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной,нужно было проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.

2.А сейчас отгадайте загадку такую:

То назад,то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь-горе:

Продырявит море.(Утюг)

Правильно,это утюг.Он нужен был для того,чтобы разглаживать ткань или одежду.

Скорее всего,первым утюгом был плоский,очень тяжелый камень.Одежду расстилали на какой-нибудь ровной поверхности,придавливали этим камнем,оставляли до тех пор,пока она не разглаживалась.

Позже утюги представляли собой жаровни,наполненные горячими углями.Их придумали в Китае в 8 веке,чтобы гладить шелк.

А у нас на Руси был другой способ.Сухое белье наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой.На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы.Назывался такой утюг рубель.

В 17 веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги.Их желательно было иметь два:пока одним гладили,другой нагревался.

Затем появился «угольный» утюг.Внутрь закладывали горячие угли и начинали гладить.

А в 1882 г. американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.

1.А вот еще одна загадка.

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.(Лапоть)

2.Основной обувью в будни и праздники были лапти.Это плетеная обувь из лыка или бересты.

Отсюда и выражение:ободрать как липку.Лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.Плетение лаптей считалось легкой работой,которой мужчины занимались буквально «между делом».Не зря про крепко выпившего человека и сейчас говорят,что он,мол,лыка не вяжет,то есть не пригоден к элементарным действиям.Зато,связывая лыко,мужчина обеспечивал обувью всю семью.Лапти привязывались к ноге с помощью длинных завязок.Завязки несколько раз перекрещивались на голени.Дешевизна,доступность,легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств.Правда,как свидетельствует практика,лапти имели очень малый срок службы.Зимой они пронашивались за 10 дней,после оттепели-за 4 дня,летом в страдную пору- и вовсе за три.Зимой ноги под лаптями закутывали на манер портянок мягкой тканью.

1.Валенки на Руси появились в самом конце 18 века.

До этого времени,кто побогаче носили сапоги,башмаки.Валенки были очень дорогие,поэтому носили их только по праздникам,надевая по очереди или по старшинству.

2.Кто отгадает такую загадку?

Висит баба на грядках,

Вся в заплатках,

Заплатка на заплатке,

А дырье не зашить.(Корзина)

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапямятных времен.Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод,грибов,плодов,овощей,переноса и хранения различных запасов-сена,травы,листьев,а также предметов домашнего обихода.

Корзины изготовляли из больших платов коры или плели из коры,корня,веток,дранки,соломы,стеблей.Они могли быть любой формы:овальные,квадратные,прямоугольные,с крышками и без.

Отправляясь в лес за грибами и ягодами,девушки гадали,подбрасывая вверх пустые корзины:если корзины падали на землю дном,это означало,что будет полной,если набок,то наполовину,а если вверх дном,то пустой.

1.Как только начинает темнеть в домах и на улицах,зажигаются огни.Кто мне назовет самое первое средство освещения?

Когда первобытный человек научился добывать огонь,он разжигал костер в пещере для приготовления пищи,тепла и освещения.

Потом,очевидно,появилась лучина.Вплоть до конца 19 века лучина была основным источником света в крестьянской избе.Чтобы получить тонкую и длинную лучину,полено надо было распарить в печи,его клали на чугун с кипящей водой,и только после того,как распарят,щепали на лучину.Лучину втыкали в светец.А светцом называли подставку с железным зажимом.Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

2.А кто отгадает такую загадку?

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.(Свеча)

На смену лучине пришла свеча.Свечи изготовляли двух типов:сальные и восковые.

Свечное освещение в деревне не всем было доступно.Свечи долгое время были дорогим удовольствием.Поэтому их зажигали по праздникам,а в будни использовали лучину.

Из сала одного быка можно было отлить около 100 свечей.

Свечу устанавливали в подсвечники.Они имели разнообразные формы и размеры,зависящие от того,на сколько и каких свечей рассчитаны.

Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу.

1.Человек постоянно что-то изобретает.Отгадайте такую загадку:

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.(Керосиновая лампа)

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года,со времени вхождения в быт бакинского керосина.С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице,не боясь загасить фитилек.

2.Отгадайте загадку:

Дом-стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек!

Днем он спит,а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.(Лампочка)

В 1872-1873 годах русский ученый-инженер Александр Лодыгин сделал первую в мире лампочку.
Она горела всего лишь полчаса.В 1873 году лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.

1.А сейчас давайте познакомимся с кухонной утварью.

На Руси обедали в полдень.Испокон веков хлеб на Руси был глдавным продуктом питания.»Хлеб всему голова»,»Хлеб на стол,так стол-престол,а хлеба ни куска,так и везде тоска»,-так говорили о хлебе наши предки.

К каждому празднику обязательно пекли пироги.Само слово «пирог» происходит от слова пир.»Не красна изба углами,а красна пирогами».

Вторым по значению продуктом были каши.

Без каши на Руси не проходили ни дня.»Каша-мать наша»,-говорили на Руси.

В древности на Руси был обычай есть кашу с бывшими врагами при заключении мира,отсюда и пословица:»С ним каши не сваришь».

Готовили каши из круп.Дробленная крупа называлась «варгеня»,из нее можно было приготовить кашу наскоро-отсюда глагол «сварганить»

А чтобы приготовить муку,крупу,надо было поработать.

2.И в этой работе помогало…Впрочем,вот вам еще одна загадка.

В лесу снято,

В дому загнуто,

Посередке заплетено,

Кругло и широко,

Дыр много,

А пролезть нельзя.(Сито,решето)

Решето-хозяйственная утварь.Это приспособление для просеивания крупы,муки,зерна.Круглая коробка,состоящая из обода и сетчатого дна.Обод и дно соединены с помощью узкого обруча.Сетка выплеталась из лыка.Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева.

Через решето отсеивалась мука более крупного помола.

Решето применялось также для сортировки крупы,зерна,а также для очистки их от оставшегося после провеивания сора.

В мифологическом сознании русских крестьян решето обладало сложной символикой.

Решето ассоциировалось с тучей,из которой проливается дождь.Его использовали в обрядах для вызывания дождя.Во время засухи женщины выливали на землю через решето ведро воды,рассчитывая,что это действие вызывает настоящий дождь из тучи-небесного решета.

Его использовали в народной медицине.При головной боли,советовали знахарки, надо взять решето в зубы и тряхнуть головой.

Испуганного ребенка надо было окропить водой,пропущенной через решето .Корову после отела следовало побрызгать через решето водой,чтобы она была здорова.

Повсеместно бытовал запрет для детей надевать на голову ребенка решето,иначе остановится рост.

2.Вот из зерна изготовлена крупа и мука.Но ее нужно продать или обменять на другой товар и поэтому нужен был…

Сам худ,

Голова с пуд.(Безмен)

Безмен-это весы.Они представляют собой металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом.На стержне нанесена шкала веса,который определяют,передвигая по стежню,до равновесия товаоа с грузом.

1.Вот хозяйка купила крупу и сварила в печке кашу.Кашу подавали на стол в общем горшке или выкладывали в миску.Миски были разные-маленькие и большие.Обратимся теперь к крестьянскому столу.Вот вам очередные загадки:

А)Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.(Ложка)

Б)Поцелую,

Полижу

И опять положу.(Ложка)

Заготовки для деревянных ложек называли баклушами.отсюда и выражение «бить баклуши».Дело в том,что разбивать полено на баклуши считалось несложной работой,простой.В конце концов так и стали говорить обо всех,кто на работе вообще ничего не делает.

Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали со всех сторон и снова опускали на стол,лишь прожевав пищу,снова брали ложку со стола и черпали ею из миски.Тот, кто не выпускал ложки из рук,считался прожорливым.Мясо ели только,когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того,как хозяин даст указание.Если кто-нибудь вел себя за столом не так,как подобает,смеялся,разговаривал,его наказывали,ударив ложкой по лбу.

Существовали различные приметы,связанные с ложкой.Нельзя было ставить ложку так,чтобы она опиралась черенком на стол,а другим концом на тарелку,так по ложке,как по мосту,в миску может проникнуть нечистая сила.Не разрешалось стучать ложками по столу,т.к. лукавый от этого радуется и скликаются на обед злыдни,существа,олицетворяющие бедность и несчастье.Нельзя класть на стол лишнюю ложку,иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

На ложках гадали:наливали в ложки воду и ставили их в сени,когда вода замерзала,приносили их в избу и смотрели,если замерзшая вода образовывала «пупочек»,это значило,что загадывающий наступающий год проживет хорошо,образование ямки означало смерть.

2.За многие века был создан огромный мир вещей,с которыми мы постоянно имеем дело.Мы вам рассказали лишь о некоторых,причем все они стали настолько привычными,что,пользуясь ими,мы как бы и не замечаем их.Или по крайней мере не так уж много о них знаем.А ведь у каждой из них своя история.

Одна история длинная,другая короткая,но любая интересна и поучительна.И лучше нам их знать.Хотя бы из уважения ко всем этим предметам,которые служат человеку верой и правдой.

1.А теперь мы предлагаем вам небольшую конкурсную программу,посвященную миру вещей.

Наш первый конкурс называется «Бюро находок»В этом сундуке много потерянных вещей.помогите вернуть их владельцам.Вы должны догадаться,кому принадлежат эти предметы,из какой они сказки.

«Бюро находок»

1.Кувшин и лопнувший шарик.(Ослик «Вини-Пух и все-все-все.»)

2.Золотой ключик (Буратино «Золотой ключик»)

3.Горшочек с бубенцами,роза,клетка с соловьем (Принц.»Свинопас»)

4.Корзина с пирожками.(Красная шапочка «Красная шапочка»)

5.Яблоко наливное и зеркало.(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

6.Старая лампа и кольцо(Аладдин «Волшебная лампа «Аладдина»)

7.Связка ключей.На одном ключе черное пятнышко.(«Синяя борода»)

8.Курточка из коричневой бумаги,зеленые штанишки,шапочка-колпачок с кисточкой.(Буратино.»Золотой ключик»)

9.Умывальник,мочалка.(Мойдодыр)

2.Второй конкурс мы назвали «Сказка стала былью».Я буду называть волшебные предметы из русских сказок,а вы современные вещи,соответствующие им.

«Сказка стала былью»

1.Гусли-самогуды (радиоприемник,магнитофон)

2.Ступа(ракета)

3.Чудо-зеркальце.(телевизор)

4.Перо жар-птицы (прожектор,лампа)

5.Клубок ниток,указывающий дорогу.(компас)

6.Сапоги-скороходы.(автомобиль и т.п.)

7.Ковер-самолет(самолет)

8.Яблочко на тарелочке (телевизор)

1.А сейчас мы с вами проведем викторину и узнаем,кто на нашем вечере был самым внимательным слушателем.

«Русская изба»

1.Что устраивали в доме в первую очередь? (печь)

2.Как называлось самое святое место в доме? (красный угол)

3.Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (ухват)

4.Как называется приспособление для размешивания углей в печи?(кочерга)

5.Вертящаяся палочка для прядения-это…(веретено)

6.Простейшая ручная машина для вязания-это…(прялка)

7.Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани?(рубель)

8.Какую обувь носили русские крестьяне?(лапти)

9.Как раньше называлась крупа?(засыпа)

10.Старое название весов (безмен)

11.Заготовки для деревянных ложек (баклуши)

12.Спальное место в избе(полати,лавка,сундук,печь)

2.И последний наш конкурс-на знание русских пословиц.

Я буду называть начало пословицы,а вы -ее окончание.

«Не красна изба углами»

1.Дом вести…(не лапти плести)

2.Дома и стены… (помогают)

3.Не дом хозяина красит…(а хозяин дом)

4.Не красна изба углами…(а красна пирогами)

5.Будет день…(будет пища)

6.Кашу маслом …(не испортишь)

7.Когда я ем…(я глух и нем)

8.Первый блин…(комом)

Загадки о быте русской избы

1.Два брата всегда видятся,а вместе не сойдутся.(пол и потолок)

2.Ниже верху,выше печи-греет плечи.(полати)

3.Много соседей рядом живут,а никогда не видятся(окна)

4.В сенях ходит,да в избу не заходит(дверь)

5.Хвост во дворе,

Нос в конуре,

Кто хвост повернет,

Тот в избу войдет(ключ в замке)

6.Крутая гора:

Что ни шаг-то нора.(лестница)

7.В нее вставлено стекло-

В доме сухо и светло.(рама)

8.Что в избе не видно?(тепло)

9.Черен,

Голенаст,

Выгибаться горазд.(дым)

10.Жевать -не жую,

А все поедаю(огонь)

11.Золотая тетерочка
По жердочке бежит(огонь на лучине)

12.Стоит столб,

Горит свет,

А углей нет(свеча)

13.На кочке огонечек,

На огонечке –пузыречек.(керосиновая лампа)

14.Лето придет-не глядят на нее,

Зима настанет-обнимают ее(печь)

15.Кто в избе рогат?(ухват)

16.Черная гагара
По полю скакала,

Золото собирала.(кочерга)

17.Лежит Сивка-

Исколота спинка(терка)

18.Новая посудина,

А вся в дырках(решето,сито)

19.Маленький конь,

А все озеро выпил(ложка)

20.Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит-

Станет она чище.(щетка)

21.Без рук,без ног,

Лапшу крошит(нож)

22.На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине(чайник)

23.Четыре ноги,

Два уха,

Один нос

Да брюхо(самовар)

24.На улице-бряк,

Загрохочут-звяк,

А обратно пойдут-

Слезы потекут(ведра)

25.Дядя Афанасий лыком подпоясан,

По полу елозит,спины не занозит (веник)

26.На стене болтается,

Всяк за него хватается(полотенце)

26.Четыре уха,

А перьев не сосчитать(подушка)

27.И языка нет,

А правду скажет(зеркало)

28.Ног нет,а хожу,

Рта нет,а скажу:

Когда спать,

Когда вставать.(часы)

29.В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом пришел

Всех вокруг собрал(стол)

30.Есть спина,а не лежит,

Четыре ноги,а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит.

(стул,скамья)

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по миру русской избы.

До свидания,ребята!До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"

Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"....

Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.

Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея....

Сценарий экскурсии в школьном музее

Тема" История школы". Проводят экскурсоводы 8 класса. Целевая аудитория 4, 5 и 6 класс....

сценарий экскурсии в школьном музее

История одного экспоната. Письма с фронта. Краеведение....

сценарий экскурсии в школьном музее "Шаг в прошлое..."

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в...

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти»

Расширение знаний школьников по истории страны, познакомить ребят с предметами солдатского быта;- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;- развивать эстетическое воспитание детей...