Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"
проект по краеведению (7 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в школьном музее40.67 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №127 городского округа  Самара

Сценарий экскурсии

в школьном музее

 «Куйбышев – запасная столица!»

Составитель:

Жидкова Лариса Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №127

Красноглинского района

г.о. Самара

Самара, 2015г.

        Куйбышев – запасная столица

Ученик 1.  22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, вероломно напала на Советский Союз. Грозная опасность, нависшая над нашей Родиной, прервала мирную жизнь. Мужчины добровольно уходили на войну. Ещё не до конца осознавая, что их ждёт впереди. Среди них и наши земляки. Таков, например, Трофимычев Борис Иванович, прадедушка  ученицы нашей школы Риты Житновой.

Рита Житнова рассказывает о прадедушке.

Ученица 1.  К середине октября 1941 г. в армию из области было направлено свыше трёхсот человек. За время войны из Куйбышевской области ушли на фронт 26,7 тыс. коммунистов и 64 тыс. комсомольцев.

Ученик 2. 15 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение, учреждавшее «запасную столицу» в Куйбышеве.

Почему же именно наш город стал запасной столицей?

Прежде всего, близость к фронтам. Куйбышев - один из важнейших узлов, прямое сообщение с Уралом, Дальним Востоком, Средней Азией, Сибирью Казахстаном, центр одного из крупнейших военных округов…  Ну и, наконец, Волга – транспортная магистраль и водная преграда, защищавшая город с запада.

Ученица 2.  В октябре-ноябре 1941 г. в Куйбышев эвакуировалась часть аппарата ЦК ВКП (б) и СНК СССР, ЦК ВЛКСМ, Президиум Верховного Совета СССР, Народный комиссариат по иностранным делам, дипломатический корпус.

Ученик 3. 17  октября в Самару приезжают Калинин М.И. – председатель Президиума Верховного Совета СССР, маршал К.Е. Ворошилов – член ГКО, А.А. Андреев – секретарь ВКП (б), А.Ф. Горкин - секретарь Президиума Верховного Совета СССР, М.Ф. Шкирятов – заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и другие партийные и государственные работники.

Ученица 3.  Немного позднее в Куйбышеве обосновался Исполком Коминтерна во главе с Г. Димитровым. 20 октября в Куйбышев прибыли дипломатические миссии. Вместе с дипломатами в Куйбышев приехали около 400 человек – из состава 2-го Главного Управления НКВД СССР во главе с заместителем начальника Управления полковником госбезопасности Бутенко.

   В Куйбышеве также во время Великой Отечественной войны располагались военные миссии и посольства разных стран.

Ученик 1.  Пребывание правительственных и партийных органов страны в Куйбышеве способствовало ускорению ввода в действие эвакуированных предприятий, перестройке работы промышленности на военный лад.

   В связи с изменениями положения Куйбышева в государственной системе  нестабильностью ситуации на советско-германском фронте были приняты и другие меры по организации защиты города и области.

Ученица 1.  В октябре 1941 г. на основании Постановления ГКО началось строительство Куйбышевского оборонительного рубежа, который проходил по территориям Ставропольского, Ново-Буянского, Шигонского, Сызранского, Приволжского, Ново-Спасского, Майнского районов.

   Вместе с переводом в Куйбышев правительственных учреждений сюда также переводятся несколько дополнительных подразделений внутренних войск НКВД, предназначенных для охранной службы.

Ученик 2.   Из состава 1-го корпуса ПВО и других соединений в район Куйбышева перебрасываются значительные по тому времени силы и средства – авиационные, защитные, прожекторные и другие части и подразделения.

   Решениями республиканского правительства было определено строительство в центре города силами треста «Волгосланец» и местного населения нескольких повышенной устойчивости убежищ тоннельного типа, способных разместить до 40 тысяч человек; перевод на военизированное положение городской пожарной охраны; создание в городе аварийно-восстановительного полка МПВО.

Ученица 2.  Осенью 1941 г. враг стал угрожать Москве.

     Гитлер намеревался провести на Красной площади парад немецких войск. И парад состоялся, но только не немецкие солдаты маршировали.

     7 ноября 1941 года прошли колонны войск Красной Армии в Москве на Красной площади. Одновременно парад прошел еще в Воронеже и в «запасной столице» - Куйбышеве.

Ученик 3.   В Куйбышеве в параде приняли участие формировавшиеся в ПриВО 65 и 237 дивизии. Командовал парадом генерал Михаил Пуркаев, а принимал - маршал Климент Ворошилов. На трибунах были Калинин, Андреев, Шверник, Шкирятов, Вознесенский, Первухин, Ярославский. Слева от трибуны располагался дипломатический корпус и журналисты. Возможно, именно для них в Куйбышеве был устроен один из трех парадов - иностранцев надо было убедить, заставить их поверить, что СССР не сломлен.

Ученица 3. Полтора часа перед трибунами шли пехота, курсанты военно-медицинской академии, сводный женский батальон войск ПВО и гарцевала кавалерия. За ними - танки «БТ-7» и «Т-35», мотопехота на «ЗиС-5» и противотанковые пушки с тягачами. В небе пролетели штурмовики, истребители и бомбардировщики.

Бойцы прямо с площади уходили на железнодорожный вокзал, грузились эшелоны и уезжали на фронт защищать Родину.

Ученик 1.  В дни войны проведение военного парада имело большое военно-политическое значение, оказало моральное воздействие большой силы на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у населения.

     По силе воздействия на ход дальнейших событий, по моральному воздействию военные парады, проведенные в Москве, Воронеже и Куйбышеве приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны.

Ученица 1. Читает стихотворение о площади Куйбышева.

Ученик 2.   В феврале 1942 г. в Куйбышеве началось строительство бункера-убежища – рабочего кабинета И.В. Сталина.

     Проект создавался ускоренными темпами архитектором Юлианом Островским. Тогда же на Волгу командировали 600 московских метростроевцев, шахтеров Донбасса и перевели на строительство заключенных. Работа велась в три смены девять месяцев, и 1 ноября 1942 года «объект особой секретности» был сдан, принят в эксплуатацию 16 декабря 1942г.

Ученица 2. Система бомбоубежища по тем временам была совершенна и надёжна. Бункер был герметичен и рассчитан на полную автономность в течение 5 суток.

     Справа от парадной лестницы в холле куйбышевского обкома партии находилась неприметная дверь, возле которой круглосуточно дежурил сотрудник НКВД. Сразу за ней железная створка, как на подводной лодке. Далее небольшой коридор выводил на лестницу так называемой первой очереди и к кабине лифта. Ступеньки убегают вниз на 14 метров, или три этажа. Стены сделаны из намертво скрепленных болтами бронированных листов со свинцовой прослойкой.

Ученик 3. Внизу площадка, где за толстой стальной дверью начинается пятидесятиметровый коридор, ведущий к лифту запасного выхода и к лестнице в главное подземелье. Наверное, правильнее было бы назвать подбетонье, ведь над всем этим сооружением монолитный бетон толщиной 3 метра, песчаная прослойка и еще один метровый бетонный «тюфяк». Подземный кабинет Сталина в Куйбышеве был сделан как копия кремлевского. Площадью около пятидесяти квадратных метров.  

Ученица 3.   Полированный паркетный пол и совсем немного мебели: письменный стол, полукресло, «ленинский», с белым чехлом, диван. На светло-коричневых деревянных панелях стен два портрета: Суворов и Кутузов. Своеобразное мягкое освещение создают фальшь-окна из зеленоватого шелка. В кабинете шесть дверей, как и в Кремле. Правда, четыре из них фальшивые. Одна ведет на выход, другая - в санузел, помещение которого сейчас используются как музей гражданской обороны. Стенды, плакаты, фотографии. Тут все осталось нетронутым со времен постройки.

Ученик 1. К счастью, укрепления в центре и вокруг города Куйбышева не имели практического применения. Войска противника не смогли ступить на землю нашего региона. Мало использовалась здесь в боевых условиях и система ПВО. В 1942 г. в оперативных границах Куйбышевского дивизионного района ПВО было зарегистрировано 54 самолёто-пролёта противника.

Ученица 1. В Куйбышеве в посольстве Чехословакии шли переговоры и об организации на территории СССР воинского формирования чехословацкой армии. В 1942-43 гг. в г. Бузулуке был создан под руководством будущего президента Чехословакии Л. Свободы 1-й Чехословацкий батальон.

  Дипломатический корпус оставался в Куйбышеве до августа 1943 г. Только после битвы на Курской дуге, когда окончательно определилась наша победа, иностранные представительства стали покидать  Куйбышев. А город стал одним из важнейших арсеналов фронта.

Тыл ковал победу

Ученик 2.  Колоссальные жертвы, принесённые народами нашего Отечества во имя его свободы и независимости, напряжённый труд и подвиги в тылу не пропали даром –  над врагом была одержана полная победа.

   В неимоверных трудностях, в холоде и голоде, в крови и ужасах труженики тыла выстояли, победили и спасли страну от фашизма. Они знали, что исход войны решается и в тылу тоже, где шла великая битва за боевую технику, за металл, за хлеб. Люди работали в две, а то и в три смены, не жалея себя, своих сил.

Ученица 2.   Перестраивалась на военный лад работа заводов, совхозов, колхозов, МТС. На место ушедших на фронт мужчин вставали женщины, подростки, старики.

   Трудно было растить волжский хлеб. В армию были призваны более сотни тысяч наиболее трудоспособных колхозников и механизаторов.

   Так,  Наша землячка Лидия Антоновна (место, дата рождения и фамилия не известны), будучи подростком, работала в колхозе – собирала рожь, пшеницу а потом молотила их.

Ученик 1. Солкин Павел Иванович (родился 1 марта 1931 г. в г. Куйбышеве), когда ему было 12 лет работал на полях с раннего утра до позднего вечера, пахал, сеял, собирал урожай, как и многие его ровесники, наравне со взрослыми. По ночам дежурили, вдруг что-то заметят подозрительное, обязательно подавали сигнал. Только летом 1941 г. в области приняли участие в сельскохозяйственных работах 105 037 учащихся и 8 тысяч учителей.

Ученица 1.   Преподаватель Самарского социально-педагогического колледжа Минчук Галина Александровна во время Великой Отечественной войны работала секретарём и училась на третьем курсе в педагогическом училище. «Много было трудностей с едой, всегда хотелось кушать», -  вспоминала она. Но они помогали колхозникам убирать урожай и перерабатывать его.

Ученик 2.   Несмотря на сложность, трудность времени, были и яркие моменты в их жизни. Таким эпизодом, например, для Игнатовой (Мамышевой) Екатерины Михайловны (родилась 27 декабря 1931 г. в Самарской области, Хворостянском районе, п. Прогресс) был Новый год в детском доме. В гости к ним пришёл Дед Мороз. Это было великим чудом. А самым неожиданным было то, что он принёс подарки и раздал их детям. Небольшие кулёчки из газетной бумаги с дрожью в руках открывали дети. И что они увидели в них? Это были… семечки, настоящие семечки! Каким это было счастьем! Ведь раньше об этом и не мечтали, ели только жмых (отходы от семечек), и то это было лакомством, а тут настоящие семечки!

Ученица 1.  В июле 41-го в Куйбышев пришли первые эшелоны с оборудованием и семьями рабочих и служащих, эвакуированных из Киева: №454 на площадку промартели «Ход» и завод Артема в посёлок Управленческий. Следом прибывали эшелоны из Артемовска, Тулы и Коврова - завод №525, из Ступина - агрегатный №35. В октябре стали прибывать ведущие авиационные заводы из Москвы - №1 и №18 из Воронежа, московский моторостроительный №24,

Московский подшипниковый завод.

Ученик 2.  В недостроенных цехах копали, бетонировали, устанавливали станки, прокладывали силовые кабели. В сверхсжатые сроки было демонтировано, вывезено и вновь установлено оборудование на новых площадках.

     В Куйбышевскую область эвакуировались предприятия с Украины, Белоруссии, центральных областей России. Часть семей заводских работников расселяли в сельских районах, где они сразу включались в работу. Делалось всё, чтобы как-то уменьшить бытовые трудности.

Ученица 2. Организовывались дополнительные здравпункты, магазины. Жители города потеснились и приняли эвакуированных. Было очень тесно, но люди жили и выпускали оборонную продукцию, несмотря на то, что не хватало тепла, электроэнергии, жилья и специалистов.

   Город становится поставщиком самолетов, огнестрельного оружия и боеприпасов.

 Ученик 3.  В конце декабря 1941 года в небо ушли первые штурмовики» ИЛ-2».

   Пожалуй, ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой не были использованы самолёты, выпущенные нашими авиационными заводами. Всего изготовили и отправили на фронт самолётов – «ИЛ-2» - 36 163! 

   «Черной смертью» прозвали ИЛ-2 фашистские солдаты.

Ученица 3. Обстреливая передний край обороны на предельно низкой высоте, на бреющем полете, штурмовики сеяли у неприятеля панику, страх и ужас, подавляя врага морально. Гитлеровское командование назначило специальное вознаграждение за каждый сбитый самолет Ил-2.

   Но какой ценой всё это создавалось!

   На заводе работали по 16-18 часов в сутки, домой не уходили, спали здесь же, в заводских цехах. Ушедших на фронт рабочих заменяли женщины и дети.

Ученик 1. На завод пришли 12-14-летние мальчики и девочки. Ростом они были ниже станка, и поэтому для них перед станками ставили деревянные ящики. Стоя на ящиках, дети выпускали продукцию для фронта.

   Так, Михайлин Михаил Степанович (родился 4 октября 1932 г. в Куйбышевской области, в Сергиевском районе, в селе Чернавка) работал на заводе, когда ему было всего 9 лет.

Ученик 2. Читает стихотворение В. Радкевича «Баллада о банке варенья».

Ученица 1.  В период войны наиболее широко было развито патриотическое движение за создание Фонда Обороны. В 1941-45 гг. в Куйбышевской области туда поступило 114 324 тысячи рублей. Так, колхозник сельхозартели им. Кирова Борского района М.А. Игнатов и тракторист из Похвистневского района А.И. Столяров внесли из своих трудовых сбережений по 100 тысяч рублей.

Ученик 3.   Пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны «Юный пионер» 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей.

     По инициативе комсомольцев завода «КАТЭК» были собраны средства на эскадрилью самолетов «Куйбышевский комсомолец».

    В течение всей войны на фронт шли с берегов Волги посылки для фронтовиков: тулупы, варежки, носки, телогрейки, валенки, шапки и продовольственные посылки.

Ученица 2.    Много лет хранил Герой Советского Союза танкист Н. Кошаев письмо из полученной им на фронте посылки из куйбышевской области. В посылке были варежки, кисет с табаком, кусочек копченой колбасы и конфетка, привязанная ниточкой к письму, в котором воспитательница детского сада из Куйбышева писала, что дети получили по конфете, а Света Глушенкова попросила послать её на фронт.

Ученик 1. «Дорогой боец! Я выполняю просьбу своей воспитанницы. Будь здоров и невредим! Бейте фашистских гадов и помните, что о Вас думают и не забывают наши дети».

Ученица 3. Читает стихотворение Мины Сениной «Посылка на фронт»

Ученик 2. Широкое распространение получило донорство. Областная станция преливания крови снабжала консервированной кровью не только местные эвакогоспитали, но и отправляла тысячи килограммов её на фронт. Примером в этом благородном деле была А.К. Шарова, мастер завода им. Масленникова г. Куйбышева, отдавшая более 13 литров крови.

Ученица 1.   Шатинкова Александра Ивановна (родилась в 1927г. в Кинель), которой было тогда 15 лет, помогала раненым, бывшими «нередкими» гостями в их селе. «Нам очень не хватало бинтов, - говорила Александра Ивановна, - поэтому приходилось использовать всё, что могло сойти за перевязку – бельё, простыни…».  

Ученик 3. Молодёжь, школьники окружали семьи воинов самым трогательным вниманием, оказывали всевозможные бытовые услуги: пилили дрова, ходили за покупками, ухаживали за малышами и больными, обрабатывали огороды.

   Особая забота была проявлена о детях фронтовиков. При исполкомах Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Расширялась сеть детских учреждений.

Ученица 2.  Люди фронта и тыла жили единой жизнью. Единая цель была у них – победить фашизм.

    Куйбышев - перекресток Европы и Азии, крупный железнодорожный узел связывающий Центр с Сибирью и Средней Азией. Порт на Волжской трассе. «Второе Баку» - крупнейшее нефтяное месторождение. И не было ни одного крупного сражения, в котором не участвовало вооружение, созданное руками куйбышевцев. 225 тысяч жителей города и области по официальным данным погибли на полях сражений Великой Отечественной войны.

Ученик 1.  И, сейчас как символ города-столицы, стоит на перекрестке Московского шоссе и Кировского проспекта Самолет. В годы войны он поднялся в небо и устремился на фронт. Был сбит на Карельском перешейке. Идея выставить в качестве памятника реальный самолёт ИЛ-2 - труженика Великой Отечественной войны возникла на Авиационном заводе у ветеранов. И тут выяснилось, что штурмовик ИЛ-2 давно снят с вооружения.

Ученица 3.  Поиск фронтового штурмовика поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Задача разыскать ИЛ-2 оказалась делом отнюдь не простым, за помощью обратились к командованию ВВС. Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932.

Ученик 2. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляревским и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года. Дерево сгнило, все железные части покрыты ржавчиной. Извлекать останки самолёта заводчанам помогали авиаторы подразделений Ленинградского военного округа, жители местных городов и сел, железнодорожники, ветераны штурмовой авиации. Восстановили и историю именно этого самолёта. Он был испытан заводским лётчиком-испытателем, Героем Советского союза Константином Рыковым, после чего передан в 828-ой штурмовой авиационный полк на Карельский фронт.

Ученица 3. Командиром данного самолета был Константин Михайлович Котляровский, стрелком-радистом Мухин Евгений. Стрелок погиб, а командир ещё долго воевал на фронтах войны. Штурмовик прибыл в Куйбышев в полуразваленном состоянии. И каждому ветерану завода думалось, что именно он создавал эту машину - то ли собирал, то ли клепал, то ли устанавливал вооружение или двигатель.

Ученик 3. Старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали.

   Когда, восстановленный заново самолет ИЛ-2 везли от завода № 18 до места его установления на перекресток, то, казалось весь город выстроился вдоль нынешнего проспекта Кирова и со слезами на глазах люди приветствовали - этого ГЕРОЯ военных лет ИЛ-2, вернувшегося с поля боя через много лет. Выступивший на митинге-открытии памятника, летчик первого класса подполковник запаса К. М. Котляровский сказал: «..Завод выпускал прекрасные машины. За время войны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолета Ил-2».

3 ученицы читают стихотворение Г. Прыткова «Безымянский поворот»

Ученик 1. Вам досталась тяжелая доля, Вы с честью пронесли её через всю жизнь.

Ученица 1. Это Вы воевали с фашистами, освобождая родную землю.

Ученик 2. Это Вы в тяжелые годы Великой Отечественной войны вставали к станкам, работали на стройках и полях.

Ученица 2. Это Вы своими ратными и трудовыми делами приближали Победу!

Ученик 3. Это Вы поднимали страну после войны, не жалея своих сил, думая о будущем детей и внуков!

Ученица 3. Всем Вам низкий поклон и достойного заслуженного отдыха!

Ученик 1. Радости, понимания и тепла от детей, внуков и уважения окружающих!

Ученица 1. Мы будем помнить всё, что Вы сделали для нас и великая Вам наша благодарность!

Ученик 2. А тем, кого уже нет - Светлая память! Простите нас!

Приложение 1.

Мина Сенина. «Посылка на фронт»

Для победы все, для фронта
Люди трудятся сейчас!
Вот и мы хотим хоть что-то
Сделать, воины, для вас.

Чтоб работать,  нам сказали, –
Мы пока ещё малы...
Вот посылку мы собрали
От дворовой детворы.

Чтобы вам не скучно было,
Мы вам куклу положили.
Кукла – прелесть, нету лучше,
Платьице, как яблонь цвет!
Эта кукла – от Катюши,
У которой мамы нет.

У меня игрушки были,
Там остались все они!..
Мы бежали – нас бомбили,
Еле ноги унесли...

Я кисетик вам пошила,
Шёлком вышила его.
Бейте немцев что есть силы!
Нам не жалко ничего.

Грузовик, вот поглядите,
Дарит вам Шапиро Витя.
А купили его Вите
Перед самою войной.
Он большущий, и учтите –
Раньше был он заводной!

А малышка наша Тоня
Научилась вырезать.
Эти звёзды из картона –
От неё, их целых пять!

Возвращайтесь все с победой!
Мы вас очень-очень ждём
В доме 8 на Безбедной,
Где пока-что мы живём.

Да, посылку все большие
Вам отправить разрешили.
Ящик тоже они дали!
А письмо писала
                             Галя.
5июня 1944г.

Г. Прытков «Безымянский поворот»

Знаменитый перекресток-

«Безымянский поворот».

Здесь стоит не так-то просто

Легендарный самолет.

На постаменте ко взлету

Он как будто старта ждет.

А проезжий самолету,

Круг почета отдает.

Круто повернешь баранку,

Ты на Кировском шоссе.

И увидишь Безымянку

В нестареющей красе.

Здесь за считанные годы

Всё менялось на глазах:

Поднялись Дворцы, заводы

И дома стоят в садах.

Самолеты и ракеты

И теперь здесь создают.

Свои навыки, секреты,

Молодым передают.

Безымянская закалка,

Нас на подвиги зовет:

В мудрый разум и смекалку

И в космический полет.

Трудовой и благородный

Безымянский наш народ.

Гордость памяти народной

«Безымянский поворот»!          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница"

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница" может быть использован  для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут бы...

Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.

Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея....

Сценарий экскурсии в школьном музее

Тема" История школы". Проводят экскурсоводы 8 класса. Целевая аудитория 4, 5 и 6 класс....

сценарий экскурсии в школьном музее

История одного экспоната. Письма с фронта. Краеведение....

сценарий экскурсии в школьном музее "Шаг в прошлое..."

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в...

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти»

Расширение знаний школьников по истории страны, познакомить ребят с предметами солдатского быта;- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;- развивать эстетическое воспитание детей...