Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»
методическая разработка по истории (7, 8, 9 класс) на тему
«Связующая нить: урок в школьном музее»
Тема урока:
«Мы памятью тех озарены…»
Пояснительная записка.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества и в случае необходимости встать на его защиту. Но сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно - нравственном совершенствовании, уважении к историко — культурному наследию своего народа.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил А.Августин (средневековый философ) ,отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то нужное обществу. В связи с этим работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечества, гуманизма, благородства, гражданской чести.
Серьезный вклад в решение этого вопроса вносит музейная педагогика. Уроки в музее становятся важной частью духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Сверхзадача педагога, занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Учителю истории просто необходимо, на мой взгляд, взаимодействовать с музеем. В нашей школе, на базе школьного музея Авиации и космонавтики им.Ю.А.Гагарина, действует агитбригада «Память», созданная мною в 2006г. Основным направлением деятельности агитбригады является пропаганда гражданской ответственности, любви к Родине и преданности своему Отечеству, формирование патриотических чувств на основе культурно-исторических ценностей. В результате деятельности агитки музей приобрел новую экспозицию «Реликвия моей семьи». Ребята собирают информацию о родственниках-участниках Великой Отечественной войны, готовят выступления, выпускают стенгазеты, встречаются с ветеранами.
Урок, который представлен Вашему вниманию, создан по результатам деятельности агитбригады «Память», где действующими лицами будут сами ученики и их работы.
Аннотация урока
Тема урока: «Мы памятью тех лет озарены…»
Тип урока: комбинированный
Материально-техническое обеспечение: экспозиция в музее «Реликвия моей семьи», работы учащихся, презентация, мультимедиа проектор, Тексты материалов представляются в печатном виде (бумага формата А 4, шрифт Times New Roman 14, полтора интервала в текстовом редакторе «Word for Windows 6.0») и на электронном носителе (компакт-дисках).
В презентации используется музыка и видеосюжет.
Место проведения урока: школьный музей Авиации и космонавтики им. Ю.А.Гагарина
Цели урока:
1. Характеризовать значимость Победы Великой Отечественной войны. Раскрыть причины Победы советского народа.
2.Развить навыки работы с документами, дополнительной литературой, дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию.
3.На примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.
4.Формировать способность самостоятельно давать нравственные оценки общественно-историческим событиям, соотнося их с гуманистическими нравственными нормами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в музее «Мы памятью тех лет озарены…»
Технологическая карта урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Обеспечение |
Создание проблемной ситуации | Ребята, обратите на тему урока. Чему будет посвящен наш урок? | Мы будем говорить о простых людях и о героях, которые стали участниками Великой Отечественной войны. | Тема записана на электронной доске |
Вводное слово учителя, формулирование проблемы | Все дальше и дальше уходит время от победного мая 1945 года. Уже третье послевоенное поколение живет на Земле. Зарастают травой памятники, могилы, как заросли и сравнялись с землей траншеи и противотанковые рвы после боев. Но есть места, где все еще помнят фронтовиков и тружеников тыла. Назовите их. | Место, где все еще помнят фронтовиков и тружеников тыла, - это семья. Но и эта память уходит. Время стерло многие подробности, но самые горькие и светлые моменты еще сохраняются, их передают из поколения в поколение. | |
Актуализация знаний Поиски решений проблемы | Что мы уже знаем по этой теме? Что же нового мы сегодня сможем узнать о той войне? | Вспоминают изученный ранее материал: В ходе изучения Великой Отечественной войны мы узнали причины войны, планы сторон, основные сражения. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, результаты войны и значение победы. (Определяют каких знаний им не хватает , где и как их добыть) На уроке мы попытаемся стать ближе к тем событиям, увидеть их глазами очевидцев, через воспоминания своих близких. Рассказ ученика о своей героической семье: Так сложилось, что тема истории Российского государства и его вооруженных сил, особенно в период Великой Отечественной войны, близка и интересна нашей семье. | На доске появляется слайд
«Ожившая история» |
Открытие новых знаний Применение новых знаний. Вывод по проблеме | Почему же каждый человек должен знать историю своей семьи, народа, страны? | Не имея корней, нельзя стремиться ввысь, расти и развиваться | |
Рассказ ученицы: История страны состоит из истории каждой отдельной семьи, истории жизни каждого отдельного человека. В моей семье есть тот, имя которого известно всей России. Это мой прадедушка, Кутахов Павел Степанович, дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации. В прошлом году мы ездили на родину прадеда. Там я и узнала эту историю.(см.презентацию) | Презентация «Семейные реликвии Кутаховых» | ||
Ребята, что вас взволновало в этой истории? | 4 декабря наш класс ездил на экскурсию в Монино в музей Военно-Воздушных сил. Там мы видели памятную мемориальную доску маршала П.Кутахова и самолет, на котором он боролся с фашистами. В такие моменты далекие фотографии оживают и становятся частью нашей жизни. | ||
Война принесла много горя. Какие слои населения были особенно уязвимы? | Особенно страдало мирное население старики, женщины дети. Но именно они старались всеми силами помочь фронту. | Презентация о детях войны | |
О чем говорит статистика? | Статистика говорит сама за себя:18 млн. детей остались сиротами после Великой Отечественной войны | Презентация о детях войны | |
Учитель читает стих:
«Может тьма подземная нетленна, Обозначала меж нами грань. Слышишь батя, слышишь, на коленях Оползу всю землю – только встань!» Целое поколение сирот, потерявшее на век ощущения гармонии, материнской ласки, отцовской любви – обретало себя, заново на просторах нашей Родины | Рассказ Кубаревой П.: Детство моего дедушки Паши закончилось в 10 лет. Началась Война! Все взрослые мужчины и мой прадед ушли на фронт. В колхозе остались одни старики, женщины и дети… (см.презентацию) | Презентация о детях войны | |
Исходя из того, что мы услышали, какой вывод напрашивается? | Дети войны также совершали трудовой подвиг ради Победы, как и их отцы на фронте. Они не похожи на наших сверстников, эти дети более ответственны, трудолюбивы, нам есть чему поучиться у них. | ||
Дети и война не совместимые понятия, именно первыми дети становятся невинными жертвами политических амбиций. | Рассказ ученика: Летом 1942г. моему дедушке Коле было всего 5 лет. Дети очень голодали. Однажды пятилетний Коля увидел в огороде уже созревший красный помидор и протянул к нему руку. В это время откуда-то выскочил немец, что-то закричал на своём языке и нацелил на мальчика автомат.(см.презентацию) | Слайды: Дети войны | |
К сожалению после Победы над фашизмом военные конфликты не закончились. Профессия «военный» в нашей стране – это нить связующая время. | Ученик А.Шеньшаков : На одном из иностранных Интернет-ресурсов я, Андрей Шеньшаков, прочитал, что мой дедушка -Ким Македонович Цаголов «русский генерал, для которого интересы России превыше всего».(см.презентацию) | слайды: «Времен связующая нить» | |
В любой семье - есть свои герои, свои победители, продолжатели традиций, истоки которых во временах стародавних, когда вера, честь и любовь к отчей земле определяли само понятие «мужчина», «ратник», «защитник». | Ребята делают вывод: Великая Отечественная война – есть точка отсчета нашей совести. Ибо до сих пор по солдатам 40-ых мы сверяем свою правду и долг. Да, мы часто совершаем ошибки. Это правда. Но никто и никогда не усомнится в доблести и мужестве нашего народа! Никто и никогда! | Отрывок из фильма «Офицеры» | |
Учитель подводит итог урока: И пусть сегодня не всегда мы осознаем всю глубину и значимость этой Победы, но я знаю, что однажды каждый почувствует свое причастие к Родине, не сможет сдержать слез у вечного огня, а седая беззащитность наших пожилых людей отзовется в сердце пронзительной болью. | Дети смотрят отрывок из к/ф «Офицеры» | Домашнее задание: продолжаем участие в проекте агитбригады «Память» - «Реликвия моей семьи» |
Учитель истории Храмцова Людмила Юрьевна
ГБОУ СОШ № 1460
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014
Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...
Экскурсия в школьном музее "Колокола Памяти"
Материал экскурсии представлен в виде презентации. Возрастная категория детей и взрослых не обозначена....
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
«Времён связующая нить: урок в школьном музее»
Предмет: Музейный урокТема: "Отчизны верные сыны"Форма урока : урок по краеведению в форме игры "Колесо истории"Цель: Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к свое...
Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"
Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...
Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"
Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...
Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"
Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...