Формы индивидуальной коррекционной работы и помощи педагогам, находящимся в критической стадии психоэмоционального профессионального выгорания
методическая разработка

Галышева Ирина Владимировна

Материал предназачен для работы педагога-психолога с педагогическим коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Сообщение на стажировочной площадке на тему:

ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В КРИТИЧЕСКОЙ СТАДИИ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

                                                                           Подготовил: педагог-психолог

                                                                          МБОУ СОШ №13 Галышева И.В.

Серпухов, 2022г.

Эмоциональное и профессиональное выгорание – одно из самых неприятных эмоциональных проблем, которые может испытывать человек, поэтому очень важно уже на начальной стадии его возникновения предпринять меры по его устранению. Если вы обнаружили в себе предупреждающие признаки выгорания, помните, что если вы не примете меры, они могут только ухудшиться. Своевременно предпринятые меры позволят вам вернуть контроль над своей жизнью, достичь большей гармонии и предотвратить полномасштабное развёртывание эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания имеет свои стадии. Если вас постиг СПВ, то, прежде всего, вы почувствуете:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • начинается приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; неожиданно можно заметить: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Если на этом этапе не начать борьбу, то вас ждет вторая стадия.

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • вы ощущаете чувство загнанности в клетку, негативные чувства к коллегам и воспитанникам, неадекватные эмоциональные реакции, интерпретируемые партнерами, как неуважение к ним, упрощение профессиональных обязанностей, хотя интеллект и навыки сохранены, но при пустом взгляде и холодном сердце.

Эта стадия не может длиться вечно. Вспомните физиологию – если боль слишком сильна, чтобы защитить вас, мозг рано или поздно отключит болевые ощущения. И тогда вас ждет третья стадия:

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • третья стадия не случайно именуется «стадией истощения» - у вас больше нет эмоций, сил, воли. Один ум, но работа на автопилоте, резкость, озлобленность, грубость, осуждение бывших профессиональных ценностей, отстраненность, уединение вплоть до близких. Первые психосоматические симптомы: головные и спинные боли, бессонница, апатия, депрессия, тошнота, а затем и любые другие психосоматические болезни, обжорство или анорексия.

Для профилактики и устранения симптомов эмоционального сгорания у специалистов проводятся занятия, включающие в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания:

1. Органический (телесный).

2.  Эмоциональный.

3. Рациональный (смысловой).

4. Поведенческий.

1. Органический (телесный) уровень. Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ СМОРЕГУЛЯЦИИ

  1. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

Виды релаксации:

- дыхательные упражнения:

1)МОБИЛИЗИРУЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды. Затем такой же по продолжительности выдох как и вдох.

2) ДЫХАНИЕ ЦВЕТОМ

Закрываем глаза, дышим медленно, спокойно, представляем  как золотистый поток воздуха вдыхаем в легкие, распространяем его по всему телу. Наслаждаемся глубоким неторопливым дыханием, очищаем себя от проблем, негатива, выводим наружу все через длинный выдох.

3) БАБИЙ ВЫДОХ (голосовая разрядка) ОООООХ

4) НАДУВАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАР

5) ДЫХАНИЕ ЗОЛОТАЯ НИТЬ

7) ДЫХАНИЕ с ЗАМКОМ. Вдох и руки над головой поднимаются в замок. Задержка дыхания 2-3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.

-ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА

А- воздействует благотворно на весь организм

Е-воздействует на щитовидную железу

И –воздействует на мозг, глаза, уши, нос

О-сердце, легкие

Я-работу всего организма

М-тоже

ХА- помогает повысить настроение

- релаксационная гимнастика (ощущение себя в теле и др.)

- аутогенная тренировка,

- аутотренинг,

- упражнения для саморасслабления,

- метод простого и быстрого расслабления мышц,

- техника постепенной релаксации мышц,

- расслабление через напряжение,

- упражнения на расслабление мышц.

- ЗВУКОВЫЕ ЧАШИ

-Ароматерапия:  

Стимулирующее воздействие:

Мускатник, можжевельник, лимон, гвоздика, розмарин, мята перечная.

Очищающее, дезинфицирующее воздействие:

Лаванда, лимон, мускатник, шалфей, герань, апельсин, мандарин,

бигарадия, лимонник, гвоздика.

Гармонизирующее воздействие:

Лепестки розы, сандал, апельсин, мандарин, майоран, бигарадия.

Расслабляющее и успокаивающее воздействие:

Мелисса, ромашка, , шалфей, базилик, лаванда, розмарин, валерьяна, кедр,

сандал, жасмин.

-Музыкотерапия:

Для профилактики утомляемости, нервном истощении:

-«Утро» Э. Грига;

-Рассвет над Москвой- рекой» М.Мусорского из оперы «Хованщина»;

-Времена года» П.И. Чайковского.

Расслабляющее воздействие:

-Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского;

-Баркарола» П.И. Чайковского;

-«Пастораль» Ж. Бизе;

-«Вальс» Д. Шостаковича из к/ф «Овод»;

-Романс» Свиридова к повести Пушкина «Метель»;

-«История любви» Ф. Лея;

-«Вчера» Дж. Ленона

-«Элегия» Г. Форе;

-Лебедь» Сен- Санса

Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность:

-Свадебный марш» Мендельсона

Нормализует сон и работу мозга

-Сюита «Пер Гюнт» Э.Грига

-НЕЙРОПРОГРАМИРОВАНИЕ (АВТОР Ковалев С.В.)

-МАК метафорические ассоциативные карты

-Игры с символами, диалоги с внутренним ребенком

- МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

 Техника «Пирамида света и силы и др.». Ее практическое применение.

-НЕЙРОГРАФИКА (творческое прорисовывание проблемы через нейрографическую линии)

Научитесь говорить «нет» в ответ на просьбы, которые отнимают у вас время и  которые вам выполнять совершенно не хочется. Если вы находите это трудным,  напомните себе, что один ответ нет, не нежеланную просьбу, освобождает время для того, чтобы сказать «да» чему-то более важному и более желанному.

Когда вы находитесь на пути к выгоранию, вы можете чувствовать себя беспомощным.  Однако у вас есть куду больший контроль над стрессом, чем вы думаете. Изучая и применяя методы управления стрессом, вы помогаете себе восстановить баланс.Адекватный сон как важнейший фактор, избавляющий от стресса. Чтобы просыпаться отдохнувшим, человеку нужно от 5 до 10 часов (в среднем — 7–8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении

Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...

Индивидуальная интегрированная программа коррекционной работы дефектолога и педагогов дополнительного образования с ребёнком с ЗППР и нарушением ОДА

Программа предназначена для специалистов дошкольного образовательного учреждения при условии соответствующей квалификации кадров и нацелена на развитие и коррекцию детей с диагнозом задержка психорече...

Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"

Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...

Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...

Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

Проведение индивидуальной  профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...

Презентация "Организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся на различных видах профилактического учета"

Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах систем...