Выступление на ШМО классных руководителей Тема: «Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении»
методическая разработка
выступление на ШМО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_klassnyh_rukovoditeley.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО классных руководителей
Тема: «Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.»
(Из опыта работы социального педагога МБОУ Дивинской СШ)
- Семья начинается с детей.
А.И.Герцен
- Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О.Уайльд
- Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально- психолого -педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
- конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
- аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей -инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
В МБОУ Дивинской СШ работа по предупреждению, профилактике и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы школы с семьёй,
Находящейся в социально опасном положении.
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Т
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
(Приложение 2).
2 этап.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
- изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
- отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания.
3 этап.
Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
4 этап.
Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с Положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ Дивинской СШ. Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
- проверка жилищно-бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных
семей;
- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Составление карты семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН. КДН и ЗП, Комиссией по работе с несовершеннолетними при сельской администрации. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
- Текущие и контрольные посещения семьи.
- Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, моно сделать вывод о том, наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, является индивидуальная форма. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Приложение 1.
Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:
Приложение 2.
На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.
- Органы социальной защиты населения
- Отдел образования;
- Органы внутренних дел;
- Здравоохранения;
- Служба занятости населения;
- Сельская администрация;
- КДН и ЗП.
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ
- Классные руководители;
- Педагоги школы;
- Медработники ФАПа
- Участковый инспектор;
- Жители поселка;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
2. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Кражи;
- Вымогательство;
- Правонарушения;
- Аморальные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Болезни;
- Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ.
- Конфликты с учителями;
- Частое употребление неформальной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
4. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ.
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Постоянный патронаж;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа классного руководителя с семьями, находящимися в социально-опасном положении
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”....
Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении
Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...
Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....
Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с учащимися из семей, находящихся в социально опасном положении
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание социально-психолого-педагогической помощи их семьям ...
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...
Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...