Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
методическая разработка на тему
Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Особенность этого материала в том, что автор представляет критерии оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей и показатели оценки позитивной динамики ситуации в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_s_semyami_sop.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
(Из опыта работы социального педагога
МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина Лагутиной А.А.)
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными. Как следствие, резкое увеличение безнадзорных детей, рост детской преступности, приобщение детей к алкоголю, наркотикам, рост суицидов, резкое падение авторитета родителей. Статистика показывает, что за последние годы наблюдается рост количества семей, находящихся в социально опасном положении.
Поэтому, перед школой стоит задача – оказание социально-педагогической и психологической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями своих обязанностей по обеспечению и содержанию детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий); отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья);
- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка и посещаемости им учебных занятий);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
- конфликтная – наиболее распространённый тип, с преобладанием конфронтационного стиля отношений (проявление агрессивности, нетерпимости);
- аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям;
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Социальными педагогами школы разработан алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Для начала необходимо выделить следующие этапы:
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях и место их обучения. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
- ведет дневник наблюдений за учащимся (по необходимости).
В профилактической работе классные руководители используют широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, контроль за успеваемостью учащихся, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы и т.д.
3 этап. Семья рассматривается на Совете профилактики школы.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
4 этап. Постановка семьи на профилактический учет в школе, либо направление информации о семье в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (подразделение ПДН, КДН, органы опеки и попечительства). Информация о том, что семья поставлена на учет в областном банке данных семей, находящихся в СОП, поступает от инспектора ПДН (на основании составленного на родителей протокола — ненадлежащее исполнение родительских обязанностей). Минимальный срок постановки семьи на учет — 6 месяцев.
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с детьми и родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется следующий алгоритм:
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
- Первичное обследование жилищных условий семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Составление карты семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (подразделения ПДН, КДН, комитет образования администрации г.Тамбова, МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», отдел опеки и попечительства, другие образовательные учреждения, дошкольные учреждения, ЦЗН, МАУ «Дом молодежи» и т.д.). Формирование механизмов межведомственного взаимодействия.
- Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации семьи программы (плана) работы с семьёй. В программе предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения.
- Текущие и контрольные посещения семьи.
- Анализ и выводы о результатах работы с семьёй, находящейся в СОП.
Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
1. Карта учета несовершеннолетнего, находящегося в СОП (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, Ф.И.О. детей, дата рождения, основание постановки на учет)
2. Акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
3. Характеристика на несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости, его занятость во внеурочное время.
4. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП по улучшению ситуации в семье.
5. Индивидуальная комплексная программа реабилитации семьи, в которой прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
6. Отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи, которые направляются в комитет образования администрации г.Тамбова.
В 2016-2017 учебном году социально-педагогической службой школы были разработаны и реализованы индивидуальные комплексные программы реабилитации 6-ти семей.
Работа социальных педагогов, психолога, классных руководителей и других сотрудников школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из социально опасного положения проводилась в соответствии с планом работы школы с данной категорией семей. Проводимые мероприятия индивидуальной работы с семьей СОП зависели от ее специфики и запроса.
Стоит отметить, что в случае снятия семьи с учета, она остается в «группе риска», поэтому работа с ней продолжается на протяжении всего срока обучения детей в нашей школе.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
- улучшение положения и качества жизни ребенка;
- устранение причин неблагополучия;
- расширение возможностей защиты права на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.
В МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина на сентябрь 2016-2017 учебного года на учете в банке данных семей, находящихся в СОП состояло 6 семей. Причина постановки – ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей. Из них на 3 семьи – ходатайство о постановке на учет исходило от нашего образовательного учреждения. На данный момент (март 2017 г.) на учете в банке данных семей, находящихся в СОП состоит 2 семьи. Это без учета детей, состоящих на учете в ПДН. На сентябрь 2016 года на учете в ПДН состояло 10 детей. Основные статьи: ст. 20.22 КоАп РФ, кража ст.158 ч.2 п. «а» УК РФ, сбыт краденного ст.175 ч.1 УК РФ, драка ст.116 УК РФ. На март 2017 года на учете в ПДН состоит 5 человек. Из них, на 2-х детей готовятся документы к снятию с учета.
Эти данные подтверждают, что разработанный нами алгоритм работы и индивидуальные комплексные программы реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, действуют и что при их реализации есть положительные результаты. Но есть к сожалению и такие примеры, когда профилактическая работа с семьей длится на протяжении нескольких лет, долгое время имеет нулевую динамику и в процессе работы прослеживается решение только отдельных проблем семьи.
В работе с данной категорией семей можно выделить ряд проблем. Это изначально неправильный настрой некоторых родителей, касающийся работы сотрудников школы. Вследствие чего возникает другая проблема – невозможность гармонизации детско-родительских отношений в семье. Поэтому для формирования атмосферы доверия и сотрудничества, создания постоянного круга общения между педагогами школы и родителями в школе создан родительский клуб «Вместе». Цель создания родительского клуба – создание пространства для успешного взаимодействия родителей и детей с целью формирования родительских компетенций, гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении
Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...
Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.
Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....
Выступление на ШМО классных руководителей Тема: «Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении»
выступление на ШМО классных руководителей...
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...
Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...