Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"
методическая разработка по теме
Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе" в номинации "Методические материалы по проведению спортивных, развлекательных материалов с целью организации совместной досуговой деятельности детей и родителей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_pomoshch_pedagogam_pri_organizatsii_sovmestnoy_dosugovoy_deyatelnosti_detey_i_rditeley.docx | 23.24 КБ |
stsenariy.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГШО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА ПГТ ТЫМОВСКОЕ»
Номинация: «Методические материалы по проведению спортивных, развлекательных мероприятий с целью организации совместной досуговой деятельности детей и родителей»
Название работы: «Методическая помощь педагогам при организации
совместной досуговой деятельности детей и родителей»
Автор работы:
Мёдова Людмила Петровна
Место работы:
МБОО ДО «Дом детства и
юношества пгт Тымовское»
Должность:
педагог-организатор
Адрес и телефон: 694400
Сахалинская область, пгт
Тымовское, ул. Кировская,
62-34,Тел. 89841349574
пгт Тымовское
2015г.
Пояснительная записка
Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе» в номинации «Методические материалы по проведению спортивных, развлекательных материалов с целью организации совместной досуговой деятельности детей и родителей».
В статье 2 пункт 1 «Закона об образовании в Российской Федерации» определено: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», где приоритетное право отдано воспитанию. В этом же нормативном документе статья 44 пункт 1 сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, мы видим, что приоритетное право на воспитание детей принадлежит родителям. Любая образовательная организация должна и имеет педагогические ресурсы для координации и организации совместной досуговой деятельности родителей и детей. Семья – самая важная и ценная ячейка современного общества. Государство может быть сильным и могущественным на международной политической арене, если в нем сохранился институт семьи как социокультурный феномен. Известно, что семья, как институт семьи, выполняет следующие функции: воспитывающая функция («в рамках семьи закладывается и воспитывается личность человека, будущего члена общества»); функция духовного общения («удовлетворяет потребность каждого из членов семьи в близком общении и духовном развитии»); эмоциональная функция («стремление к принятию в кругу семьи, поддержке и психологической защите»).
Актуальность методической разработки продиктована требованиями современных федеральных государственных стандартов в области воспитания и социализации учащихся. Сегодня без организации совместной досуговой деятельности детей и родителей невозможно воспитать духовно-нравственную, патриотическую, физически здоровую, зрелую и ответственную личность.
Новизна работы заключается в поиске новых форм совместного времяпровождения родителей и детей, с целью укрепления детско-родительских отношений. Современные родители слишком заняты «зарабатыванием денег», пытаются откупиться от своих детей всевозможными подарками и формами «мертвого досуга» (компьютерные игры, интернет, зарубежные мультики). Они не знают, как и не умеют проводить совместный досуг со своим ребенком. Задача педагогов научить и показать родителям, как можно отдохнуть вместе и как совместное времяпровождение влияет на психоэмоциональный фон ребенка, и как при этом укрепляются взаимоотношения между всеми членами семьи.
Цель нашей методической работы заключается в оказании помощи педагогическим работникам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей.
Задачи:
- Разработать методический материал, направленный на оказание помощи педагогам при организации досуговых мероприятий, направленных на совместное времяпровождение детей и родителей.
- Обозначить наиболее продуктивные досуговые мероприятия по укреплению детско-родительских отношений.
- Ориентировать педагогов, родителей, детей на партнерские отношения в области духовно-нравственного и физического воспитания.
Нам известно, что ценностные ориентации формируются, складываются,
развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Только в условиях реального взаимодействия, можно выстроить следующую иерархию ценностей; семья, здоровье, духовность, забота друг о друге. Наша задача при планировании и разработки мероприятий совместной досуговой деятельности родителей и детей ориентироваться на вышеперечисленные ценности.
Содержательная часть
Прежде чем провести мероприятие (независимо спортивное оно («Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.), либо культурно – досуговое (всевозможные выставки, литературные вечера, конкурсы), либо тематическое, посвященные календарным событиям) необходимо придерживаться следующих этапов:
I этап. Формирование цели (для чего и зачем необходимо данное мероприятие, и на какой результат оно направленно).
II этап. Планирование. На данном этапе могут применяться следующие структурные элементы:
- название мероприятия;
- форма проведения мероприятия;
- место и время проведения мероприятия;
- материалы и необходимое оборудование для проведения мероприятия;
- участники мероприятия.
III этап. Организационный. На данном этапе происходит сбор и обработка информации. Разрабатывается сценарий.
VI этап. Проведение мероприятия.
V этап. Подведение итогов (анализ мероприятия).
При организации совместной досуговой деятельности детей и родителей наиболее эффективными и продуктивными формами мероприятий в нашей образовательной организации являются:
-совместные выставки;
-спортивные мероприятия;
-концерты;
-тематические вечера.
Данные мероприятия всегда повышают эмоциональное настроение всех участников воспитательного процесса, в них проявляется духовная близость, теплые взаимоотношения, забота друг о друге. Родители с удовольствием проводят досуг со своими детьми, особенно, если мероприятия проходят в выходные дни. Именно в эти дни у детей и родителей появляется возможность продуктивно и с пользой провести время всей семьей.
Традиционной формой проведения досуговой деятельности родителей и детей в нашей организации стало спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья», ежегодно количество желающих участвовать в данном мероприятии увеличивается. В этом году мы решили выйти за рамки проведения данного мероприятия в формате спортивного зала. Как показала практика, спортивного зала уже не хватает. Педагогическим коллективом было принято решение провести данное мероприятие на стадионе парка культуры и отдыха имени Д.Н. Грищенко.
Мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»
Цель мероприятия: укрепление детско-родительских отношений через проведение совместной досуговой деятельности, а также приобщение семьи к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Подготовить и провести спортивное мероприятие, участником которого является семья.
- Способствовать приобщению родителей и детей к совместному препровождению, а также к здоровому образу жизни.
- Зарядить участников спортивного мероприятия положительными эмоциями, поднять их эмоциональное настроение, научить их работать вместе в команде, выработать у них чувство ответственности и заботы друг о друге.
Предварительный просмотр:
Папа, мама, я – спортивная семья
Спортивный зал украшен плакатами, шарами, эмблемой «Папа, мама, я – спортивная семья». Подготовить стол для жюри, места для болельщиков. Звучит весёлая музыка. | ||
Оборудова- ние | Гимнастические скамейки, баскетбольные мячи, воздушные шары, стойки (контрольные стойки по счету команд), кегли обручи, ватман, фломастеры для каждой команды, мячи-прыгунчики, свисток для ведущего, скакалки по одной на команду, спальные мешки(5 штук) | |
Ведущий | Добрый день, дорогие друзья! Позвольте открыть наш чемпионат по-семейному троеборье «Папа, мама, я – спортивная семья». Звучат короткие фанфары. | |
Ведущий | Сегодня первый день весны и наши состязания посвящены славному празднику – Международному женскому Дню 8 марта. Пользуясь, случаем, поздравляем всех мам и девочек с праздником весны! Желаем крепкого здоровья, девочкам успехов в учебе, и конечно побед в сегодняшнем мероприятии. | |
Ведущий | Это очень здорово, что у нас есть стремление подружиться друг с другом и приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой и счастливым взглядом. А если это семья – это приятно вдвойне! | |
Ведущий | Сегодня на ваших глазах разыгрываются семейные соревнования самых смелых и решительных, самых находчивых и веселых, самых творческих и музыкальных. | |
Ведущий | Но не важно, кто станет победителем в нашем состязании, а победитель обязательно будет, главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и понимания. | |
Раз, два, три, четыре – Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять – Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - Вот и вся моя семья! | ||
Ведущий | А сейчас мы познакомимся с главными действующими лицами нашего праздника. Звучит спортивная музыка, вызываются семьи. | |
1 | Аплодисментами встречайте наших участников, спортивную семью: Чудайкиных Мама – Галина Ивановна, спорт любит с детства. Играла в баскетбол, волейбол, бегала на лыжах и, конечно же, побеждала. Папа – Дмитрий Леонидович. Отлично поднимает тяжёлые гири, качает пресс. Очень сильный и смелый. Капитан команды: Вероника – очень любит физкультуру, играть в мяч, прыгать на скакалке и играть на свежем воздухе. Общий вес команды: 167 кг. Суммарный рост команды: 4метра 84см. | |
2 | Аплодисментами встречайте наших участников, спортивную семью: Кубан Мама – Людмила Сергеевна, учитель Тымовской средней школы №1, очень любит отдыхать на природе и крутить педалями, т.е. уважает транспорт - велосипед. Папа – Александр Александрович, очень любит смотреть футбол, всегда оживленно болеет за Россию Капитан команды: Артур – очень любит рисовать, посещает художественную школу. Девиз по жизни семьи Кубан: помни прошлое, цени настоящее, верь в будущее. Общий вес команды: 208 кг. Суммарный рост команды: 4метра 85см.
| |
3 | Аплодисментами встречайте наших участников, спортивную семью: Бабиковых Тетя – Елена Сергеевна – увлекается вязанием. Дядя – Виталий Сергеевич, работает в полиции, увлекается спортом в особенности футболом. Капитан команды: Екатерина – очень творческая девочка. Увлекается вольной борьбой, посещает объединение макраме, читает выразительно, красиво стихи. Общий вес команды: 160кг. Суммарный рост команды: 4метра 79см. | |
4 | Аплодисментами встречайте ещё одну спортивную семью: Мама – Наталья Юрьевна, медицинская сестра хирургического отделения, очень любит отдых на природе, на море всей семьей. Устраивать детям красивые, веселые праздники. Максим Андреевич – очень любит ловить рыбку и готовить на костре уху для всей семьи, бокс для него один из любимых видов спорта. Капитан команды: Диана – творческая девочка, поет, танцует. Очень любит читать книги, рисовать, играть с младшей сестрой. Дарить подарки, сделанные своими руками. Общий вес команды: 185 кг. Суммарный рост команды: 4 метра 84см. Друзья, в каждой команде есть группа поддержки, давайте тоже их поприветствуем громкими аплодисментами! | |
Ведущий | Для представления жюри звучит музыка. Но как заведено правилами, в соревнованиях всегда есть жюри. Разрешите представить самое доброе, справедливое, честное жюри в составе: 1.Председатель жюри -Тиньгаева А.О. 2.Кухтина О.Ю. –зам. директора по ВР МБОУ СОШ №3 3.Колесниченко О.И. – зам. директора по УВР МБОУ ДОД ДЮЦ 4.Матвиенко Т.С. – методист МБОУ ДОД ДЮЦ 5. Учащийся группы «Поиск» при Детско-юношеском центре Девяткин Николай. Внимание: ОЦЕНИВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА БУДУТ ПО ПЯТИБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Каждые два конкурса жюри будет объявлять итог. ЖЮРИ ИМЕЕТ ПРАВО СНЯТЬ 1 БАЛЛ ЗА НАРУШЕНИ ПРАВИЛ. Но я думаю, что этого не случиться! | |
Ведущий | В проведении конкурсов мне будут помогать замечательные девушки, спортсменки, активистки: Кристина, Дарья, Ангелина, Олеся и Эля. Приветствуем их! | |
Ведущий | Затей у нас большой запас, И все они, друзья, для вас! И сейчас без опозданья Начинаем состязанье. | |
Звучит короткая веселая музыка. | ||
Ведущий | Первый конкурс – это домашнее задание | |
Помощники готовят реквизиты к «Визитка», т.е. команды поочередно должны представить себя. Учитывается в этом конкурсе: НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ, ЭМБЛЕМА, ДЕВИЗ. следующему конкурсу. | ||
Ведущий | Когда идешь на штурм ты эстафеты, Победа нам не очень - то видна. Но все равно дойдем мы до победы, Ни пуха вам, команды, ни пера! | |
Ведущий | Второй конкурс «Веселая семейка». Задание: В этой эстафете первыми начинают папы. По сигналу ведущего папы бегут до Контрольной стойки, обегают ее и возвращаются обратно. Берут за руку маму вместе с мамой бегут до КС, не расцепляю рук, обегают её, возвращаются, берут за руку ребенка и уже втроем бегут до КС и обратно. Во время бега руки расцеплять нельзя. Побеждает команда, которая первая закончит конкурс и, не нарушив правила. | Стойка (контрольная стойка) |
Ведущий | По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | Музыка |
Ведущий | Дорогие друзья, пока жюри подведут итоги и озвучат их, а наши участники немного отдохнут, я предлагаю игру с болельщиками. | Загадки. За правильный ответ дается жетон. В конце мероприятия подведем итог, у кого из болельщиков больше жетонов, будет награжден. |
Слово предоставляется жюри. | ||
Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу. | ||
Ведущий | Третий конкурс. «Эстафета с воздушным шариком – колодец». Задание. По сигналу ведущего первый участник – ребенок, ведет воздушный шарик клюшкой. Около КС без помощи рук (только с помощью клюшки) загоняет мяч в ведро. После чего берет мяч руками, берет клюшку и бежит, обратно передав эстафету следующему участнику – маме. Мама выполняет то же самое, а после то же самое выполняют папы. Побеждает команда, которая быстрее всех закончит эстафету не нарушив правил. | Музыка. Клюшки 5шт., воздушные Шарики 5 шт. ведро 5 шт.
|
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу. | ||
Ведущий | Четвертый конкурс. « Привал» Задание. Первыми бегут папы, неся в руке воздушный шар. Добежав до спального мешка, должны сесть на шар так, чтобы он лопнул, а затем забраться в спальный мешок, застегнуть, крикнуть «я самый быстрый», расстегнуть и вернуться к своей команде. Следующие бегут мамы, выполняют боковой галоп, забираются в мешок, застегиваются, кричат «я самая веселая», расстегиваются и бегут обратно. Далее бегут дети на четвереньках, забираются в мешок, застегиваются, кричат «поздравляю мамочку», расстёгивают и бегут быстро обратно. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием. | 5 спальных мешков, воздушный шары 5 штук.
|
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Слово предоставляется жюри. (если жюри не готовы, провести игру со зрителями) | Игра со зрителями За правильный ответ дается жетон. | |
Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу. | ||
Ведущий | Пятый конкурс «Фантазия на тему детских песен». Задание. За одну минут команда рисует сюжет, посвященный предложенной детской песне, а зрители пытаются разгадать название. Выбор песни делает ребенок, доставая из конверта карточку с названием песни. Внимание! Оценка жюри – один балл за выполнение, ноль – за невыполненное задание. | Запись песен, ватман 5 шт., фломастеры 5шт. Песни: 1.«Улыбка». 2. «Чунга-Чанга». 3. «Голубой вагон». 4. «Песенка Львенка» 5. « В траве сидел кузнечик» |
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу. | ||
Ведущий | Не бойтесь дети дождя и стужи, Почаще приходите на стадион, Кто с детских лет со спортом дружит Всегда здоров, красив и ловок и силён.
Задание. Сейчас все команды спешат на стадион, на улице идет дождь. Папа несет за спиной ребёнка, обходя лужи (расставить кегли), а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. Добегаем до КС и обратно. (Каждой команде выдается зонт). |
5 зонтов, расставить кегли (препятствия для каждой команды по 5 кеглей) |
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Слово предоставляется жюри. (если жюри не готовы, провести игру со зрителями) | Игра со зрителями: Кто больше назовёт слов относящих к спорту на заданную букву. | |
| Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу. | |
Ведущий | Седьмой конкурс «Взаимодействие и солидарность». Задание. Эстафета. Ребенок с платком в руках стоит на линии старта. Папа с мамой стоят лицом друг к другу и прижимают баскетбольный мяч грудью, переносят до КС и обратно. Подбегают к ребенку завязывают ему платок на голову. После ребенок берет мяч (БОЛЬШОЙ) и прыгает до КС и обратно. Мама берет скакалку и прыгает до КС и обратно. Папа в позе «КАРАКАТИЦА» бегут до КС и обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит конкурс. | Платочек, большой мяч (резиновый с ушками для детей), скакалка, баскетбольный мяч. (на 5команд) |
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Ведущий | Восьмой конкурс «Кто первый». Уважаемые участник, а знаете ли вы, под каким девизом выступают российские спортсмены? («Быстрее, выше, сильнее») Задание: Контрольной стойкой в данный момент, будет служить обруч. В нем лежат карточки, на которых написаны буквы. Каждый из участников берет по одной карточке и приносит к себе в команду. Затем, вы должны собрать девиз российских спортсменов. Начинают первыми мамы, до обруча они прыгают на скакалке, берут одну карточку и возвращаются бегом, затем обычным бегом выполняют задание дети, далее папы ведут мяч клюшкой, обводя каждую кеглю, берут карточку и возвращаются, вновь ведя мяч. И так, пока задание будет не выполнено. Побеждает команда, которая первая соберет девиз. | Обруч – в нем лежат карточки, на которых написаны буквы, скакалки, кегли, клюшка и мячи |
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Ведущий | Слово предоставляется жюри. (если жюри не готовы, провести игру со зрителями) | |
| Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу. | |
Ведущий | Девятый конкурс «Найди свою маму». В этом конкурсе участвуют мамы и дети. А папа только переживают и не подсказывают. Задание. Мамы садятся на стулья, руки убирают за спину, ребенку завязывают глаза, среди всех мам, ребенок должен найти свою маму (по прическе или другим отличительным признакам). | 5 стульев, 5 шарфов. |
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит песенка про маму. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Ведущий | Дорогие друзья. Сейчас мы проведем последний самый решающий конкурс. А называется он: «Мы самая дружная семья! Ура!» Задание. Каждый участник берет в руки по одному воздушному шарику. Взявшись за руки: папа, мама, ребенок, вы должны добежать до стенки прикрепить букетиком к стене свои шары, затем крепко обняться и крикнуть: «Мы самая дружная семья! Ура!». | Шары (с ниткой) на каждого участника, скотч. |
По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка. Ведущий комментирует выполнения конкурса. | ||
Подведение итогов конкурса – игра со зрителями (по жетон) | ||
Ведущий | Дорогие друзья! Вот закончилось наше спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья». Хочется отметить ловкость, быстроту, сообразительность всех участников команд. Сейчас жюри предстоит самый ответственный и волнительный момент – общее подведение итогов. Пока наше мудрое, компетентное жюри будет подводить итоги, я приглашаю всех гостей, болельщиков и участников на замечательный танец «Танец маленьких утят». | «Танец маленьких утят». |
Ведущий | Ну, что дорогие друзья, слова предоставляется ЖЮРИ. | Музыку для награждения. |
Ведущий | Всем спасибо за внимание, За задор, за звонкий смех, За огонь соревнованья, Обеспечивший успех Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говори вам: До свидания, До счастливых, новых встреч… | |
Фото на память о мероприятие. Звучит музыка, все расходятся. |
Перечень используемой литературы:
- Галина Е. Функции семьи как социального института. www.fb.ru
(информационно-аналитический журнал)
- Золина В., Кольнакова Е. Оригинальные школьные праздники и вечера.: Центрополиграф, 2012 – с.224
- Исаенко В. Как подготовить праздник для детей// Воспитание школьника, 2004 - №8 – с.24-26
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ // Вестник образования России, 2013 - №3-4 – с.1-159
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Проблемы совместной досуговой деятельности родителей и детей".
Конспект родительского собрания о проблемах организации совместного досуга взрослых и детей. ...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»
Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...
Развитие познавательных способностей детей посредством организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми (Презентация)
Презенетация программы “Развитие" НОУ “Учебный центр им. А. В. Венгера"...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса
В статье рассказываю о том, какие формы организации совместной деятельности с родителями и детьми использую в своей работе как классный руководитель....
статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"
Статья содержит описание новых форм организации совместной деятельности детей и родителей класса....
Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".
Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....