технологическая карта урока
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по литературе №2
Тема урока | Н.М. Рубцов. Тихая моя родина. | ||
Цели урока | продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Рубцова; расширить и углубить знания о жизни и творчестве поэта; способствовать формированию литературоведческих понятий: «эпитет», «сравнение», «метафора», «образ-символ»; совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворения Рубцова «Тихая моя родина»; продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения. | ||
Тип, вид урока | Урок изучения нового материала. | ||
Личностные УУД |
| ||
Предметные результаты | - совершенствование умения анализировать поэтический текст, навыков комментированного чтения, выразительного чтения | ||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
| ||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014 // Литература. 6 класс. | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
I. Орг.момент | Россия, Русь – куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя… Россия, Русь! Храни себя, храни! Н. Рубцов Чтение эпиграфа Слайд 1 | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Внимательно слушают учителя. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
II. Мотивация к изучению нового материала | -Эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Какие картины вы представили, слушая их? (густые леса, луга, полные цветов, весёлая речка, голубые высокие небеса…) -Что вы почувствовали, ощутили? -Какие чувства испытывает поэт? (любовь к родной земле) -О чём сегодня пойдет речь на уроке? - Как содержание эпиграфа связано с темой урока? Родина… Отечество… Отчизна… — для жителей нашей страны - это Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок на Земле, где мы родились, учились, росли, сделали первые шаги в жизнь. И это место принято называть “малая родина”. Работа над словом Слайд 2 -Родина… Произнесите про себя это слово. -Что вы представляете, когда слышите слово родина? -Запишите свои ассоциации в рабочий лист. А начните со слов: Моя родина – это… (это Россия, родной дом, место, где родилась, родители, моя семья…) -Подберите эпитет к слову «родина» (великая, красивая, добрая, ласковая, суровая, грозная…) Вывод: у каждого из нас своя родина: могущественная и беззащитная, нежная и суровая, процветающая и скромная. Сегодня мы будем говорить о поэте Н. Рубцове, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”. - Сформулируйте тему урока - Какие цели поставим на урок? | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказываний. |
III. Актуализация опорных знаний урока | - Удивительно, но, читая стихи Н. Рубцова, понимаешь, как тихо, незаметно они входят в твое сердце, глубоко западают в душу, заставляют задуматься. «Тихая моя родина» - так называется одно из стихотворений Н. Рубцова. Послушайте стихотворение в исполнении автора (живой голос поэта) какие чувства выражает автор во время чтения стихотворения?
ПОГОСТ (сельское кладбище в старину) ОБОЗ (повозки, едущие друг за другом) ОБИТЕЛЬ (монастырь-храм-церковь) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают со словарем | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | - Скажите автор и лирический герой – это одно и тоже? (Да). Будем поэта называть «лирическим героем» Слайд - А с какими образами ассоциирует родина у героя? (ивы, река, соловьи, могила матери, церковь, школа, зелёный простор...) Как рисует Рубцов свою “малую родину”? - Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта? (Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.) - Изменилась ли родина Рубцова за время его отсутствия? - Каково отношение автора к этим изменениям? (чувствуется тихая грусть о прошедшем детстве, запущенность: «купол зарос», «пруд зарос», «болотина» - пренебрежительный оттенок). - А что услышали? Какие звуки слышатся в стихотворении? (тишина…, скрип колес, шуршание, приглушённые голоса людей, негромкий звук пения птиц, шелест листочков деревьев) Слайд 6 - Какие уловили запахи? Что почувствовали? (запах трав, цветов, сухого сена, запах сырости болотной) - Какое значение имеет повтор слов «тихий», «тихо». (Тишина, покой встречают героя в родном краю (родных нет, он одинок) Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов... Повтор используется автором, чтобы показать гармонию, размеренный ритм жизни: природа, люди, события. Всё идет своим чередом.) - Определите лексическое значение слова «тихий». Что в вашем понимании означает это слово? Слайд Тихий - слабо звучащий, едва слышный, негромкий, исполненный - Как вы понимаете выражение «тихая родина»? (простая, трогательная, милая сердцу, не отличается яркими красками и пышными красотами, многоголосьем, нешумная, задумчивая, околдованная) - Обратите внимание на знаки препинания. Поэт читал негромко, тихо. Почему же в стихотворении встречаются восклицательные знаки? (О САМОМ ДОРОГОМ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ, можно говорить тихо, но очень проникновенно, восклицательная интонация предполагает не громкую речь, а речь с особым чувством) - Рубцов говорил о самом дорогом для него, родине, простыми словами. Для этого нужно обладать особым даром, талантом, который не возможен без труда. Заглянем в мастерскую поэта. Какие средства худ. выразительности использовал Н. Рубцов для того, чтобы выразить свои чувства? Слайд 8 Эпитеты (тихая родина, яркая трава, зелёный простор (случаен ли этот эпитет? Какие чувства он вызывает? (Радость от встречи.), речка туманная, жгучая, смертная связь (Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком. Смертная — связь до смерти, до конца дней, святая связь) Сравнения («Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор.» О чём говорит это сравнение? (Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.) Метафора («Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.» (жизнь продолжается, а воспоминания о прошлом остаются, они с нами). | Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | - Прочитайте самостоятельно это стихотворение. - Попробуйте выразительно прочитать стихотворение, чтобы передать чувства лирического героя, чтобы мы могли услышать тишину, почувствовать запах травы и цветов, увидеть убегающую вдаль реку. - Давайте немножко побудем поэтами. Попробуем восстановить стихотворение Николая Рубцова. Ниже даны слова для справок. Я так люблю осенний___________ лес Над ним - сияние___________ небес Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий__________, лист Иль в дождевой весёлый_______, свист Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий___________, дом Чтобы однажды в__________ том Перед дорогою большою Сказать: - я был в лесу_________! листом Сказать: _ я был в лесу__________!дождём Поверьте мне: я чист__________. душою Слова для справок: небес, лес, свист, лист, дом, душою, доме, большою, дождём, листом. -А какова главная мысль этого стихотворения? (единение человека с природой, родиной, отчим домом) - Поэзия Н.Рубцова - это живой родник русского слова, настоящих, а не выдуманных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни, к Родине. Любовь, нежность к природе родного края, ранимость, чувственность, открытость, музыкальность отличают поэзию Рубцова.
| Читают произведение самостоятельно. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Восстанавливают стихотворение Я так люблю осенний лес, Над ним - сияние небес, Что я хотел бы превратиться. Или в багряный тихий лист, Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: - Я был в лесу листом! - Сказать: - Я был в лесу дождем! - Поверьте мне: я чист душою | Личностные УУД: понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать; Коммуникативные УУД: умение осмыслять полученную информацию; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | -У Рубцова есть шутливое стихотворение «Экспромт»: Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом ещё на чём-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с Мешком – И буду жить в своём народе. - Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос, призывающий нас с вами любить свою родину. Какую? (тихую, негромкую, скромную, ласковую, печальную, родную, сильную, трогательную…) | Слушают учителя, отвечают на вопросы и делятся впечатлениями. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Подведение итогов | - Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом, природой северного края, людьми – тружениками. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Возможно, у вас другой образ родины. Но какой бы мы ее не представляли, чувство привязанности, заботы и любви к своей родине объединяет всех людей. - А какой видите родину вы? Отобразите свои размышления в виде синквейна. – Умницы! Вы очень продуктивно потрудились на уроке, давайте приступим к выставлению оценок. | Составляют синквейн. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. |
VIII. Домашнее задание | Написать сочинение «Что для меня Родина?» | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...