технологическая карта урока
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку №1
Тема урока | Несклоняемые имена существительные | ||
Цели урока | - познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; - развивать умение сопоставлять, исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; - активизировать творческие возможности учащихся, способствовать развитию речи, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к русскому языку. | ||
Тип, вид урока | Урок открытия нового знания | ||
Личностные УУД | - воспитание интереса к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию; - обогащение словарного запаса; - активизация творческих возможностей учащихся, расширение кругозора. | ||
Предметные результаты | - проведение всех видов грамматического анализа слова, синтаксического анализа текста с точки зрения принадлежности к различным стилям речи; - развивать орфографическую зоркость и речь; - воспитывать доброе отношение к родной природе. | ||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД: – Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам. Коммуникативные УУД: – Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; – Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД: – умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности; – адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. | ||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 140с. | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
I. Орг.момент | -Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Я расскажу вам одну легенду. Жил на свете мудрец, который знал все. Но один ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, учитель, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам подумал: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец ответил: «Все в твоих руках». - Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Ваша задача – быть активными на уроке, оценить себя и похвалить своих одноклассников. А моя – поддержать ваш успех. -А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике. - Открываем тетради. Записываем число, классная работа | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают дату, включаются в деловой ритм урока. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
II. Мотивация к изучению нового материала |
Синтаксический разбор предложения: В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго. Морфологический разбор слова: в зоопарке (живут) Фонетический разбор слова: львы - А мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Вам было необходимо подготовить устные ответы на вопросы по карточкам. Вопросы: -Что называется склонением? -Сколько склонений в русском языке? -Как мы определяем склонение существительных? -Что такое разносклоняемые имена существительные? -Сколько всего разносклоняемых существительных? -Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные. -Просклоняй существительное имя. Проверка выполнения индивидуальных заданий на доске. - Ребята, давайте просклоняем имена существительные: львы, кенгуру (устно) Сделайте вывод. -Слово кенгуру не склоняется. - А какие еще слова в предложении не склоняются? - Фламинго, шимпанзе, какаду. - Попробуйте сформулировать тему урока. Несклоняемые имена существительные - Какие цели поставим на урок? | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. Осуществляют индивидуальную работу. Определяют тему урока. Ставят цели на урок | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание). |
III. Актуализация опорных знаний урока | - Давайте же попробуем достичь всех поставленных целей на уроке. Откройте учебники на странице 140. Прочитайте самостоятельно правило. - Какие существительные относятся к несклоняемым? -Какие еще несклоняемые существительные знаете? Запишем в тетрадях слова: кенгуру, кино колибри, метро, какаду, авеню, кафе, киви, спагетти, суши, кофе, пальто, шоссе, пони, шимпанзе. Такие слова никогда не изменяются. Произнесем их вслух, ставя ударение. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Некоторые слова похожи на существительные среднего рода, у которых гласные –о –е окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а пальто – нет. - Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (вывести текст на экран) Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Спишите стихотворение, исправляя ошибки. (учащиеся исправляют ошибки, взаимопроверка). - Все значения слов вам понятны? Давайте узнаем лексическое значение непонятных слов, запишем в словарики. кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне – шейный шарф, пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта. | Читают правило в учебнике. Делают вывод о прочитанном. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова в тетрадь, ставят в них ударение. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Записывают стихотворение, исправляют ошибки. Работают со словарем. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Комментированное письмо. - Откройте учебники на странице 141, запишите упражнение 266. Прочитайте задания. Что нужно выполнить в этом задании? (Дети записывают и по списку комментируют, какое словосочетание составили, определяют падеж несклоняемых существительных.) - Выполните самостоятельно задание, которое дано на слайде Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж. В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________. После выполнения осуществляется самостоятельная проверка. На слайде выведено правильно выполненное задание. | Выполняют комментированное письмо по упражнению 266. Самостоятельно выполняют задание на слайде. | Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | - Выполним упражнение 268 на странице 142. Необходимо списать, раскрывая скобки и расставить знаки препинания. Проверка: один из учеников класса читает вслух. - Выполним тест, проверим, как вы освоили тему сегодняшнего урока. Тест.(на слайде) 1.Найти третье « лишнее» а) какао, пальто, повидло б) бра, трава, халва в) интервью, ручью, тишью 2.Какую букву нужно вставить? а)по ради… б)без пальт… в)на пианин… г) о кин… 3.Укажите несклоняемое существительное: 1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия 4. Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в родительном, творительном и предложном падежах. Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз. - На слайде выведены ответы. Проверьте свою работу. Поднимите руки, у кого все верно. У кого 1 ошибка. У кого 2? У кого 3 и больше? | Выполняют упражнение 268. Списывают предложение, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания, выполняют разбор под «3» Самостоятельно выполняют тест. После выполнения теста, самопроверка. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён существительных? -В каком словаре можно узнать значение слова? -Какие группы несклоняемых имен существительных вы запомнили? Что они обозначают? -Зачем в школе изучают эту тему? | Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о знаниях, полученных на уроке. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Подведение итогов | – Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели? – Умницы! Вы отлично поработали на уроке, меня очень радует ваша активность. Давайте приступим к выставлению оценок. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. |
VIII. Домашнее задание | – Ребята, на следующее занятие вам необходимо: Выучить правило на странице 140. Выполнить упражнение 271 на странице 142. Прочитайте задание в этом упражнении? Все ли понятно? | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...