Внеурочное занятие. Чингиз Айтматов – счастливый классик.
материал (7 класс)
Предварительный просмотр:
Чингиз Айтматов – счастливый классик.
Своим любимым писателем Чингиза Айтматова назвал Тилль Линдеманн, лидер и вокалист знаменитой рок-группы «Rammstein».
Отец музыканта был писателем с большой библиотекой и в детстве Линдеманна заставляли читать самую разную литературу, в том числе и советскую.
«Меня заставляли читать классику — тот же “Тихий Дон” Шолохова и “Войну и мир” Толстого. Но мне это все не нравилось.
Мне очень понравились книги Чингиза Айтматова, его работы сильно отличались от той официозной советской литературы, которую тогда переводили и издавали у нас.
Он был вне идеологии. Повесть «Ранние журавли» — мое самое любимое его произведение.
Писатель описывал жизнь простых людей, те же колхозы, но как мастерски он это делал! Без демагогии и штампов. Так что Чингиз Айтматов — мой самый любимый советский писатель», — сказал он.
Узнав, что Айтматов был одним из претендентов на Нобелевскую премию певец сказал: «Он ее точно заслужил. Памятник ему поставить нужно. Это точно».
Не каждому литератору выпадает счастье при жизни услышать в свой адрес — классик. Чингизу Айтматову повезло.
Он был одним из самых известных советских писателей, чьи произведения изучались в школе. Не знаю, как сегодня, но раньше по романам Айтматова писали сочинения.
Первое, что вспоминается, когда заходит речь о Чингизе Айтматове, это леденящуая душу история о манкуртах.
В своем первом романе «И дольше века длится день» (в качестве названия была взята строка из стихотворения Бориса Пастернака, а когда от цитирования опального поэта заставили избавиться, Айтматов озаглавил произведение «Буранный полустанок») он описал старинную тюркскую легенду о том, как людей лишали памяти. Взятому в плен обривали голову и водружали на нее шкуру недавно умерщвленного верблюда. Затем надевали на шею колоду, чтобы связанный пленник не мог никоим образом коснуться своей головы. Оставляли на несколько дней в пустыне, где изнывающий от зуда и жажды человек, волосы которого теперь врастали внутрь, либо погибал от боли, либо терял память и таким образом превращался в идеального раба.
Герой романа Айтматова по имени Жодаман был превращен в такого манкурта, который по приказу новых хозяев убил даже свою мать, в которой не узнал женщину, давшую ему жизнь.
Недаром говорят, что все мы родом из детства. В свое время с легендой о манкуртах маленького Чингиза познакомила бабушка.
О детстве маленького Чингиза известно не очень много. Родился в киргизском селе Шекер. Сейчас в там живет 3500 человек, в 1928 году и того меньше. Мальчик родился среди гор и бескрайних полей, любовь к которым пронес через всю жизнь.
Когда Чингиз был маленький бабушка часто забирала его из Москвы в их родной аил. Она была женщиной исключительно обаятельной и умной, всеми уважаемой в аиле, она оказалась для писателя кладом сказок, старинных песен, былей и небылиц.
Наступил 1937 год, Москва, расцвет репрессuй. Если сравнить репрессии с морем, то на периферии были "барашки", а в Москве бушевало цунами, под которым оказался погребен и Айтматов старший. Вдумайтесь, простой сельский паренек, который за 13 лет вырос до одного из лидеров Киргизской ССР. Он вызывал ненавuсть и жгучую завuсть и прекрасно это понимал.
Видя, как развиваются события отец Чингиза срочно отправляет жену и детей обратно в Шекер по ближе к бабушкам и дедушкам. Вот как об этом вспоминает сам писатель:
«В последние дни августа мы продали большинство вещей, собрали только самое необходимое и мама с шестимесячной сестренкой Розой, и я отправились в дорогу.
Отец провожал нас на Казанском вокзале. Двери во время движения были открыты, а к поезду был прикреплен дополнительный вагон. В купе стояли двухъярусные кровати и отец устроил нас в одну из них. Он попрощался и у меня до сих пор перед глазами стоят слезы матери и растерянный, печальный вид отца. В вагоне было много людей, которые сновали туда-сюда, суматоха. А отец долго бежал за вагоном и махал, махал нам рукой…»
Через пару недель, в сентябре, Торекул Айтматов по подозрению в антисоветской националистической деятельности был арестован и этапирован во Фрунзе, через год он был расстрелян и похоронен в безымянной могиле с еще 138 "такими же предателями". Поиск могилы отца стал делом жизни Чингиза Айтматова.
Эту боль, Чингиз пронес через всю жизнь и смог воплотить в своем творчестве. Но когда однажды его спросили:
- Если бы у вас не была такая судьба, если бы вы не потеряли отца, не было войны, не было столько пережитых тяжелых дней, то из вас не получился бы известный писатель. Все это от того, что вы рано потеряли отца.
- Это была для меня большая потеря. Я бы лучше не стал писателем, но чтобы был жив отец.
Началась Великая отечественная война, как и по всей стране, мужчины Шекера ушли на фронт, Чингизу в то время было 14 лет и он становится секретарем аульного совета. Может и хотели бы некоторые "затереть" сына "врага", да вот беда - грамотных людей, тем более мужчин в селе не осталось. Так судьба впервые улыбнулась Чингизу, и как старший из детей он становится главой семьи, помогая маме, сестрам и брату пережить трудные военные годы. После войны по разнарядке из села Чингиз поступает в зоотехникум, а позже и в сельхозинститут во Фрунзе. В последующем это в немалой степени сказалось в его писательском творчестве: он удивительно точно описывал повадки животных в своих произведениях.
Но мечтой Чингиза было писать. И в1952 году его рассказ "Газетчик Дзюйдо" был опубликован. Стоит отметить, что первое произведение он написал на русском, хотя в дальнейшем писал и на русском и на кыргызском, и даже был удостоен премии, как писатель "внесший неоценимый вклад в развитие тюркских языков". Но все это было позднее. А пока сотрудник НИИ животноводства на протяжении 4 лет публикует свои рассказы в местных изданиях.
К 1956 году Айтматов окончательно решает стать писателем и едет в Москву поступать на Высшие литературные курсы. Семью он с собой не берет. Будучи учеником литературных кусов он публикует две своих первых повести "Лицом к лицу" и "Джамиля", последняя принесла Чингизу первый успех и славу.
О ранней повести Айтматова «Джамиля», опубликованной в 1958 году в журнале «Новый мир», восторженно отозвался выдающийся французский писатель Луи Арагон. В предисловии ко французскому изданию он писал: «Прежде чем сказать все, что я думаю о «Джамиле», я должен отметить, что считаю это произведение самой прекрасной в мире историей о любви... Здесь, в этом горделивом Париже, Париже Вийона, Гюго и Бодлера, в Париже королей и революций, Париже - вечном городе искусства, где каждый камень связан с легендой или историей, в городе влюбленных... в этом Париже, который все видел, все читал, все испытал, я прочитал «Джамилю» - не «Вертера» и «Беренку», не «Антония и Клеопатру» и не «Сентиментальное воспитание»... И образы Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески, Эрнани и Доньи Соль померкли... ибо я встретился с Данияром и Джамилей, которые перенесли меня в третий год войны, в августовскую ночь 1943 года, куда-то в Куркурейскую долину, к мажарам с зерном и мальчугану Сеиту, рассказывающему их историю...
Надо ли говорить о том, что он был всеобщим любимцем и кумиром молодежи.
В 1963-м, выйдет сборник первых рассказов и повестей Айтматова "Повести степей и гор", удостоенный Ленинской премии - высшей государственной награды Советского Союза. В те годы Чингиз Айтматов был в зените признания и славы.
Книги раннего Айтматова не просто бестселлеры, а супербестселлеры. Люди с раннего утра становились в очередь в книжных магазинах, чтобы достать очередную айтматовскую книгу. Запись на его книги в библиотеках растягивалась на недели и месяцы. Была настоящая "айтматомания".
В своем литературном творчестве он черпал вдохновение в "Манасе" (героический эпос) и малых эпосах - бесценной кладези тысячелетней народной мудрости и энциклопедии духовной жизни киргизского народа. Практически все творчество Айтматова было пронизано мифологическими мотивами, в них вплетены легенды и притчи. Как, например, знаменитая легенда о манкуртах в романе "Буранный полустанок", о которых я говорила ранее.
Роман "Белый пароход" (1970) стал мировым бестселлером начала 70-х годов. Секрет необычайной популярности книг Айтматова в тесной сопряженности его творчества с реальной жизнью и реальными героями.
Роман Чингиза Айтматова "Плаха" является одним из самых сильных в его творчестве.
Отзыв наших современников о романе «Плаха»:
В романе несколько сюжетных линий, отчасти объединённых фигурой главного героя, Авдия Каллистратова. Он - бывший ученик духовной семинарии, отчисленный за «своеобразное» отношение к религии. Этот человек в большей степени, чем кто-то другой, обладает чертами «Божественного». Недаром в романе прослеживается аналогия его жертвенности и самоотречения с образом Христа.
Может ли человек спасти человечество !?
===
Мудро и глубоко рассуждает автор об истоках веры в душе, о смысле существования человека, о самоусовершенствовании духа, о судьбах людей и судьбе человечества...и вся эта светлая духовная утопия разбивается вдребезги страшной жестокостью. Озверевшие, чёрствые, примитивные люди как бульдозерами крушат жизни, судьбы, людей и животных..
===
Я не смогла дочитать последнюю часть романа, остановилась, чтоб не умереть от горя. Моё сердце и так уже плакало кровавыми слезами.
===
При всём моём уважении к Айтматову и к этому роману, я не рекомендовала бы его к прочтению людям чутким, ранимым, сопереживающим. И если Вы ещё не знакомы с книгами Айтматова, знакомство с его творчеством я бы посоветовала начать с более лёгкого произведения.
===
Книги с таким мощным эмоциональным воздействием, скорее всего, ориентированы на то, чтоб «прошибить», «протрезвить» чёрствых и злых людей. Но печально то, что эти чёрствые и злые люди, творящие бесчинства на земле, вряд ли когда- то возьмут в руки подобную книгу (.
Мне хочется верить, что вы не относитесь к таким людям и когда-нибудь прочитаете этот роман.
Будучи национальным самородком, Чингиз Айтматов писал с изяществом и блеском на русском языке, уже в 30 лет, подобно метеору, он ворвался в российский культурный мир и был в нем радушно принят. Именно благодаря русскому языку и русской культуре, ставшей неотъемлемой частью его духовного мира, творчество Айтматова достигло мировых вершин, стало достоянием всего мира. Он был одновременно киргизским и советским писателем, мастером философского романа XX века, хотя сам он предпочитал говорить - "эпического романа".
Творчество Чингиза Айтматова было переведено более чем на 200 языков мира.
Чингиз Айтматов стал писателем планетарного масштаба. В произведениях Айтматова присутствуют киргизские герои, особенности того горного края, где он родился, но чувства и эмоции героев универсальны, едины для всех людей планеты - это для Айтматова было главным.
В творчестве Айтматова неизменно присутствовали три темы - три страха. Прежде всего страх ядерной войны, страх перед экологической катастрофой и страх нравственного упадка.
Он писал о необходимости гармонии человека и природы, окружающего мира.
Жить по Айтматову в XXI веке - значит жить по совести, по правде, поступать по справедливости, следовать принципам демократии, общечеловеческим нормам морали и нравственности. Будут всегда жить его бессмертные заветы - любить родную страну, заботиться о народе, хранить как зеницу ока гражданский мир и согласие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Занятие "Чтобы быть счастливым, надо..."
Занятие "Чтобы быть счастливым, надо..."...
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
Конспект занятия "Творчество русских писателей классиков 19 века".
Расширить представление о творчестве русских писателей классиков 19 века,обобщить знания,формировать умение выразительно читать.Создать условия для развития познавательных процессов (внимание,памяти,м...
Внеурочное занятие по бурятскому языку "Счастливый случай – Аза талаан"
Тема занятия: Повторение изученных тем«Семья», «Числа от 1 до 10», «Цвета», «Учебные принадлежности».Цель: развивать познавательные способности учащихся...
Внеурочное занятие по математике в 6 класс «Счастливый случай»
Внеурочное занятие в форме соревнований способствует развитию быстрого математического мышления, активизиции познавательых процессов....
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....