Конспект занятия "Творчество русских писателей классиков 19 века".
план-конспект по литературе на тему
Расширить представление о творчестве русских писателей классиков 19 века,обобщить знания,формировать умение выразительно читать.Создать условия для развития познавательных процессов (внимание,памяти,мышления,умение анализировать.сравнивать).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_russkih_pisateley.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Манохина Н.Н., воспитатель
СПБ ГБУ Центр содействия семейному воспитанию № 3 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект занятия «Творчество русских писателей классиков
19 века».
Цель: расширить представление о творчестве русских писателей классиков 19 века.
Задачи:
1.Образовательные:
- обобщить знания воспитанников о творчестве русских потов 19 века;
- отрабатывать умение определять автора по строкам из его произведения;
2.Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных процессов (внимание, памяти, мышления, умение анализировать, сравнивать);
- обогащать словарный запас воспитанников.
Воспитательные:
- создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание.
- формировать умение выразительно читать, объединить участников для совместного решения, поставленных задач, развивать умение выражать симпатию и уважение друг к другу.
Оборудование:
1.Фрагмент видеофильма «Руслан и Людмила».
2.Портреты русских писателей: А. Фет, И. Крылов, А Майков, А. Пушкин.
3.Иллюстрации к произведениям А. Пушкина, И. Крылова, А. Фет, А. Майков.
4.Фишки, мешочек, бочонки лото, призы.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о « Произведениях русских поэтов классиков 19 века». Поэты и писатели, которые жили и создавали свои произведения более 100 лет назад. Пройдёт еще много лет, а мы будем читать, учить стихи русских классиков, чьи произведения стали самыми лучшими.
-Какие произведения русских классиков, вы читали? (И. Крылов, Ф. Тютчев, А. Пушкин, А. Фет, А. Майков).
Они стали образцом для писателей последующих поколений. О каком классике мы говорим это зеркало русской поэзии. Кто это? (А. С. Пушкин).
«Дедушкой» - называют и взрослые и дети. Кто это? (И. А. Крылов).
-Кто прожил из них более долгую жизнь? (И. А. Крылов).
Темой нашего занятия жизнь и произведения этих замечательных людей. А сейчас мы вместе проведем игру «Поле Чудес». Игра состоит их нескольких этапов. В игре принимают три команды (за правильный ответ - фишка).
2. Викторина «Толковый словарь».
В произведениях написанных 100-150 лет назад, встречаются слова, которые не употребляются в современном литературном языке. Как они называются? (Архаизмы).
Правильно, но также встречались слова, значения которых мы не понимали и находили объяснения в толковых словарях Даля и Ожегова. Сейчас каждой команде я дам листок с вопросами. (Капитаны команд сами выбирают), а вы будите отвечать на вопрос словом, которое употреблял автор того или иного произведения. Например: Старинная мера числа, равная двенадцати. (Дюжина).
Вопросы для 1-ой команды:
1.Вчера вечером. (Вечор).
2.Легкие волны на море. (Зыбь).
3.Старинная царская карета. Колымага).
4.Морской залив. (Лукоморье).
5.Воин дядьки Черномора. (витязь).
6.Нити жемчуга. (Перлы).
Вопросы для 2-ой команды.
1.Отсюда. (Отсель).
2.Как называли в старину сердце. (Ретивое).
3.Нет ни капли пользы. (Нет проку).
4.Необразованный, неграмотный человек. (Невежда).
5.Злой колдун, принявший образ коршуна. (Чародей).
6.Человек, который незаслуженно хвалит другого. (Льстец).
Вопросы 3-ей команды:
1.Идут парами. (Четами).
2.Не собрался до сих пор. (Доселе не собрался).
3.Старинная русская мера длины, равная 71 см. (Аршин).
4.Металические доспехи воинов. (Латы).
5.Грубый невоспитанный человек. (Невежа).
6.Надоедлевый. (Докучный).
3. «Вопрос – ответ».
Команда получает два задания. Назвать произведение и автора.
Вопросы для 1-ой команды.
1.-Не гонял я волн морских
звезд не трогал золотых…(А. Майков «Колыбельная).
2.-Дитя, подойди к нам поближе. (А.К. Толстой «Где гнуться над омутом лозы»).
Вопросы для 2-ой команды.
1.-Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой. (А. Фет « Я пришёл к тебе с приветом»).
2.-Но птички отпели, цветы отцвели,
Лучи побледнели, зефиры ушли. (Ф. Тютчев «Листья»).
Вопросы для 3-ей команды.
1.-Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит. (Ф. Тютчев «Весенняя гроза»).
2.-Словно кто-то, тороватый
Свежей белов пухлой ватой
Все убрал кусты. (А. Фет «Мама! Глянь ка из окошка»).
За правильный ответ выдается фишка. Воспитанники рассказывают стихотворение: Ф. Тютчев «Весенняя гроза», А. Фет «Мама глянь ка из окошка».
4. Литературное лото.
Члены каждой команды вынимают из мешка бочонки лото с номерами от№1 до№ 5,каждому номеру свой вопрос, кто вынет №5, получает приз.
Вопросы для всех команд:
Бочонок №1
1.С кем Пушкин стрелялся на дуэли? (Дантес).
2.В каком году умер А. С. Пушкин? (1837.10 февраля).
3.Как сейчас называется Царское Село? (г. Пушкин).
Бочонок№2
1.В каком году родился А. С. Пушкин? (1799.6 июня).
2.Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна).
3.Что такое лицей? (Высшее учебное заведение для детей дворян).
Бочонок №3
1.Как называется учебное заведение, в котором учился А.С. Пушкин? (Лицей).
2.Где находился лицей, в котором учился А. С. Пушкин? (В Царском Селе).
3.Как называлась речка, на берегу которой состоялась дуэль? (Черная).
Бочонок №4
1.Прочитать наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
2.Прочитать наизусть стихотворение А.С Пушкина «Зимний Вечер».
3.Прочитать наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Бочонок №5-приз.
5. Просмотр видеофильма.
Просмотр Фрагмента видеофильма «Руслан и Людмила». Каждая команда задает другой команде вопросы по поэме «Руслан и Людмила». За каждый правильный ответ очко.
Вопросы 1-ой команды для 2-ой.
1.Где и когда происходят события поэмы? (Киевская Русь, во времена князя Владимира).
2.Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь? (Кони их сами разошлись).
3.Что случилось с Рогдаем? (Он погиб в поединке с Русланом).
Вопросы 2-ой команды для 3-й команды.
1.Как выглядел сад Черномора (Там были дуб, кедр, пальмы, лавр, апельсины, китайский соловей, статуи, водопады, розы, беседки мостик).
2.Кем оборачивалась Наина? (Кошкой и Драконом)
3.Каким волшебством обладала шапка Черномора? (Это была шапка - невидимка).
Вопросы 3-й команды для 1-ой команды.
1.Где пряталась Людмила по ночам? (в саду, на деревьях)
2.Как надо надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимым? (Задом наперед).
3.Кем раньше была голова? (Великаном-богатырем братом Черномора, предательски им убитым).
6. «Угадай по подсказки».
Воспитатель показывает иллюстрации к произведениям русских классиков. Кто отгадает, получает очко-фишку. Иллюстрации: «Чиж и голубь», «Сказка о рыбаке и рыбке», « У лукоморья», «Лебедь рак и щука», «Ворона и Лисица». Итог. Подсчет баллов, вручение призов.
7. Рефлексия
-Что нового узнали?
-О чем сегодня мы говорили? Понравилось ли вам занятие?
Ребята все молодцы работали хорошо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов
"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного курса для учащихся 8-9 классов...
Небольшая бродилка по роликам классиков русской живописи ХIХ-ХХ веков
Небольшая бродилка по смоликам(роликам) классиков русской живописи ХIХ-ХХ веков. Источник http://www.liveinternet.ru/users/5107871/post267063737/ (Все картинки кликабельны)...
Реферат на тему: "Музыкальный фольклор в творчестве классиков российской музыки XX века"
Содержание:1. Понятие фольклора2. Фольклор в творчестве классиков российской музыки XX века:- С. Рахманинов;- И. Стравинский;- С. Прокофьев;- Д. Шостако...
Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века.
Написана эта книга для того, чтобы облегчить восприятие русской классической литературы....
ЧТО НЕПОНЯТНО У КЛАССИКОВ или ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО БЫТА XIX ВЕКА
Погружаясь в богатый и многообразный мир русской классической литературы, молодой человек, часто незаметно для себя, сталкивается с трудностями. Ее страницы, как на машине времени, переносят нас в дав...
Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие ма...
Конспект урока "Классика и современность"
Классика и современность...