Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры»
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontery.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социальной направленности
«Юные волонтёры»
на 2022 – 2023 учебный год
Составила: Ковалева Л.И.
Цели:
1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы «Юные волонтёры»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Юные волонтёры» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
- Активность участия.
- Умение планировать работу волонтёров.
- Самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля |
1 | Волонтерское движение в России. | 7 | Тренинг – 2 Моделирование – 1 Анкетирование - 1 |
2 | Участие в благотворительных акциях, практических делах | 27 | Изготовление поделок – 8 Трудовые дела – 4 Проект – 1 Акции – 7 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата | Тема учебного занятия | Кол- во часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся. | Практическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся. | |||
1 | Вводный урок. Волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» | 1ч | Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. | Просмотр видеофильмов, обсуждение; работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик». |
2 | Акция «Беречь Байкал святое дело | 1ч | просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка | |
3 | Живите радостно! Акция «60 минут ради Байкала» | 1ч | Беседа о роли волонтёров в том, что делает жизнь радостной. | Моделирование дома своей мечты, защита модели. |
4 | Поход в лес «Мы за ЗОЖ» | 1ч | Участие в беседе о празднике Дне пожилого человека, о роли волонтёров в организации праздника. | Отбор праздничных номеров, распределение ролей, обязанностей, подготовка поздравлений. |
5 | Акция «Мы за чистый школьный двор» | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора. | Выступление детей на квартирах пожилых людей, вручение открыток-поздравлений, цветов. |
6 | Подготовка к НПК «Экология Прибайкалья» | 1ч | Беседа о роли волонтёров в бережном отношении ко всему живому на планете. | Участие в экологической игре |
7 | Игра «Вокруг Байкала» с младше классниками | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора. | Уборка школьной территории от осенней листвы |
8 | Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с Международным днём школьных библиотек | 1ч | Участие в беседе о Международном дне школьных библиотек, о роли волонтёров в организации праздника, обсуждение поздравления школьного библиотекаря, самооценка и анализ работ. | Выбор и подготовка стихов, изготовление сувениров в парах. |
9 | Толерантность – качество волонтёра | 1ч | Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра? | Чтение и обсуждение художественных произведений. |
10 | 12 ноября – Синичкин день. | 1ч | Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц. | Рисование синички-эмблемы. |
11-12 | Изготовление для мам подарков к Дню матери. Букет астр. | 1ч | Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление букета астр для мам из цветной бумаги и картона. |
13 | 5 декабря – Всемирный день волонтёров.(Посвящение в волонтеры школа –интернат №23) | 1ч | Участие в беседе об о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам. | Изготовление коллективного подарка, подготовка поздравлений-пожеланий, выступление детей . |
14 | День героев России. Уборка у памятника, возложение цветов | 1ч | Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее. | Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы. |
15 | Акция «Покормите птиц зимой» | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц. | Развешивание кормушек, принесённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц. |
16 | Акция «Ель» | 1ч | Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними. | Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него. |
17 | Изготовление корзинки с сюрпризом для детей младшей группы | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних сюрпризов, об изготовлении сюрприза детям дошкольной группы, самооценка и анализ работ. | Изготовление петушков с сюрпризом и вручение их малышам дошкольной группы. |
18 | Расчистка игровой площадки младшей группы от снега | 1ч | Участие в беседе об активном отдыхе малышей и помощи волонтёров работникам дошкольной группы. | Уборка снега с игровой площадки. |
19 | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы. | 1ч | Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами дошкольной группы. | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми дошкольной группы. |
20-21 | Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и поздравление их на квартирах. |
22 | Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их на квартирах с Международным женским днём | 1ч | Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда и поздравление их на квартирах. |
23 | 2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки | 1ч | Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. | Ремонт книг |
24 | 12.04 - Международный день милосердия. “Будьте милосердным” | 1ч | Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра. | Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение. |
25 | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. | 2ч | Участие в беседе о роли волонтёров в создании уюта в школе и сохранении чистоты. | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. |
26 | Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка». Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц посёлка и сохранении чистоты. | Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка». |
27 | Акция «Мой двор, моя улица» Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка. | Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. |
28-29 | Участие к акции «Ветеран живёт рядом» | 1ч | Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их на квартирах. |
30 | Акция «Мой двор, моя улица» | 1ч | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты улиц города. | Уборка мусора на улице Школьной. |
31-32 | Акция «Мой двор, моя улица» Распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты | 2ч | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка. | Развешивание листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты в посёлке. |
33-34 | Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование) | 2ч | Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка. | Выполнение анкеты. |
Литература
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочие программы внеурочной деятельности. Социальная практика.
Рабочие программы внеурочной деятельности для 6 класса. "Социальная практика". "Шахматы"...