РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером.
Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду программирования Codu обусловлена следующими факторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_programmirovanie_multimediynyh_obektov.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Юный информатик
для 5-х классов
на 2015-2016 уч.год
Составитель: учитель информатики
Коломеец С. Н.
Оглавление
Требования к результатам обучения
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером.
Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду программирования Codu обусловлена следующими факторами.
Во-первых, в основе Codu лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.
Во-вторых, существенной ролью изучения программирования и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников.
В-третьих, занятия по программе кружка «Юный информатик» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 5-х классов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 часа в неделю, всего 35 часов в год в 5 классе.
Цель программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться им пользоваться в повседневной жизни.
Основные задачи:
- развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей школьника, способов мыслительной деятельности;
- развитие метапредметных умений (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных);
- формирование целостной картины мира и системного мышления на основе межпредметных связей.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программой Scratch, проектор, сканер, принтер, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь друг с другом.
- Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
- Принцип природосообразности. Основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
- Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 и 10-11 классах.
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Codu;
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- овладение понятиями класс, объект, обработка событий;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Codu;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и для самообразования».
Действие нравственно-этического оценивания
- сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
- углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Регулятивные универсальные учебные действия
- ставить учебные цели,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Планируемые результаты обучения
По окончанию курса ученик должен научиться составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч, публиковать свои проекты в глобальной сети.
Кроме того у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету информатика. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры школьников.
Данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Материально-технического обеспечения курса
Характеристики компьютерного класса
Количество рабочих мест учеников: 12
Периферийные устройства: Сканер, принтер, проектор, локальная сеть.
Скорость Выхода в Интернет: 2 Мбит/с.
Операционная система: Windows
Основная программа: Codu.
Учебно-методическое обеспечения курса
Рабочая программа курса.
Практические работы.
Разработки игр, викторин.
№ | Тема занятия | Цель | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Знакомство с сайтом https://studio.code.org. Регистрация в сети интернет и на сайте | Сформировать представление о том что предстоит изучать, ввести ознакомление со средой программирования. Дать ТБ | ТБ. Регистрация на сайте, создание интернет почты | 1 |
2 | Программирование на бумаге в клеточку | Научатся понимать принцип составления программ, что такое программирование, выражать свои идеи через коды и символы | Путем "программирования" рисовать картинки, начнут понимать, что такое программирование Научатся работать с миллиметровой бумагой, воспроизводить существующий рисунок. Создадут собственные рисунки путем программирования | 1 |
3 | Реальные алгоритмы: Бумажные самолетики | Научится определять виды деятельности, создавать небольшие программы, составлять сложные программы путем составления из не больших. Организовать последовательные события в их логическом порядке. | В этом уроке, учащиеся будут соотносить понятия алгоритмов к обычной реальной жизни, делая бумажные самолетики. Цель здесь состоит в том, чтобы начать строительство умения переводить реальные ситуации на онлайн сценарии и наоборот. | 1 |
4,5 | Лабиринт: Последовательность | Научится выражать движение как последовательность команд, определять порядок движения команд в виде последовательных шагов в программе. Представлять алгоритм в виде компьютерной программы. Вспомнить и применить правила парного программирования. Работать в паре программируя совместо решать задачи с помощью компьютера или без него. | В этой серии пазлов ученики будут развивать понимание алгоритмов. Работать с изображением персонажей из игры Angry птиц, ученики будут развивать последовательные алгоритмы, чтобы переместить птицу из одной части лабиринта в свинью на другую сторону. Для этого они будут складываться в линейную последовательность блоков вместе, чтобы двигаться прямо или повернуть налево и направо. | 2 |
6,7 | Художник: Последовательность | Научится создавать программу для завершения образа с помощью последовательных шагов. Отработать навыки работы с геометрическими фигурами. |
| 2 |
8 | Зацикливание | Научится определять и распознавать зацикливание, | Циклы-это удобный способ описания действий, которые повторяются определенное число раз. На этом занятии дети будут практиковать преобразование наборов действий в единый контур. | 1 |
9,10 | Лабиринт: Циклы | Научится создавать программу для данной задачи. Разбивать длинную последовательность инструкций в мельчайших повторяемые последовательности. | Опираясь на концепцию повторяя поручению спятил, этот этап будут ученики, используя циклы, чтобы более эффективно пройти через лабиринт. Выявить преимущества использования циклической структуры вместо ручного повторения | 2 |
11,12 | Художник: Циклы | Отработать навыки работы с цикламиРаскладывать фигуры в мельчайших повторяемые последовательности | Возвращаясь к художнику, ученики учатся рисовать более сложные изображения с помощью цикла простой последовательности инструкций. Посчитывать, сколько раз действие следует повторять и представлять ее в виде петли | 2 |
13,14 | Пчела: Циклы | Научатся создавать программу для данной задачи. Определить, когда цикл может быть использован для упрощения повторяющихся действий | На последнем этапе студенты использовали петли повторять простые движения. Теперь они собираются добавить к тому, что зацикливание действия для того, чтобы помочь пчелы собирают нектар и делают мед. | 2 |
15 | Эстафетное программирование | Научатся выражать идеи через коды и символы | Это занятие начнется с короткого обзора миллиметровки программирования, то будет быстро двигаться, чтобы гонка на время, как ребятам разбиться на команды и работать вместе, чтобы создать программу. | 1 |
16,17 | Пчела: Отладка | Научатся предсказывать, где произойдет сбой программы | Отладка является важным элементом обучения в программе. На этом занятии дети будут встречаться загадки, которые были решены неправильно. Они должны будут переступить через существующий код для выявления ошибок, в том числе неправильные петли, отсутствующие блоков, дополнительных блоков, и misordered блоков. | 2 |
18,19 | Художник: Отладка | Научатся предсказывать, где произойдет сбой программы | На этом этапе студенты будут продолжать практиковать их навыки отладки, помогая художнику исправить фотографии, которые не выходят совсем правильно. | 2 |
20 | Условные команды | Научатся определить обстоятельства, при которых определенные части программы должны работать и когда они не работают | Мы не всегда знаем наперед, что все будет так, как когда мы запускаем наш компьютер программ. Разные пользователи имеют разные потребности, и иногда вы хотите сделать что-то на основе одного пользователя нужно, что ты не хочешь с кем-то еще. Именно там условные операторы приходят. Этот урок демонстрирует, как условные операторы могут использоваться, чтобы адаптировать программу к конкретной информации. | 1 |
21,22 | Пчела: Условные команды | Сравнить значения с помощью оператора := | До этого момента все программы ваши ученики написали должно работать точно так же каждый раз - надежный, но не очень гибкий. В этом этапе мы вводим в условный оператор, код, который функционирует по-разному в зависимости от условий, которые он встречает. | 2 |
23 | Двоичные браслеты | Кодировать буквы в двоичный | Бинарные чрезвычайно важных для компьютерного мира. Большинство компьютеров сегодня хранить всевозможную информацию в двоичной форме. Этот урок помогает показать, как можно брать что-то, что мы знаем и перевести его в серию ons и offs. | 1 |
24 | Большое Событие | Повторять команды, подаваемые учителем | События являются отличным способом внести разнообразие в заранее написанный алгоритм. Иногда вы хотите, чтобы Ваша программа могла реагировать на пользователя именно тогда, когда пользователь хочет его. Вот какие события являются for. | 1 |
25,26 | Flappy | Матч блоки с соответствующим обработчиком событий | В этом специальном уровне студенты получают строить собственные flappy игры, используя обработчики событий для обнаружения щелчков мыши и объекта столкновения. | 2 |
27,28 | Лаборатория игр: Создать историю | Определить действия, которые коррелируют события ввода | В этот кульминационный подключен деятельности, студенты получат возможность применить все навыки программирования они научились создавать анимированную историю. Пришло время подойти к вопросу творчески и создать историю в играть лаборатории! | 2 |
29 | Твой цифровой отпечаток | Понимать, что такое безопасный интернет Научиться распознавать сайты, которые плохо влияют на детей. Исследовать, какую информацию целесообразно поставить онлайн, и как работать в интернете. | В сотрудничестве со здравым смыслом СМИ, этот урок помогает учащимся узнать о сходстве безопасное пребывание в реальном мире и при посещении веб-сайтов. Ученики также узнают, что информация, которую они выкладывают в интернет оставляет цифровой след " или “след.” Этот след может быть большим или маленьким, полезным или вредным, в зависимости от того, насколько им удается это. | 1 |
30,31 | Художник: Вложенные циклы | Использование художника в среде для написания программы, Дать понятие вложенного цикла. Отработать навык решения задач с вложенными циклами. | Посчитайте, сколько раз действие следует повторять и представлять ее в виде петли | 2 |
Резерв | 4 | |||
ИТОГО | 35 |
- Евгений Патаракин. Учимся готовить в Скретч. Версия 2.0
- Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009. — 116 с.: ил.
Дополнительные источники
- https://code.org/ - сайт разработчиков
- https://studio.code.org/ - официальный сайт проекта code
- https://studio.code.org/s/course2 - Программа курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС....
Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И. учитель информатики...
Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики"
Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики" для обучающихся 7-9 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах (для четырёхлетней начальной школы)
Количество часов: всего 136 часов2 класс – 68 часов 3 класс – 34 часа...
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...