Рабочие программы внеурочной деятельности. Социальная практика.
рабочая программа (6 класс) на тему

Башарова Рамзия Минлегалиевна

Рабочие программы внеурочной деятельности для 6 класса. "Социальная практика". "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_praktika.docx272.48 КБ
Файл shahmaty_6_b.docx267.95 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\HOME\Desktop\Документы\Scan\Внеур соц. пр 6.jpg

Содержание

                   1.  Пояснительная записка   ------------------------------------ 3-5

                   2. Содержание программы       --------------------------------  6,7

                   3. Календарно-тематическое планирование ---------------  7-12

                   4.  Учебно-методическое обеспечение               -----------  12,13

                   5. Материально-техническое обеспечение------------------  13

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина из сборника «Программы внеурочной деятельности» система Л.В. Занкова и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогического направления «Ведущие за собой» Ращупкиной Н.А, направленной на обучение учащихся основам организаторской деятельности.

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением  многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений. Ученическое самоуправление основывается на проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах ученического коллектива.

        Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Актуальность программы опирается на необходимость подготовки молодых лидеров-организаторов деятельности ученического самоуправления на современном этапе развития общества. Также актуальность данной программы обусловлена психологическими особенностями подросткового возраста детей, когда на смену продуктивно-творческой деятельности приходит потребность в общении, осознании своего «Я», как частички коллектива, желание быть признанным окружающими. Учебный материал подобран таким образом, что позволяет учащимся осознать перспективы своего психологического развития, понять природу своего «Я», найти применение своим творческим, организаторским способностям.  

Цели, задачи

        

        Цель программы: воспитание социально-активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность.

Основными задачами данной программы является:

  • научить положительной коммуникации и активному взаимодействию всех членов группы;
  • сформировать организаторские умения подростков посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности;
  • развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

        

Основная характеристика

Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и психологические тренинговые упражнения по теме занятия.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.

Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися  на темы предусмотренные программой.

Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, выставки.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса. Китайская мудрость: «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; позволь мне сделать, и я пойму»- как нельзя лучше иллюстрирует необходимость практической деятельности в рамках освоения данной программы. Включение в практические дела, организовываемые воспитанниками, позволит развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности, планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских, организаторских качеств.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год – 6 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор тренингов и заданий отражает реальную умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;

•развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

• привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • формирование познавательной и информационной культуры;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки к работе на результат.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

                                         Планируемый результат

  • Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы «Путь к успеху»:
  •           Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).
  •           Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).
  •           Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).
  •           Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).
  •           Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Основные разделы программы

№ п/п

Наименование разделов (тем)

Общее количество часов

Теория

Практика

Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера.

4

2

2

Коллектив. Законы развития коллектива.

5

1

4

Искусство общения.

4

1

3

Конфликты и пути их решения.

4

1

3

Основы публичного выступления.

4

2

2

Основные формы организации досуговой деятельности.

12

  1. Общие сведения.

1

1

-

  1. Игра.

5

-

5

  1. Мероприятие.

2

1

1

  1. Дело.

3

1

2

Социальное проектирование.

3

1

2

Итого:

35

9

26

Содержание программы

Программа «Путь к  успеху»  входит во внеурочную деятельность по социальному направлению.

Программа предусматривает задания, социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, упражнения, игры на формирование коммуникативных навыков,  приобретение лидерских, организаторских качеств.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». Это способствует появлению желания общения с другими людьми, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

  1. Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера.

Практическая часть.

Игры «Разборка имени», «Я еду». Тестирование «Я – лидер».

Игры на выявление лидера. «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».

  1. Коллектив. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.

Практическая часть.

 Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по А.Н. Лутошкину).

  1. Искусство общения. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.

Практическая часть.

Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», Игровые методики, «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.

  1. Конфликты и пути их решения. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте. Искусство ведения переговоров.

Практическая часть.

Упражнения «Искусство общаться».

  1. Основы публичного выступления.

Искусство полемики. Виды вопросов. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.

Практическая часть.

Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».

  1. Основные формы организации досуговой деятельности.
  1. Общие сведения.

Практическая часть.

Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...», «Это мой нос», «Я никогда...». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

  1. Игра. Общие сведения.

Практическая часть.

Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник»,  «Голова – хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Будь собой!», «Живая пирамида», Спокойные игры.

  1. Мероприятия. Основные характеристики. Виды мероприятий. Этапы подготовки и проведения. Проведение. Анализ проведения мероприятия.

Практическая часть.

Упражнение «Сценарий мероприятия»,«Выбор организатора».

  1. Дело. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД». Предварительная подготовка дела.

Практическая часть.

Коллективное планирование дела. Упражнение «Организаторское лото»,  «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела.

  1. Социальное проектирование. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем.

Практическая часть.

Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта. Реализация проекта.  Презентационная папка проекта.

Тематическое планирование

Форма занятия

Приемы и методы организации УВ процесса (в рамках занятия)

Планируемые

результаты

Дата

плани

руемая

фактическая

Тренинг конструктивного общения.

Диспут

 «Качества лидера».

Словесный

практико-ориентированный

психологический

Познакомится с психологией сотрудничества и соперничества.

Упражнение

«Ты выбираешь», Тестирование

«Я – лидер».

Тест «Я – лидер»

Методичка «Формула успеха лидера»

Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству

Игра «Кораблекрушение»

Практический

Исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте

Коллектив. Законы развития коллектива.

Диспут

Развитие экспрессивности и навыков командной работы. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.

Презентация «Этапы развития коллектива»

 (по А.Н. Лутошкину)

Наглядный, таблица «Этапы развития коллектива»

(по А.Н. Лутошкину)

Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

Творческая мастерская «Стили лидерства»

Практический, таблица «Стили руководства»

Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации.

Сюжетно-ролевая игра «Выбор организатора», упражнение «Ситуации», «Суета сует».

Игровой

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов.

Дискуссия «Кто мы, какие мы»

Вербальный

Знакомство  участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия.

Искусство общения. Начало общения. Сюжетно-ролевая игра «Давайте познакомимся». Выход из общения. Беседа.

Игра

практико-ориентировочная деятельность

Выявление наиболее эффективных способов начала общения.

Эффективные способы общения. Творческая мастерская «Давай дружить». «Наши достоинства».

Практико-ориентировочная деятельность

Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта.

Укрепление самооценки.                           Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе;                                

Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении».

Практико-ориентировочная деятельность

Умения координировать совместные действия,                                        развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», Тренинги «Найди по инструкции», «Горячий стул», «Три королевства».

Игра

Воспроизведение собственного опыта выхода из взаимодействия каждым участником, знакомство с опытом других участников, тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия.

Конфликты и пути их решения. Игра-конструктор «Ты меня не понимаешь».

Беседа

Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях,                             развитие умения отслеживать свое внутреннее психологическое состояние.

Человек в конфликте.

Стратегия сотрудничества в конфликте.

Беседа

Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности, в неожиданных ситуациях.

Виды поведения в конфликте. Тренинг «Стиль поведения в конфликте».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия в интересах между участниками.

Согласование интересов сторон в конфликте. Сюжетно-ролевая игра «Праздник».

Словесный,

игра

Развитие экспрессивности и навыков командной работы,                                  развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.                                                    

Искусство ведения переговоров. Сюжетно-ролевая игра «Слушаем докладчика»

Мозговой штурм «Правила публичного выступления».

Беседа

проблемное обучение

 Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.                                           Развитие гибкости поведения.

Искусство ведения переговоров. Виды вопросов. Тренинг «Скажи мне...».

Практико-ориентированная деятельность

Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.

Искусство ведения переговоров.  «Тренинг «Я говорю «нет».

Беседа

Практико-ориентированная деятельность

Вырабатываем правила поведения в дискуссии.

Логика и техника публичного выступления. «Готовимся к публичному выступлению». Упражнения на формирование голоса и дикции.

Практико-ориентированная деятельность

Формирование профессиональных качеств голоса.

Основные формы организации досуговой деятельности. Общие сведения. Лекция Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

Словесный,

наглядный

Знакомство с формами организации досуговой деятельности.

Общие сведения. Игры. Тренинг «Ты выбираешь».

Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Игры. Подвижные игры. «Американский треугольник», «Голова – хвост», «Моргалки».

Игра

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.

Игры с залом «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам» и др.

Игра

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Игровые методики «Терем-теремок», «Волшебный стул» и др.

Игра

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Тренинги «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод» и др.

Психологический

Развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинств как черты личности разобраться в стиле, в котором отдельные люди решают проблемы.

Мероприятие. Основные характеристики. Виды мероприятий. Лекция. Упражнение

«Выбор организатора»

Словесный, интерактивное обучение

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности. Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия.

Этапы подготовки и проведения. Упражнение«Готовимся к мероприятию». Упражнение

«Сценарий мероприятия»

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

Формировать умение планировать мероприятие.

Дело. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем  КТД»

Интерактивное обучение

Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия.

Предварительная подготовка дела. Анализ условий, потребностей и интересов участников, постановка цели деятельности. Упражнение «Выбор организатора», «Распределение ролей».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото».

Упражнение «Сценарий мероприятия».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Социальное проектирование. Общие сведения. Основные признаки проекта. Лекция.

Словесный,

наглядный

Умение создавать проекты, развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Определение проблем. Составляющие проекта. Творческая мастерская «Разрабатываем проект».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Учебно-методическое обеспечение учителя и ученика

1.Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
  2. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  5. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
  7. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва — Воронеж, 1999.
  8. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
  9. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Рн/Д, 2002.
  10. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
  11. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
  12. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
  13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
  14. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
  15. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 
  16. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
  17. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
  18. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.

Материально-техническое обеспечение

название

марка

год приобретения

инвентарный №

1

Монитор

«Самсунг»

2013

1804

2

Системный блок

«Ин вин»

2013

1804

3

Мышь

«Логитекс»

2013

1804

4

Клавиатура

«Гениос»

2013

1804

5

Фильтр

«Пилот»

2013

1804

6

Интерактивная доска

«Воард»

2013

1657

7

Проектор

«Венг»

2013

1657

8

Магнитофон

«Филипс»

2007

1014

9

Колонки

«Гениос»

2013

1804



Предварительный просмотр:

C:\Users\HOME\Desktop\Документы\Scan\SCAN_20180120_150109663.jpg

Содержание

                   1.  Пояснительная записка   ------------------------------------ 3-5

                   2. Содержание курса       ---------------------------------------- 5-7

                   3. Календарно-тематическое планирование ---------------  7-10

                   4. Информационно-методическое обеспечение-----------   10

                    5. Результаты образовательной деятельности-------------   11

                    6. Материально-техническое обеспечение------------------  11

Пояснительная записка

      Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном  возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий  представляются шахматы.

      Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

       Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

       Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

        Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

  • Обучить правилам игры в шахматы.
  • Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  • Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным    

              кодексом.

  • Научить ориентироваться на шахматной доске.
  • Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно    

               расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими  

             фигурами.

  • Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  • Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  • Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  • Сформировать умение записывать шахматную партию.
  • Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы:  На реализацию курса отводится 1 час в неделю 34 часа в год.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. 
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. 

 Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковыйНаиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

            Формы контроля

         Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Содержание курса.

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.        

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

1. Краткая история шахмат.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя..

2.Шахматная нотация.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

обобщать, делать несложные выводы; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

3. Ценность шахматных фигур

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии.  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

4. Техника матования одинокого короля

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).  Знать правила хода и взятия каждой фигурой; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

5. Достижение мата без жертвы материала

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Учиться работать по предложенному учителем  плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

6. Шахматная комбинация

15ч

Уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Описание примерного содержания занятий

план

факт

Краткая история шахмат (1ч.)

1

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

1

1.09.

14

1.09.

14

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира  по шахматам. Игровая практика.

Шахматная нотация (3ч.)

2.

Обозначение горизонталей, вертикалей,  полей

1

8.09

8.09

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов.  Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”).

“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1  а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

3.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения

1

15.09

15.09

4.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

1

22.09

22.09

Ценность шахматных фигур (4ч.)

5

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

29.09

29.09

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

6

Достижение материального перевеса

1

6.10

6.10

7

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

1

13.10

13.10

8

Защита.

1

20.10

20.10

Техника матования одинокого короля (4ч.)

9

Две ладьи против короля.

1

10.11

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания
«Шах или мат».Шах или мат черному королю?
«Мат или пат».Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход».Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию».Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол».Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король».Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

10

Ферзь и ладья против короля.

1

17.11

11

Ферзь и король против короля.

1

24.11

12

Ладья и король против короля.

1

1.12

Достижение мата без жертвы материала (4ч.)

13

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

8.12

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода».В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата».Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

14

Цугцванг.

1

15.12

15

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

22.12

16

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

12.01

Шахматная комбинация (15ч.)

17

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

1

19.01

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

18

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

26.01

19

Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

2.02

20

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

9.02

21

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

1

16.02

22

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

1

2.03

23

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

16.03

24

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

23.03

25

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1

6.04

26

Тема превращения пешки.

1

13.04

27

Сочетание тактических приемов.

1

20.04

28

Патовые комбинации.

1

27.04

29

Комбинации на вечный шах.

1

4.05

30

Типичные комбинации в дебюте.

1

12.05

31.32

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

1

18.05

33-34

Соревнования по шахматам. Подведение итогов.

1

26.05

Информационно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

  1.  Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.-40 с.
  2. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  3. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002

Оборудование:

  • шахматные доски с набором шахматных фигур           
  • шахматные часы                                                                                             
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации                                                                                         
  • мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»   
  • компьютер
  • проектор
  • доска      

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу учебного года дети должны знать/уметь:

 Знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

               Уметь:

                                    записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,   королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

Материально-техническое обеспечение

название

марка

год приобретения

инвентарный №

1

монитор

«Самсунг»

2013

1804

2

Системный блок

«Ин вин»

2013

1804

3

мышь

«Логитекс»

2013

1804

4

клавиатура

«Гениос»

2013

1804

5

фильтр

«Пилот»

2013

1804

6

Интерактивная доска

«Воард»

2013

1657

7

проектор

«Венг»

2013

1657

8

Магнитофон

«Филипс»

2007

1014

9

колонки

«Гениос»

2013

1804


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...