Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
рабочая программа по экономике на тему
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menedzhment_.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Менеджмент»
(углубленный уровень среднего профессионального образования)
Специальность
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
2013 г.
Обсуждена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол № от «__» 2013г. Председатель
| Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080114«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Зам. директора по учебной работе ___________ Л.В. Тягова «___» 2013 г.
|
Автор: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж» - Тягова Л.В.
Рецензент: Макеева А.С. - преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114«Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 080100 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющ9ей системы на управляемую;
способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
способствовать развитию у обучающихся, а будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности политику организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения;
Самостоятельная работа обучающихся направлена:
на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодических занятиях, научных семинарах и конференциях;
изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка - 54часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часов;
самостоятельной работы - 18 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента | 8 | ||||
Введение | Предмет и задачи курса | 1 | |||
Тема 1.1 История развития менеджмента | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 2 | Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук Наука управления или количественный подход | ||||
Тема 1.2 Сущность, характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 2 | Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки | ||||
Тема 1.3 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности ( по отраслям) | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 | Особенности организации управления (по отраслям) Основные направления менеджмента ( по отраслям) | ||||
Практическая работа №1 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 1 Эволюция концепций менеджмента | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной работы: Сущность менеджмента и эволюция его теории. Российский опыт управления, его особенности. Портрет современного руководителя | 2 | 3 | |||
Раздел 2. Организация как система управления | 9 | ||||
Тема 2.1 Типы структур организации | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 2 | Понятие « организации» Законы организации Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках. | ||||
Тема 2.2 Внутренняя и внешняя среда организации | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 2 | Инфраструктура менеджмента Внутренняя и внешняя среда | ||||
Практическая работа №2 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2 Организация как система управления. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Преимущества и недостатки каждого типа структур. Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации. | 4 | 3 | |||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике | 10 | ||||
Тема 3.1 Организация и планирование | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 2 | Локальные принципы организации Делегирование полномочий и ответственности Виды планирования, его методы. Разновидности планов. | ||||
Тема 3.2 Контроль и мотивация | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||
1 2 3 4 5 | Понятие контроля и его основные типы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации | ||||
Тема 3.3 Цикл менеджмента | 1. 2. | Характеристика составляющих цикла менеджмента Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла | 2 | 1 | |
Практическая работа №3 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 3 Функции менеджмента в рыночной экономике | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Тактическое планирование и стратегическое планирование. Необходимость управленческого контроля. Контроль организационного руководства, финансовых ресурсов. Мотивационный процесс, классификация мотивационных теорий. Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятии. | 4 | 3 | |||
Раздел 4. Методы и стили менеджмента | 10 | ||||
Тема 4.1 Система методов управления | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 2 3 | Понятие методов управления Группы методов управления Управление и типы характеров | ||||
Тема 4.2 Стили управления | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 2 3 | Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления Виды и совместимости стилей | ||||
Практическая работа №4 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 4 Методы и стили менеджмента | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико - математические, социологические измерения. | 4 | 3 | |||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений | 10 | ||||
Тема 5.1 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 2 | Сущность процесса принятия решений. Типы решений. Классификация решений. Требования, предъявляемые к решениям | ||||
Тема 5.2 Этапы рационального решения проблем | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 2 | Диагностика проблемы. Определение альтернатив. Методы оптимизации решений. | ||||
Тема 5.3 Методы принятия решений | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 2 | Платежная матрица Дерево решений | ||||
Практическая работа №5 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 5 процесс принятия и реализации управленческих решений | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Ограничения и критерии принятия решения. Оценка эффективности решений. | 2 | 3 | |||
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение | 7 | ||||
Тема 6.1 Коммуникативность и общение в сфере управления | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
1 2 | Коммуникативность между уровнями и подразделениями. Коммуникативный процесс Межличностные коммуникации | ||||
Тема 6.2 Деловое общение | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
1 2 | Деловое общение, его характеристика. Виды и формы делового общения Этапы и фазы делового общения | ||||
Практическая работа №6 Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 6 Коммуникации и деловое общение | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Примерная тематика внеуадиторной работы: Преграда в коммуникациях Правила ведения бесед и совещаний. Факторы повышения эффективности делового общения | 2 | 3 | |||
Всего | 54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
| ||
|
Дополнительные источники:
- Кабушкин Н.И, Основы менеджмента: Учеб. пособие.-3-е издание- Минск: Новое знание,2000.-336с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента 2-е издание – М.: Триада,1997- 384с.
- Лебедев О.Т. Основы менеджмента: Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- СПб: Министерство,1997.-192 с: ил.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; | |
анализировать организационные структуры управления; | Решение ситуационных задач. |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; | Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; | Решение ситуационных задач. |
применять эффективные решения, используя систему методов управления; | Решение ситуационных задач. |
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. |
Знать: | |
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; | Тестирование. |
методы планирования и организации работы подразделения; | Тестирование. |
принципы построения организационной структуры управления; | Тестирование. |
основы формирования мотивационной политики организации; | Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; | Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. |
внешнюю и внутреннюю среду организации; | Тестирование. |
цикл менеджмента | Тестирование. |
процесс принятия и реализации управленческих решений; | Тестирование. |
функции менеджмента в рыночной экономике, организации, планирование, мотивации и контроль деятельности экономического субъекта | Тестирование. |
систему методов управления; | Тестирование. |
методику принятия решений; | Тестирование. |
стили управления, коммуникации, принципы делового общения | Оценка выполнения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...