Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи в подготовительной группе чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
план-конспект
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_balkovayae.s.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Цель: Расширить кругозор дошкольников о благодушном и добросердечном человеке, используя художественное слово.
Задачи:
- Способствовать положительному эмоциональному восприятию художественного рассказа;
- Формировать понимание нравственности человеческих ценностей;
- Развивать позитивное отношение к живому, желание проявлять сочувствие и доброту;
- Воспитывать уважение к окружающим. (4)
Организационный момент
Давай - ка дети, встанем с вами в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и почувствуем, как дружеское тепло переходит из рук в руки каждого из вас!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Мотивационный момент
А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,
Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет (книга).
(Показать слайд книга)
-Кто, мне скажет? Где, же живут книги? (на полках, в книжном магазине, в киосках, в библиотеке)
(Показ слайда библиотека, книжный магазин, киоск)
-Ребята, а у вас дома есть книжная полка?
-И у нас в группе очень много книг. Где они хранятся? (подходим к полке)
-Давайте посмотрим! Какие книги у нас имеются? (рассказы, сказки, стихи…)
- А кто из вас, мне может сказать, кто наполняет книги сказками, рассказами, стихами? (писатели)
- Ребята, вы уже знаете некоторых детских писателей. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним выдающимся писателем. Представляю вашему вниманию Константин Дмитриевич Ушинский. (Показать слайд К.Д.Ушинского)
Основная часть
Воспитатель: Дети, это портрет писателя К.Д.Ушинского. Давным-давно не далеко от Москвы в городе Тула родился Константин Дмитриевич Ушинский. Костя рос любознательным и послушным мальчиком. В школе учился хорошо и отлично. По окончанию школы, был зачислен в Московский университет. Впоследствии, высшего обучения стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в разных городах в Ярославле, Петербурге и даже за границей. Он поставил перед собой цель: научить деток читать и писать так, чтобы им было интересно и увлекательно. К.Д.Ушинский сочинял интересные и познавательные рассказы для детей. Придумывал игры и загадки. Так вышла знаменитая книга «Родное слово». Эта книга принесла большую славу Ушинскому, славу народного учителя (1). Какие произведения К.Д. Ушинского вы, знаете? О ком пишет писатель?
Дети: «Четыре желания», «Умей обождать», «Леший», «Спор животных», «Чужое яичко».
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на экране представлены несколько книг с произведениями К.Д.Ушинского. А теперь, давайте подойдем к столу и рассмотрим эти книги. Многие из вас, могут прочитать, как они называются. (Показать слайд с детскими книгами)
Воспитатель: Ребята, молодцы! Вы правильно отметили, что все произведения Ушинского про животных. Представьте, что мы находимся на большой книжной выставке К.Д.Ушинского. Как же много интересных книг у нас сегодня! Но я хочу дополнить нашу выставку еще одной очень интересной книгой. А про кого идет речь в этом произведении вы, узнаете, отгадав загадку:
Грациозна и стройна - Детям нравится она. Позволяет сесть верхом, Машет гривой и хвостом, И тележку повезет - Никогда не подведет (2).
Дети: Лошадка
Ребятки! Давайте с вами немножко разомнемся вместе с лошадкой. Встаем и делаем большой круг. Все готовы? Тогда поехали!
Быстроногая лошадка утром делала зарядку
Потянулась для начала и копытом постучала
Цок! Цок! (дети поочередно топают ногами)
А теперь прыжки вперед,
В бок, назад, наоборот.
Скок! Скок! (прыжки на месте)
Бег на месте, а потом-
Махи гривой и хвостом
(руки на пояс, повороты туловища)
Мах! Мах!
До чего же хвост и грива
Шелковисты и красивы!
Ах! Ах!
Громко фыркнула лошадка:
-Фр-р-р! Закончена зарядка!
Не пора ли подкрепится?
Дайте сена и водицы.
Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята, я прочту вам рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь».(5)
После чтения.
Воспитатель: В рассказе «Слепая лошадь» нам встретились новые слова. Я познакомлю вас с ними. Посмотрите на экран.
Князь – глава области (княжества).
Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими серебряными и золотыми нитями.
Соболя – мех хищного зверька семейства куньих.
Роскошно – богато; роскошный – выделяющийся великолепием.
Мера – старинная русская единица измерения объема сыпучих тел.
Рогатина – копьё с развилкой на конце.
Хворать – болеть.
Хилеть – становится болезненным, слабым.
Узда – часть упряжки, надеваемой на голову животного.
Единодушно – согласие, проявляемое всеми. Стреха – старинное название нижнего края соломенной крыши у деревянного дома, избы.
Вече – собрание людей на площади для принятия важных решений.(3)
Воспитатель: Ребята давайте теперь обсудим рассказ и ответим на вопросы.
Воспитатель: О чём этот рассказ?
Дети: О лошади, которая ослепла и стала ненужной.
Воспитатель: Как звали любимого коня купца?
Дети: Догони-Ветер.
Воспитатель: Сколько разбойников напало на Уседома?
Дети: Шестеро разбойников.
Воспитатель: Кто его выручил?
Дети: Уседома спас его верный конь Догони-Ветер.
Воспитатель: Как купец обещал отблагодарить спасителя.
Дети: Он обещал никогда не продавать, не дарить и не прогонять коня, чтобы с ним не случилось. Как бы он не состарился ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.
Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово?
Дети: Купец не сдержал слово.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что слепой конь стал обузой.
Воспитатель: Как получилось, что Догони-Ветер ослеп?
Дети: Купец торопился к семье и не позаботился о коне, который выбился из сил после происшествия. А его работник тоже не ухаживал за конем.
Воспитатель: Как поступил Уседом со слепой лошадью
Дети: Велел прогнать ее со двора.
Воспитатель: Что чувствовал Догони-Ветер, когда остался один?
Дети: Он был печальным и растерянным.
Воспитатель: Как, по-вашему, поступило вече? Купцу вынесли справедливый приговор?
Дети: Да. Народ правильно поступил с жадным купцом. Его обязали сдержать своё слово и кормить коня до самой смерти под присмотром наблюдателя.
Воспитатель: Этот приговор был вырезан на камне, чтобы никто так больше не смел поступать.
Воспитатель: Чему учит нас этот рассказ?
Дети: Что за добро нужно платить добром и не поступать плохо с беспомощными людьми и животными. Нужно любить всё, что нас окружает.
Воспитатель: По этому поводу есть хорошее стихотворение Владимира Орлова «Я узнал, что у меня есть огромная семья":
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною, —
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
Дети, как вы думаете, где можно увидеть добро? (в поступках, чувствах и действиях)
А для чего нужны добрые поступки? (ответы детей).
Творческая деятельность: «Доброе сердце».
Воспитатель показывает детям огромное сердце, вырезанное из картона.
Воспитатель: У меня есть большое сердце. Оно не яркое и грустное. Я предлагаю вырезать много ярких сердечек и нарисовать на них символы доброты: улыбки, объятья, слова поддержки. Мы украсим это сердце, и оно станет нашим символом добра. А назовём мы его «Доброе сердце»!
Воспитатель включает песню: «Что такое доброта» Барбарики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое и доброе сердце у нас получилось.
Итог:
- Дети, с каким произведением мы сегодня познакомились? («Слепая лошадь»)
-А кто его автор? К. Д. Ушинский.
-Чему этот рассказ вас научил?
Есть хорошая пословица: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью!». Вы сегодня все были молодцы! Спасибо вам!
ЛИТЕРАТУРА
1. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: биобиблиографический список / сост. О. Н. Сапронова; ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека им. А. А. Суркова», информационно-библиографический отдел. – Ярославль, 2023. – 18 с.
2. Иван Григорьевич Кузьминов. Сто загадок про лошадок. Для полезного чтения детям 2022 .- 22с. ISBN: 978-5-0056-6064-0.
3. Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964). Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2021. - 1376, [1] с. : портр.; 22 см. - (Новые словари).; ISBN 978-5-94666-678-7.
4. Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
5. Ушинский, Константин Дмитриевич (1824-1870.). Слепая лошадь : [Рассказ. Для дошкол. возраста] / Константин Ушинский;, 2023. - 11 с. : цв. ил.; 20 см. ISBN: 9785433502123.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка: - познакомить детей с правилами приветствия,- рассказать историю этих правил;- вызвать желание быть вежливым....
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....
Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"
Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"....
План-конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Как щенок нашёл друзей"
Конспект занятия создан с учётом требования ФГОС....
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"
Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами....
Конспект занятия в логопедической группе по развитию речи (подготовительная группа)
*Закрепление произношения звука Ч в связной речи. *Пересказ сказки с элементами драматизации. *Закрепление словообразования притяжательных прилага...
Конспект занятия в форме КВН по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "В гостях у сказки" в подготовительной к школе группе
Цель: закрепить знания детей о прочитанных произведениях....