Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"
план-конспект занятия на тему

Парфенова Екатерина Станиславовна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему  " Насекомое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие на тему: " Насекомые"117 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  комплексного  подгруппового  занятия

с детьми подготовительной к школе группы с диагнозом  ЗПР

учителя - дефектолога Парфеновой Е.С.

Тема: « Насекомые»

Задачи: Образовательные

  • Закрепление знаний детей о разнообразии насекомых, выделении их отличительных признаков (наличие шести лапок, насечек, крылышек, усиков, хоботков и т.д.)
  •   Закрепление обобщающего понятия «Насекомые»
  • Закрепление представления о том, что в природе нет « ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты
  •  Активизация и уточнение словаря по теме « Насекомые»  

  • Закрепление  умения  решать примеры на сложение и вычитание, читать запись
  • Закрепление умения пользоваться   количественным  и порядковым счетом, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах, узнавание знакомых фигур в предметах
  • Закрепление умения сравнивать предметы разных размеров по величине
  • Коррекционно - развивающие 
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие логического мышления

Речевые

  • Закрепление умения отвечать на вопросы полными, распространенным предложением
  • Закрепление умения  согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже
  •  Закрепление  умения  правильно  употреблять  слова  определяющие размер  предмета  (большая, поменьше,  ещё  меньше, самая маленькая) и его форму  (овальная, круглая, прямоугольная, треугольная, квадратная)
  • Закрепление умения правильно употреблять существительные в форме родительного падежа единственного числа

 

Воспитательные

  • Воспитание доброго отношения к маленьким соседям  по планете
  • Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: набор коробок разных по величине и форме, набор цифр на каждого ребенка, изображение примеров, предметные картинки по теме «Насекомые» (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха); разрезные картинки – пчела, кузнечик, жук, комар, муха; музыкальный диск со звуками, производимых насекомыми (жужжание жука, писк комара, рой пчел, жужжание шмеля), звуками дождя; СD-проигрыватель;  игрушки-насекомые» контейнер с наполнителем;  

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки, рассматривание их на предметных картинках, беседа о них, составление описательного рассказа, расширение словаря по данной теме.

План занятия.

  1. Организационный момент (сюрпризный момент «праздничная коробка»)
  2. Решение примеров.
  3. Д/и «Собери картинку»

     4. Беседа о насекомых по вопросам.

     5. Физминутка «Бабочки», «Стрекоза»

     6. Д/игра «Четвертый лишний»

     7. Д/игра «Опиши насекомое»

     8. Организация окончания занятия (итог, оценка)

 Ход занятия:

1. Организационный момент:  

Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня почтальон принес нам посылку,  давайте  заглянем, что в ней. ( Коробка обклеенная  примерами на сложения и вычитания)

 Перед тем, как открыть коробку надо выполнить несколько заданий. (Дефектолог предлагает детям пройти  к столам и занять свои места) Надо прочитать пример, решить его, а ответ показать с помощью цифр, которые лежат у вас на подносах.

 По мере того, как дети решают примеры, дефектолог разворачивает коробку. В коробке оказывается ещё несколько коробок, все разной величины и формы.

Дефектолог: Дети, что вы видите?

Дети: Много коробок.

Дефектолог: Они одинаковые?

Дети: Нет. Они разные по форме и размеру.

Дефектолог: Это коробка, какой формы?

Дети: Она овальная, круглая и т.д.

Дефектолог: А про эти коробки, вы, что можете сказать (показывает коробки разные по величине)

Дети: Они квадратные и  разные по величине. Они разные по размеру.

Дефектолог: Что мы скажем про первую коробку?

Дети: Она самая большая.

Дефектолог: А про вторую?

Дети: Поменьше.

Дефектолог: Что можно сказать про третью коробку, какая она? И т.д.  (уточняет размер коробок и порядковый счет)

2. Д/игра « Собери картинку»

Дефектолог: Дети, давайте, посмотрим, что лежит в круглой коробке. Здесь картинки, но когда несли коробку, их все перемешали. Помогите мне их собрать (дети собирают на столах разрезные картинки с изображением насекомых)  Саша, кого ты собрал?

Саша: Я собрал пчелу и т.д. с каждым ребенком.

Дефектолог: А как можно назвать одним словом все,  кого вы собрали и назвали? Кто это?

Дети: Это насекомые!

Дефектолог: Все правильно! Давайте поговорим про насекомых.

3. Беседа о насекомых по вопросам: (

Дефектолог: А кто мне скажет, в какое время года появляются насекомые?

1-й ребенок: Насекомые появляются весной и летом, когда теплеет.

Дефектолог: Правильно! А кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых? Как их узнать?

2-й ребенок: У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.

Дефектолог: Молодцы! А кто из вас знает, от какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых?

3-й ребенок: Название «насекомые» произошло от слова «насечки».

Дефектолог: А что такое «насечки»?

4-й ребенок: Насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.

Дефектолог: Молодцы! Вы все правильно сказали. Действительно, это название произошло от слова «насечки» или «насекать». А чем же питаются насекомые?

5-й ребенок: Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.

Дефектолог: Очень хорошо! Скажите, а какие именно насекомые питаются травой, листьями. А, какие  насекомые нектаром, другими насекомыми?

1-й ребенок: Пчелы и бабочки питаются нектаром цветов.

2-й ребенок: Кузнечик, стрекоза, муравей питаются вредными насекомыми. Они хищные, так как они нападают на других насекомых.

3-й ребенок: А мухи питаются остатками пищи человека.

Дефектолог: Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете о насекомых. А каких насекомых вы ещё знаете.    

Дети: Это жук, муха, кузнечик, бабочка, пчела, комар.

Дефектолог: Молодцы! А кто из вас помнит, какие из этих насекомых приносит нам вред, а какие пользу. Максим и Артем подойдут  к доске. Слева повесь тех насекомых, которые приносят нам вред, а справа тех, которые приносят нам пользу. Посмотрите, ребята, правильно ли мальчики  выполнили задание?  Алеша  расскажи нам о насекомых, которые приносят нам вред. Что ты о них знаешь?

Алеша: Муха и комар – это вредные насекомые. Они приносят нам вред, потому что на своих лапках переносят микробы и опасные болезни. От укусов комара страдают взрослые и дети.

Дефектолог: Молодец! Теперь Вероника подойдет к доске и расскажет о тех насекомых, которые приносят нам пользу.

Вероника: Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые. Они приносят нам пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы. Кузнечик, муравей, стрекоза охотятся  на других вредных насекомых.

Дефектолог: Дети, как вы думаете, а зачем на нашей планете живут вредные насекомые?

Ответы детей

Дефектолог:  Да, многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.

Дети: У кузнечика ушки на лапках, у бабочки рот – это хоботок, у некоторых насекомых уши на животе и т.д.

Дефектолог: Молодцы ребята! Вы все очень хорошо рассказали. А теперь давайте немножко отдохнем, превратимся в бабочек и полетим на   полянку        (проходят на ковер)

 

4. Физминутка «Бабочки» « Стрекоза» под различные звуки, производимые насекомыми.

Дефектолог:   (Дети вместе с дефектологом выполняют движения и слова)

Мы бабочки!

В апреле ласкает солнце нас (встать, движения руками сверху вниз, к лицу)

На луг мы прилетели (прыжки на месте, руки в стороны, махи руками)

И здесь танцуем вальс (изображают).

Дефектологи:  Бабочки были хорошие, а какие стрекозы?

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

Дефектолог: Ой, что это за звук!! (шум дождя)

 

5. Д/игра «Четвертый лишний»  

Дефектолог:  Когда идет дождь, что делают насекомые?

Дети: Прячутся.

  Дефектолог: Давайте  представим, что все насекомые спрятались в этой коробке. Давайте их поищем.

Дефектолог:  Каждый из вас будет по очереди  доставать насекомого и называть, кого он нашел.

1-й ребенок: Я нашел комара.

2-й ребенок: Я нашла пчелу и т.д. с каждым ребенком.

Дефектолог: Молодцы! А теперь давайте назовем всех насекомых, которых вы нашли.

Дети: Это пчела, комар, кузнечик, стрекоза

Дефектолог: Ребята, посмотрите, какое из этих насекомых лишнее? Как вы думаете?

Дети: Лишнее насекомое - это комар.

Дефектолог: Почему?

Дети: Потому что комар приносит нам вред, а остальные насекомые приносят нам пользу.

Дефектолог: Вы отлично справляетесь с заданием, давайте посмотрим. Что же в самой маленькой коробочке.

6. Д/игра «Кого не стало?»  

 Дефектолог: На ваших карточках одно насекомое не вернулась на место. Посмотрите внимательно и заполните пустое окошко. 

Дети: У меня не вернулась пчела и т.д. с каждым ребенком.

 

 

8. Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)

Дефектолог: А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?

1-й ребенок: Мы должны сказать, что это за насекомое.

2-й ребенок: Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.

3-й ребенок: Мы должны сказать, где живет? Чем питается?

4-й ребенок: Какую пользу или вред наносит нам.

Дефектолог: Молодцы! Давайте сначала я опишу своего насекомого, а потом вы. Слушайте меня внимательно! Это насекомое – бабочка. У бабочки есть голова, на голове у нее есть маленькие усики, глаза, хоботок, есть длинное туловище, 6 лапок, 2 больших ярких разноцветных крыла. Бабочка питается нектаром цветов. Она полезное насекомое, потому что опыляет растения.

(И так далее по очереди дети описывают по этому плану своих насекомых)

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Дефектолог: Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране.  Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о насекомых.

Дефектолог: А чему вы сегодня научились? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы). Мне очень понравилось, как вы хо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!

Конспект  подгруппового логопедического  занятия

с детьми подготовительной к школе группы с диагнозом ОНР 3 уровня

учителя-логопеда Федоровой В.Н.

Тема: «Насекомые»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

  1. Уточнение и активизация словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний (названий частей тела, их внешних признаков, образе жизни); закрепление обобщающего понятия «Насекомые»;
  2. Закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
  3. Закрепление умения правильно употреблять существительные в форме родительного падежа единственного числа;
  4. Закрепление умения составлять сложноподчиненное предложение с союзом «а»;
  5. Закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;
  6. Закрепление навыка звукового анализа слов;
  7. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом  –ищ-;
  8. Закрепления умения составлять описательный рассказ;
  9. Развитие общей и мелкой моторики;
  10. Развитие логического мышления;
  11.  Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые» (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха); разрезные картинки – пчела, кузнечик, жук, комар, муха; музыкальный диск со звуками, производимых насекомыми (жужжание жука, писк комара, рой пчел, жужжание шмеля); СD-проигрыватель; разрезные буквы; фишки для звукового анализа; игрушки-насекомые» контейнер с наполнителем; макеты крыльев бабочек.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки, рассматривание их на предметных картинках, беседа о них, составление описательного рассказа, расширение словаря по данной теме.

План занятия.

1. Организационный момент (пальчиковая гимнастика «На полянке»)

2. Беседа о насекомых по вопросам.

3. Д/игра «Собери слово»

4. Физминутка «Бабочки»

5. Д/игра «Я самый важный»

6. Д/игра «Четвертый лишний»

7. Д/игра «Собери картинки»

8. Д/игра «Опиши насекомое»

9. Организация окончания занятия (итог, оценка)

Ход занятия:

1. Организационный момент: (создание эмоционального положительного настроя, активизация внимания детей, развитие мелкой моторики)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Давайте с вами присядем на полянку и посмотрим кто же здесь живет. (Дети вместе с логопедом под звуки насекомых выполняют пальчиковую гимнастику и повторяют слова)

На полянке я сижу, во все стороны гляжу (сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо)

Сколько насекомых здесь! (руки через верх разводят в стороны)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

Это бабочка – краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза (поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно)

Все спешат, все трудятся, а она красуется (поочередно ударяют кулаками и ладонями).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, о ком это стихотворение? Что же за жители живут в этой волшебной стране?

Дети: В этой стране живут пчела, оса, муравей, стрекоза!

Логопед: А как можно, одним словом назвать всех кого вы перечислили? Кто это?

Дети: Это насекомые!

Логопед: Все правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о насекомых.

2. Беседа о насекомых по вопросам: (активизация и уточнение словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний, закрепление обобщающего понятия «Насекомые»)

Логопед: А кто мне скажет, в какое время года появляются насекомые?

1-й ребенок: Насекомые появляются весной и летом, когда теплеет.

Логопед: Правильно! А кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых?

2-й ребенок: У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.

Логопед: Молодцы! А кто из вас знает, от какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых?

3-й ребенок: Название «насекомые» произошло от слова «насечки».

Логопед: А что такое «насечки»?

4-й ребенок: Насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.

Логопед: Молодцы! Вы все правильно сказали. Действительно, это название произошло от слова «насечки» или «насекать». А чем же питаются насекомые?

5-й ребенок: Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.

Логопед: Очень хорошо! Скажите, а какие именно насекомые питаются травой, листьями. А какие нектаром, другими насекомыми?

1-й ребенок: Пчелы и бабочки питаются нектаром цветов.

2-й ребенок: Кузнечик, стрекоза, муравей питаются вредными насекомыми. Они хищные, так как они нападают на других насекомых.

3-й ребенок: А мухи питаются остатками пищи человека.

Логопед: Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете о насекомых. А теперь давайте посмотрим на жителей этой волшебной страны. Назовите их.

Дети: Это жук, муха, кузнечик, бабочка, пчела, комар.

Логопед: Молодцы! А кто из вас помнит, какие из этих насекомых приносит нам вред, а какие пользу. Артур, подойди к доске. Слева повесь тех насекомых, которые приносят нам вред, а справа тех, которые приносят нам пользу. Посмотрите, ребята, правильно ли Артур выполнил задание? Даша расскажи нам о насекомых, которые приносят нам вред. Что ты о них знаешь?

Даша: Муха и комар – это вредные насекомые. Они приносят нам вред, потому что на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.

Логопед: Молодец! Теперь Костя подойдет к доске и расскажет о тех насекомых, которые приносят нам пользу.

Костя: Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые. Они приносят нам пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы. Кузнечик, муравей, стрекоза охотятся  на других вредных насекомых.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо рассказали. А теперь давайте с вами превратимся в бабочек и будем перелетать с одной полянки на другую. На каждой из полянок растут цветы. В этих цветах лежат для вас задания, которые вы должны будет выполнить. Давайте полетим на первую полянку.

3. Д/игра «Собери слово» (закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами, закрепление навыка звукового анализа слов)

Логопед: Занимайте свои места за столами. Давайте вспомним, что за столами мы сидим правильно. Спина у вас должна быть прямая. А вот и первое задание. Перед вами лежат конверты. В одних лежат буквы, а в других фишки для звукового анализа. Сейчас вы сначала должны будете взять конверты с буквами. Достаньте буквы из своих конвертов и составьте слова. Прочитайте, каждый по очереди, какие слова вы составили.

Дети по очереди читают получившиеся слова.

Логопед: Молодцы! А теперь разделите ваши слова на слоги. Даня сколько слогов в твоем слове?

Даня: В слове паук 2 слога.

Логопед: Назови первый слог, второй.

Даня: Первый слог в моем слове – па, второй – ук.

Логопед: Молодец, Даня! (и так далее с каждым ребенком)

Логопед: А теперь, сложите ваши буквы обратно в конверт. И возьмите другой конверт, где лежат кружки для звукового анализа. Теперь пусть каждый из вас составит звуковую схему ваших слов. Даша, какую звуковую схему ты составила? Сколько звуков в твоем слове?

Даша: В слове комар 5 звуков.

Логопед: Назови третий по счету звук, дай ему характеристику.

Даша: Третий звук в комар – [м]. Этот звук согласный, твердый.

Логопед: Назови четвертый звук.

Даша: Четвертый звук – [а]. Этот звук гласный.

И так далее с каждым ребенком.

4. Физминутка «Бабочки» (развитие общей моторики)

Логопед: Ребята, вы молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием. А теперь давайте с вами немножко отдохнем и отправимся на луг (Дети вместе с логопедом выполняют движения и слова)

Мы бабочки!

В апреле ласкает солнце нас (встать, движения руками сверху вниз, к лицу)

На луг мы прилетели (прыжки на месте, руки в стороны, махи руками)

И здесь танцуем вальс (изображают).

Логопед: Дальше нас ждет следующая полянка. Давайте полетим туда.

5. Д/игра «Я самый важный» (совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ищ-)

Логопед: Вот мы с вами и оказались еще на одной полянке. Посмотрите, здесь нас тоже ждут насекомые. Давайте их назовем. Эти насекомые очень любят хвастаться друг перед другом. Они считают, что каждый из них лучше остальных.

1-й ребенок – У кузнечика не усы, а усищи.

2-й ребенок – У бабочки  не крылья, а крылищи.

3-й ребенок – У жука не голова, а головищи.

4-й ребенок – У мухи не глаза, а глазищи.

5-й ребенок  – У комара не лапы, а лапищи.

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь давайте отправимся с вами на следующую полянку. Нравится вам наше путешествие?

6. Д/игра «Четвертый лишний» (развитие логического мышления)

Логопед: Вот мы с вами оказались на новой полянке. Ребята представляете, пока мы с вами перелетали с полянки на полянку, все насекомые от нас спрятались. Давайте их поищем. Посмотрите, что это у меня?

Дети: Это коробочка.

Логопед: Правильно! Давайте посмотрим, может быть. они сюда заползли, давайте их здесь поищем. Пусть каждый из вас будет по очереди  доставать насекомого и называть, кого он нашел.

1-й ребенок: Я нашел комара.

2-й ребенок: Я нашла пчелу и т.д. с каждым ребенком.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте назовем всех насекомых, которых вы нашли.

Дети: Это пчела, комар, кузнечик, стрекоза

Логопед: Ребята, посмотрите, какое из этих насекомых лишнее? Как вы думаете?

Дети: Лишнее насекомое - это комар.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что комар приносит нам вред, а остальные насекомые приносят нам пользу.

6. Д/игра «Кого не стало?» (закрепление умения образовывать существительные в Род. падеже)

Логопед: Молодцы! А сейчас насекомые снова хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас я буду убирать какого-нибудь насекомого, а вы должны будет сказать кого не стало.

1-й ребенок: Не стало жука.

2-й ребенок: Не стало комара и т.д.

7. Д/игра «Собери картинки» (развитие мышление, мелкой моторики)

Логопед: Вот мы с вами оказались еще на одной полянке. Я сегодня так спешила к вам, что по пути рассыпала все картинки. Помогите мне их собрать (дети собирают на столах разрезные картинки с изображением насекомых). Артур, кого ты собрал?

Артур: Я собрал пчелу и т.д. с каждым ребенком.

8. Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)

Логопед: А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?

1-й ребенок: Мы должны сказать, что это за насекомое.

2-й ребенок: Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.

3-й ребенок: Мы должны сказать, где живет? Чем питается?

4-й ребенок: Какую пользу или вред наносит нам.

Логопед: Молодцы! Давайте сначала я опишу своего насекомого, а потом вы. Слушайте меня внимательно! Это насекомое – бабочка. У бабочки есть голова, на голове у нее есть маленькие усики, глаза, хоботок, есть длинное туловище, 6 лапок, 2 больших ярких разноцветных крыла. Бабочка питается нектаром цветов. Она полезное насекомое, потому что опыляет растения.

(И так далее по очереди дети описывают по этому плану своих насекомых)

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране.  Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о насекомых.

Логопед: А чему вы сегодня научились? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы). Мне очень понравилось как вы хорошо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!

1. Организационный момент: (создание эмоционального положительного настроя, активизация внимания детей, развитие мелкой моторики)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Давайте с вами присядем на полянку и посмотрим кто же здесь живет. (Дети вместе с логопедом под звуки насекомых выполняют пальчиковую гимнастику и повторяют слова)

На полянке я сижу, во все стороны гляжу (сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо)

Сколько насекомых здесь! (руки через верх разводят в стороны)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

Это бабочка – краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза (поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно)

Все спешат, все трудятся, а она красуется (поочередно ударяют кулаками и ладонями).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, о ком это стихотворение? Что же за жители живут в этой волшебной стране?

Дети: В этой стране живут пчела, оса, муравей, стрекоза!

Логопед: А как можно, одним словом назвать всех кого вы перечислили? Кто это?

Дети: Это насекомые!

Логопед: Все правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о насекомых.

2. Беседа о насекомых по вопросам: (активизация и уточнение словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний, закрепление обобщающего понятия «Насекомые»)

Логопед: А кто мне скажет, в какое время года появляются насекомые?

1-й ребенок: Насекомые появляются весной и летом, когда теплеет.

Логопед: Правильно! А кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых?

2-й ребенок: У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.

Логопед: Молодцы! А кто из вас знает, от какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых?

3-й ребенок: Название «насекомые» произошло от слова «насечки».

Логопед: А что такое «насечки»?

4-й ребенок: Насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.

Логопед: Молодцы! Вы все правильно сказали. Действительно, это название произошло от слова «насечки» или «насекать». А чем же питаются насекомые?

5-й ребенок: Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.

Логопед: Очень хорошо! Скажите, а какие именно насекомые питаются травой, листьями. А какие нектаром, другими насекомыми?

1-й ребенок: Пчелы и бабочки питаются нектаром цветов.

2-й ребенок: Кузнечик, стрекоза, муравей питаются вредными насекомыми. Они хищные, так как они нападают на других насекомых.

3-й ребенок: А мухи питаются остатками пищи человека.

Логопед: Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете о насекомых. А теперь давайте посмотрим на жителей этой волшебной страны. Назовите их.

Дети: Это жук, муха, кузнечик, бабочка, пчела, комар.

Логопед: Молодцы! А кто из вас помнит, какие из этих насекомых приносит нам вред, а какие пользу. Артур, подойди к доске. Слева повесь тех насекомых, которые приносят нам вред, а справа тех, которые приносят нам пользу. Посмотрите, ребята, правильно ли Артур выполнил задание? Даша расскажи нам о насекомых, которые приносят нам вред. Что ты о них знаешь?

Даша: Муха и комар – это вредные насекомые. Они приносят нам вред, потому что на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.

Логопед: Молодец! Теперь Костя подойдет к доске и расскажет о тех насекомых, которые приносят нам пользу.

Костя: Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые. Они приносят нам пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы. Кузнечик, муравей, стрекоза охотятся  на других вредных насекомых.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо рассказали. А теперь давайте с вами превратимся в бабочек и будем перелетать с одной полянки на другую. На каждой из полянок растут цветы. В этих цветах лежат для вас задания, которые вы должны будет выполнить. Давайте полетим на первую полянку.

3. Д/игра «Собери слово» (закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами, закрепление навыка звукового анализа слов)

Логопед: Занимайте свои места за столами. Давайте вспомним, что за столами мы сидим правильно. Спина у вас должна быть прямая. А вот и первое задание. Перед вами лежат конверты. В одних лежат буквы, а в других фишки для звукового анализа. Сейчас вы сначала должны будете взять конверты с буквами. Достаньте буквы из своих конвертов и составьте слова. Прочитайте, каждый по очереди, какие слова вы составили.

Дети по очереди читают получившиеся слова.

Логопед: Молодцы! А теперь разделите ваши слова на слоги. Даня сколько слогов в твоем слове?

Даня: В слове паук 2 слога.

Логопед: Назови первый слог, второй.

Даня: Первый слог в моем слове – па, второй – ук.

Логопед: Молодец, Даня! (и так далее с каждым ребенком)

Логопед: А теперь, сложите ваши буквы обратно в конверт. И возьмите другой конверт, где лежат кружки для звукового анализа. Теперь пусть каждый из вас составит звуковую схему ваших слов. Даша, какую звуковую схему ты составила? Сколько звуков в твоем слове?

Даша: В слове комар 5 звуков.

Логопед: Назови третий по счету звук, дай ему характеристику.

Даша: Третий звук в комар – [м]. Этот звук согласный, твердый.

Логопед: Назови четвертый звук.

Даша: Четвертый звук – [а]. Этот звук гласный.

И так далее с каждым ребенком.

4. Физминутка «Бабочки» (развитие общей моторики)

Логопед: Ребята, вы молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием. А теперь давайте с вами немножко отдохнем и отправимся на луг (Дети вместе с логопедом выполняют движения и слова)

Мы бабочки!

В апреле ласкает солнце нас (встать, движения руками сверху вниз, к лицу)

На луг мы прилетели (прыжки на месте, руки в стороны, махи руками)

И здесь танцуем вальс (изображают).

Логопед: Дальше нас ждет следующая полянка. Давайте полетим туда.

5. Д/игра «Я самый важный» (совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ищ-)

Логопед: Вот мы с вами и оказались еще на одной полянке. Посмотрите, здесь нас тоже ждут насекомые. Давайте их назовем. Эти насекомые очень любят хвастаться друг перед другом. Они считают, что каждый из них лучше остальных.

1-й ребенок – У кузнечика не усы, а усищи.

2-й ребенок – У бабочки  не крылья, а крылищи.

3-й ребенок – У жука не голова, а головищи.

4-й ребенок – У мухи не глаза, а глазищи.

5-й ребенок  – У комара не лапы, а лапищи.

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь давайте отправимся с вами на следующую полянку. Нравится вам наше путешествие?

6. Д/игра «Четвертый лишний» (развитие логического мышления)

Логопед: Вот мы с вами оказались на новой полянке. Ребята представляете, пока мы с вами перелетали с полянки на полянку, все насекомые от нас спрятались. Давайте их поищем. Посмотрите, что это у меня?

Дети: Это коробочка.

Логопед: Правильно! Давайте посмотрим, может быть. они сюда заползли, давайте их здесь поищем. Пусть каждый из вас будет по очереди  доставать насекомого и называть, кого он нашел.

1-й ребенок: Я нашел комара.

2-й ребенок: Я нашла пчелу и т.д. с каждым ребенком.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте назовем всех насекомых, которых вы нашли.

Дети: Это пчела, комар, кузнечик, стрекоза

Логопед: Ребята, посмотрите, какое из этих насекомых лишнее? Как вы думаете?

Дети: Лишнее насекомое - это комар.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что комар приносит нам вред, а остальные насекомые приносят нам пользу.

8. Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)

Логопед: А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?

1-й ребенок: Мы должны сказать, что это за насекомое.

2-й ребенок: Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.

3-й ребенок: Мы должны сказать, где живет? Чем питается?

4-й ребенок: Какую пользу или вред наносит нам.

Логопед: Молодцы! Давайте сначала я опишу своего насекомого, а потом вы. Слушайте меня внимательно! Это насекомое – бабочка. У бабочки есть голова, на голове у нее есть маленькие усики, глаза, хоботок, есть длинное туловище, 6 лапок, 2 больших ярких разноцветных крыла. Бабочка питается нектаром цветов. Она полезное насекомое, потому что опыляет растения.

(И так далее по очереди дети описывают по этому плану своих насекомых)

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране.  Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о насекомых.

Логопед: А чему вы сегодня научились? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы). Мне очень понравилось как вы хорошо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!

Пла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка: - познакомить детей с правилами приветствия,- рассказать историю этих правил;- вызвать желание быть вежливым....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"

Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Тема: «Как козочка и волк разговаривали» (сказка).

                  ЦЕЛЬ: 1. Учить пересказывать начало сказки и придумывать ее окончание.      2. Упражнять в подборе увелич...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»

Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Задачи:Обучающие: Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.Уч...