Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 5 кл
рабочая программа (5 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«ИСТОКИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_5_kl.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021 г..        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2021г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

приказ № 284 от «30» августа 2021г.

Класс: 5АВГД

На 2021-2022 учебный год

Составитель:

Евдокимова Яна Сергеевна

Учитель истории и обществознания

   Цель курса внеурочной деятельности: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, для обучающихся  5 «А», «Б», «В» классов МБОУ «СШ № 21» , на основании примерной программы  «Истоки» 5-9 классы и авторской программы под редакцией А.В. Камкин «Истоки. 5 класс», издательство «Истоки», 2012 год.

Программа ориентирована на УМК: предметную линию учебника: Камкин А.В. «Истоки»: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2012.

 «Истоки» — интегративный   курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение учениками программы  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.

Содержание курса внеурочной деятельности

Вводный урок (1 час)

Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой, подчеркнуть значимость предмета. Присоединение к теме 5 класса. Что такое чудо? Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России?

Соха и топор (4 часа)

Присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой. Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает?

Крестьянские хоромы (4 часа)

Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы. Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома.

Соловки (5 часов)

Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны. Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы.

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа. Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма. познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов.

Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы. Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесному, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы.

Московский Кремль (5 часов)

Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный». Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками. Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.

Летописи (4 часа)

Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора. Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта. У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России.

Основное содержание

Формы организации

Виды учебной деятельности

Введение (1 ч.)

Соха и топор (4 часа)

«Соха и топор»

«Куда соха и топор вместе ходили?»

«Чему соха и топор человека учили»

«Соха и топор как чудеса России»

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Крестьянские хоромы (4 часа)

«Крестьянские хоромы»

«И тесен дом, да просторен он»

«Домашний лад и порядок»

«Крестьянские хоромы – чудо России»

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Соловки (5 часов)

«Особый мир монастыря»

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

«Чудо Преображения»

«Соловецкий монастырь – чудо России»

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Когда я бываю в храме…

«Покров Пресвятой Богородицы»

«На святом месте»

«Храм Покрова – символ гармонии»

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Икона «Живоначальная Троица»(5 часов)

Икона «Живоначальная  Троица»

«Путешествие в мир иконы»

«Звенящие краски иконы»

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

Ролевая игра

Круглый стол

Диспуты

Поисковые и научные исследования

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Московский Кремль (5 часов)

«Щит военный. Щит духовный».

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

«Московский Кремль – центр государства»

«Хранитель истории, доблести, славы».

«Московский кремль – чудо России»

Ролевая игра

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Летописи (4 часа)

«Первые летописцы и первые летописи»

«Как писали и украшали летописи?»

«Преподобный Нестор и его летописи»

«Летописи – чудо России».

+1-Заключение

Круглый стол

Участие в ролевой игре

Участие в дискуссиях

Тематическое  планирование 5А

урока

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

1

6.09

Вводный урок. «Семь чудес России».

1

Соха и топор (4 часа)

2

13.09

«Соха и топор»

1

3

20.09

«Куда соха и топор вместе ходили?»

1

4

27.09

«Чему соха и топор человека учили»

1

5

4.10

«Соха и топор как чудеса России»

1

Крестьянские хоромы (4 часа)

6

11.10

«Крестьянские хоромы»

1

7

18.10

«И тесен дом, да просторен он»

1

8

25.10

«Домашний лад и порядок»

1

9

8.11

«Крестьянские хоромы – чудо России»

1

Соловки (5 часов)

10

15.11

«Особый мир монастыря»

1

11

22.11

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

1

12

29.11

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

1

13

6.12

«Чудо Преображения»

1

14

13.12

«Соловецкий монастырь – чудо России»

1

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

15

20.12

Когда я бываю в храме…

1

16

27.12

«Покров Пресвятой Богородицы»

1

17

10.01

«На святом месте»

1

18

17.01

«Храм Покрова – символ гармонии»

1

19

24.01

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

1

Икона «Живоначальная Троица»(5 ч)

20

31.01

Икона «Живоначальная  Троица»

1

21

7.02

«Путешествие в мир иконы»

1

22

14.02

«Звенящие краски иконы»

1

23

21.02

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

24

28.02

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

1

Московский Кремль (5 часов)

25

7.03

«Щит военный. Щит духовный».

1

26

14.03

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

1

27

21.03

«Московский Кремль – центр государства»

1

28

4.04

«Хранитель истории, доблести, славы».

1

29

11.04

«Московский кремль – чудо России»

1

Летописи (4 часа)

30

18.04

«Первые летописцы и первые летописи»

1

31

25.04

«Как писали и украшали летописи?»

1

32

16.05

«Преподобный Нестор и его летописи»

1

33

23.05

«Летописи – чудо России».

1

34

30.05

Заключение

1

Тематическое  планирование 5В

урока

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

1

7.09

Вводный урок. «Семь чудес России».

1

Соха и топор (4 часа)

2

14.09

«Соха и топор»

1

3

21.09

«Куда соха и топор вместе ходили?»

1

4

28.09

«Чему соха и топор человека учили»

1

5

5.10

«Соха и топор как чудеса России»

1

Крестьянские хоромы (4 часа)

6

12.10

«Крестьянские хоромы»

1

7

19.10

«И тесен дом, да просторен он»

1

8

26.10

«Домашний лад и порядок»

1

9

9.11

«Крестьянские хоромы – чудо России»

1

Соловки (5 часов)

10

16.11

«Особый мир монастыря»

1

11

23.11

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

1

12

30.11

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

1

13

7.12

«Чудо Преображения»

1

14

14.12

«Соловецкий монастырь – чудо России»

1

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

15

21.12

Когда я бываю в храме…

1

16

28.12

«Покров Пресвятой Богородицы»

1

17

11.01

«На святом месте»

1

18

18.01

«Храм Покрова – символ гармонии»

1

19

25.01

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

1

Икона «Живоначальная Троица»

20

1.02

Икона «Живоначальная  Троица»

1

21

8.02

«Путешествие в мир иконы»

1

22

15.02

«Звенящие краски иконы»

1

23

22.02

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

24

1.03

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

1

Московский Кремль (5 часов)

25

8.03

«Щит военный. Щит духовный».

1

26

15.03

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

1

27

22.03

«Московский Кремль – центр государства»

1

28

5.04

«Хранитель истории, доблести, славы».

1

29

12.04

«Московский кремль – чудо России»

1

Летописи (4 часа)

30

19.04

«Первые летописцы и первые летописи»

1

31

26.04

«Как писали и украшали летописи?»

1

32

17.05

«Преподобный Нестор и его летописи»

1

33

24.05

«Летописи – чудо России».

1

34

31.05

Заключение

1

Тематическое  планирование 5Г

урока

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

1

2.09

Вводный урок. «Семь чудес России».

1

Соха и топор (4 часа)

2

9

«Соха и топор»

1

3

16

«Куда соха и топор вместе ходили?»

1

4

23

«Чему соха и топор человека учили»

1

5

30.09

«Соха и топор как чудеса России»

1

Крестьянские хоромы (4 часа)

6

7.10

«Крестьянские хоромы»

1

7

14.10

«И тесен дом, да просторен он»

1

8

21

«Домашний лад и порядок»

1

9

28

«Крестьянские хоромы – чудо России»

1

Соловки (5 часов)

10

11.11

«Особый мир монастыря»

1

11

18.11

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

1

12

25.11

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

1

13

2.12

«Чудо Преображения»

1

14

9.12

«Соловецкий монастырь – чудо России»

1

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

15

16.12

Когда я бываю в храме…

1

16

23.12

«Покров Пресвятой Богородицы»

1

17

30.12

«На святом месте»

1

18

13.01

«Храм Покрова – символ гармонии»

1

19

20.01

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

1

Икона «Живоначальная Троица»

20

27.01

Икона «Живоначальная  Троица»

1

21

3.02

«Путешествие в мир иконы»

1

22

10.02

«Звенящие краски иконы»

1

23

17.02

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

24

24.02

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

1

Московский Кремль (5 часов)

25

3.03

«Щит военный. Щит духовный».

1

26

10.03

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

1

27

17.03

«Московский Кремль – центр государства»

1

28

24.03

«Хранитель истории, доблести, славы».

1

29

7.04

«Московский кремль – чудо России»

1

Летописи (4 часа)

30

14.04

«Первые летописцы и первые летописи»

1

31

21.04

«Как писали и украшали летописи?»

1

32

28.04

«Преподобный Нестор и его летописи»

1

33

12.05

«Летописи – чудо России».

1

34

19.05

Заключение

1

Тематическое  планирование 5Д

урока

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

1

3.09

Вводный урок. «Семь чудес России».

1

Соха и топор (4 часа)

2

10.09

«Соха и топор»

1

3

17.09

«Куда соха и топор вместе ходили?»

1

4

24.09

«Чему соха и топор человека учили»

1

5

1.10

«Соха и топор как чудеса России»

1

Крестьянские хоромы (4 часа)

6

8.10

«Крестьянские хоромы»

1

7

15.10

«И тесен дом, да просторен он»

1

8

22.10

«Домашний лад и порядок»

1

9

29.10

«Крестьянские хоромы – чудо России»

1

Соловки (5 часов)

10

12.11

«Особый мир монастыря»

1

11

19.11

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

1

12

26.11

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

1

13

3.12

«Чудо Преображения»

1

14

10.12

«Соловецкий монастырь – чудо России»

1

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

15

17.12

Когда я бываю в храме…

1

16

24.12

«Покров Пресвятой Богородицы»

1

17

14.01

«На святом месте»

1

18

21.01

«Храм Покрова – символ гармонии»

1

19

28.01

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

1

Икона «Живоначальная Троица»

20

4.02

Икона «Живоначальная  Троица»

1

21

11.02

«Путешествие в мир иконы»

1

22

18.02

«Звенящие краски иконы»

1

23

25.02

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

24

4.03

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

1

Московский Кремль (5 часов)

25

11.03

«Щит военный. Щит духовный».

1

26

18.03

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

1

27

25.03

«Московский Кремль – центр государства»

1

28

8.04

«Хранитель истории, доблести, славы».

1

29

15.04

«Московский кремль – чудо России»

1

Летописи (4 часа)

30

22.04

«Первые летописцы и первые летописи»

1

31

29.04

«Как писали и украшали летописи?»

1

32

6.05

«Преподобный Нестор и его летописи»

1

33

13.05

«Летописи – чудо России».

1

34

20.05

Заключение

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Камкин А.В. ИСТОКИ.Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. —М.: Издательский  дом «Истоки», 2011.-120 с.

2. Истоки: Программа для основной школы // Истоковедение. Социокультурные истоки. –Т. 10. –М.: Издательский дом «Истоки». 2010.-320 с.

3. Белов В. И. Лад. Очерки народной эстетики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 7 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 7 кл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 9 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ» 9 кл...