Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsiokulturnye_istoki_7_klass.docx | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»
«РАССМОТРЕНО» Протокол от 30.08.2018 №1 заседания предметного МО Руководитель МО: _______________ Иноземцева И.А.. | «СОГЛАСОВАНО» Протокол от 31.08.2018 №1 заседания МС Председатель МС: _______________ Васильева Л.И. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 31.08.2018 № 551-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
уровень образования: основное общее образование (7 класс)
Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
Ханты-Мансийск – 2019
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения - целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.
1. Личностными результатами, формируемыми при изучении курса являются:
– дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений,
образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
–приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным)пластам
выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
– закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного
восприятия действительности и через этот опыт – ощущения укорененности в российской социокультурной среде;
– развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности
в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий
по решению учебных и познавательных задач.
Метапредметными результатам, формируемыми при изучении курса
являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно ; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, коллективный проект ) и следовании этическим нормам и правилам поведения .
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и
позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра.
Предметными результатами, формируемыми при изучении курса,
являются:
- усвоение понятий: вечные ценности, образ Отечества, духовность, век,
жизненный круг, седмичный круг;
- имеют представление о духовно – нравственном идеале русского
народа,
- знакомятся с памятниками древней архитектуры, письменности,
живописи, праздниками и традициями народа,
- приобретают опыт публичной презентации, создания и защиты
проектов.
Достигнуть поставленной цели помогают активные формы обучения –
социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 6 классе являются: ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия, активный выбор, мнемотехника, ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.
Новыми видами активных форм обучения являются метод номинальной группы. Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классах дает возможность шестиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе. Если в начале учебного года ученики вспоминают и закрепляют алгоритм работы в четверке, то, начиная со второй четверти, им предлагается выполнить ряд заданий (вт.ч. по работе в коллективном проекте) в группе большего состава (7-8 человек).
Увеличение числа участников группы предполагает более высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями, способность организовать взаимодействие.
Для того, чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:
–слушать друг друга;
–проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;
–приходить к единому мнению;
–структурировать время, выделенное на выполнение задания;
–доказательно представлять результаты работы классу;
–делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения
каждого.
Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности. Уровень мотивации повышается по мере развития коммуникативных и управленческих умений школьников, общего эмоционального фона уроков. Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга, которое выдается каждой паре учащихся на уроке, помогаетуспешной реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся.
Способ проверки планируемых результатов – защита проектов. Активный
экзамен позволяет определить уровень социокультурного развития учащихся по всем основным аспектам качества социокультурного образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный). Проведение активного экзамена в форме защиты проектов дает возможность не только объективно, на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, увидеть и оценить развитие каждого ученика, но и выйти за рамки микрогруппы, создать единый контекст восприятия, осмысления, прочувствования изучаемых социокультурных категорий и ценностей у всех без исключения учащихся класса.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 класс (34 часа)
Тема 1. Введение (2 часа).
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение- чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - людей и пробуждать в них добрые устремления. СО-словие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.
| ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование умения построения и реализации новых знаний; формирование деятельностных способностей. |
Тема 2. Крестьяне (5 часов).
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства. Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка. Семейное, общественное и государственное служение крестьянина. Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба. Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела. Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: развитие умения планировать деятельность на длительную перспективу; формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и практическому применению полученных знаний. |
Тема 3. Мастера - ремесленники (5 часов).
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника. Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд. Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая. Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.). Мастера-храмостроители. Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания полученной информации; развитие способности к рефлексии. |
Тема 4. Купцы и предприниматели (5 часов)
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми. Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал. Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей. Правила чести российского предпринимательства. Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания полученной информации; развитие способности к рефлексии. |
Тема 5. Священство (5 часов)
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства. Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей. «Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему. Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества. Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства. Священство - «соль» Церкви. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания полученной информации; развитие способности к рефлексии. |
Тема 6. Воинство (5 часов)
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Защищать свою землю - право и долг каждого народа.дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войскои мощныйморской флот. Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы. Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики. Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны. Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества. Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания полученной информации; развитие способности к рефлексии. |
Тема 7. Заключение (2 часа)
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Их Слово и Дело. Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания полученной информации; развитие способности к рефлексии. |
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Тема 1. Введение | 2 | |||
1. | Высокий смысл человеческой деятельности. | 1 | ||
2. | Предназначение своего дела. | 1 | ||
Тема 2. Крестьяне | 5 | |||
3. | Крестьянское сословие во все времена. | 1 | ||
4. | Крестьянское дело. | 1 | ||
5. | Великое слово крестьянского дела. | 1 | ||
6. | Духовный смысл крестьянского дела. | 1 | ||
7. | Традиции земледелия сегодня. | 1 | ||
Тема 3. Мастера - ремесленники | 5 | |||
8. | Ремесленники. | 1 | ||
9. | Ремесло и производственный труд. | 1 | ||
10. | Смысл ремесла. | 1 | ||
11. | Жизненные уроки ремесла. | 1 | ||
Слово и дело ремесленника. | 1 | |||
Тема 4. Купцы и предприниматели | 5 | |||
13. | Купцы и предприниматели. | 1 | ||
14. | Дело купца и предпринимателя. | 1 | ||
15. | Наживать добро или творить добро? | 1 | ||
16. | Деловые люди: в чем их Слово? | 1 | ||
17. | Духовный смысл предпринимательства. | 1 | ||
18. | Высокий смысл Труда (активный экзамен) | 1 | ||
19. | Высокий смысл Труда(активный экзамен) | 1 | ||
Тема 5. Священство | 5 | |||
Тысячелетнее служение Отечеству. | 1 | |||
Священнослужители и церковнослужители. | 1 | |||
Монашество. | 1 | |||
Духовное воинство | 1 | |||
Священство как сословие. | 1 | |||
Тема 6. Воинство | 5 | |||
25. | На защите своей земли. | 1 | ||
26. | Атрибуты воинства. | 1 | ||
27. | Воинские заповеди. | 1 | ||
28. | Смысл и предназначение воинского служения | 1 | ||
29. | Смысл и предназначение воинского служения | 1 | ||
Тема 7. Заключение | 2 | |||
30. | Служение Отечеству – особое предназначение человека | 1 | ||
31. | Служение Отечеству – особое предназначение человека | 1 | ||
32. | Высокий смысл Служения (активный экзамен). | 1 | ||
33. | Высокий смысл Служения (активный экзамен). | 1 | ||
34. | Истоки дела и подвига | 1 | ||
ВСЕГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Занимательный английский»
Рабочая программа для курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» разработана на основе нормативных документов:-Закон РФ « Об образовании»-ФГОС ООО-Фундаментальное ядро содержания общего ...
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю
Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с уг...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса
Программа разработана на основе: - требований ФГОС основного общего образования; - требований к результатам освоения основной обр...
Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс
Программа разработана на основе: - требований ФГОС основного общего образования; - требований к результатам освоения основной образоват...
Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс
Программа разработана на основе: - требований ФГОС основного общего образования; - требований к результатам освоения основной образоват...
Внеурочное занятие Курса внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс» для учащихся 8-11 классов
Занятие по веурочной деятельности для учащихся 8-11 классов...